Блог Games Herald
Трибуна

Возможна ли игра-шедевр без диалогов и геймплея? Обзор Journey

От редакции. Вы находитесь в блоге Games Herald, автор которого рассказывает про культовые игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!

* * *

Эта пустыня, апофеоз всех пустынь, растянулась до самого неба, в необозримую бесконечность по всем направлениям – белая, слепящая, обезвоженная и совершенно безликая  (с) Стивен Кинг. «Темная Башня: Стрелок»

* * * 

Всем привет! Сегодня хотелось бы рассказать об игре Journey. Игра стала доступна в Steam, и теперь в нее может поиграть еще больше геймеров. Я же поделюсь своими впечатлениями после прохождения игры на PS4. Версия для консолей от Sony набрала кучу наград и добилась признания среди многих игроков. Правда, это было 8 лет назад – на PS3...

Также есть видеоверсия обзора:

Пройди свой путь 

У каждого героя есть своя цель. Как в видеоиграх, так и в других произведениях. Марио целенаправленно идет к принцессе, Роланд идет к Темной Башке, Кратос идет развеять прах жены на самой высокой точке Девяти Миров, а Фродо несет кольцо в Мордор. Есть герой и есть цель, к которой он идет. Это и есть оно – путешествие. 

Игра Journey пытается сломать подобную структуру. Мало того что она напрямую берет и называет себя «Путешествие». Так она еще и не менее прямолинейно повествует о походе героя к вершине горы. Без прямого контекста. Есть герой – есть цель. Кто этот герой, зачем ему эта цель – неважно. Иди, а там видно будет. Невероятная завязка, неправда ли?  Но это не помешало игре собрать целую коллекцию высоких оценок от игровых изданий и десяток наград. Среди наград числятся не только «лучшее аудиовизуальное оформление» или «лучшая инди-игра», но и такие громкие награды, как «игра года». Правда, это случилось в 2012-м. Но факт остается фактом – игра сумела обойти Dishonored, Mass Effect 3, The Walking Dead, XCOM: Enemy Unknown и многие другие игры того года. Чем же она так зацепила игроков и критиков? 

Как превзойти Diablo и разориться? Обзор олдскульной RPG Nox

Молчание — золото?.. 

Journey повествует о… да ни о чем она не повествует. Тут нет сюжета в стандартном понимании. В игре не произносится ни одного слова, не написано ни одной строчки диалога. 

Мы начинаем игру сидя в пустыне. Главный герой – таинственная фигура в робе. Камера демонстрирует нам огромную гору вдали, что немного намекает на то, что это наша цель. Игра разделена на главы, с каждой новой главой мы все дальше отходим от пустыни и узнаем нечто новое о мире. Например, становится понятно, что мир до этого процветал. В нем были города и даже какие-то механизмы. В некоторых локациях мы видим какие-то емкости, в которых хранится ткань. Очевидно, она может быть использована как энергия.  Сейчас же ее использует игрок, чтобы добраться до вершины. Так же видно, что пустыня – не самое страшное и запущенное место этого мира. Чем ближе к горе – тем страшнее путешествовать. Появляются единственные существа, населяющие этот мир – летающие механизмы, которые атакуют игрока, едва завидев. 

И мало нам этой враждебности – со временем климат становится холоднее и поднимаются ветра. Все это мешает нам дойти до горы, а инструментов, чтобы противостоять враждебным машинам или климату, у нас попросту нет. Разве что другой игрок, который может присоединиться к вам, или вы к нему, и совместно вы сможете дойти хоть от начала и до конца игры. 

Количество вопросов, которые оставляет игра, намного больше, чем количество ответов, которые она дает. Но это характерно для многих инди-игр. И ожидать чего-то другого от игры без единого слова было бы нелогично. Кто такой наш персонаж? Как он попал в этот пост-апокалиптичный мир? Какая его начальная мотивация идти к этой горе? Очень много недосказанности, хотя можно ли говорить о недосказанности, когда сказано-то ничего и не было? Ведь ни о предназначении этой Ткани, ни о цели нашего путешествия нам никто не говорит. Мы лишь можем догадываться и двигаться вперед… 

Go Forth and Die 

Собственно, двигаться вперед – это в двух словах о геймплее игры. Он невероятно прост. В нашем арсенале всего две кнопки, кроме движения. Это издать бессловесный крик, который взаимодействует с окружением, и прыгнуть. Для прыжка нужно иметь заряд некой магической силы. Он показан рунами на шарфе нашего героя. По сути, это единственный элемент интерфейса. Длина шарфа показывает силу нашего прыжка, а руны на шарфе – заряжен ли он. 

Для зарядки этой магической силы нам нужно взаимодействовать с тканью. В этом весь геймплей игры. Дойти от точки А в точку Б. И в этом моя основная проблема с Journey. Тут слишком мало от игры.  И это нужно понимать, подходя к Journey. Играть тут особо не во что. Это аудиовизуальное произведение, где самую важную роль играет наше с вами восприятие. Вся игра держится на хрупком понятии атмосферы. 

Что ставит под вопрос – нужно ли играть, или же можно посмотреть какое-то прохождение без комментариев? Я такой подход крайне не одобряю. Любую, даже самую линейную, игру нужно трогать собственноручно и никак иначе. Но вот играя в Journey, я пару раз задавался вопросом, зачем я сейчас держу в руках геймпад? Но это уже мое отношение к «симуляторам ходьбы» дало о себе знать. 

 Чтобы понять, нужно ли вам пробовать Journey, достаточно посмотреть какой-то ролик по этой игре. Читать или смотреть какие-то обзоры бессмысленно – это сугубо эмоциональная вещь. И если увиденное и услышанное даст в вас отклик – значит Journey вам понравится. Если нет – вряд ли что-то изменится, если вы возьмете в руки геймпад. На мой взгляд, это плохой показатель для игры. 

Жуткие истории из Sims: «Дом-2», подглядывание, бессмысленная жестокость

И в итоге оно неизменно приходит туда, откуда начинало... 

Несомненно, Journey – шедевральное произведение. Для кого-то это яркий пример искусства. Но меня не покидало чувство, что во всю эту прекрасную обертку забыли положить игру. Не поймите меня неправильно, дело не в специфическом жанре. Мне очень понравилась The Path от Tale of Tales, и Dear Esther в свое время впечатлила. Это тоже очень сильные произведения, и в них есть место игре. Поэтому от высоко оцененной Journey я ожидал чего-то… иного. 

В любом случае, на сегодняшний день игра доступна в Steam. Произведение искусства или же переоцененное инди? Теперь каждый может решить сам – игра нетребовательна к железу и стоит всего 300 рублей. Попробуйте, может это именно то приключение, которого вам не хватало.

На этом все. Очень интересно будет услышать ваше мнение об этой игре в коментах. И еще больше интересно мнение других игроков о том, может ли называться игрой года произведение, где геймплей не важен, так же как диалоги и прочие составляющие игры?

Например мне сложно принять подобные игры. Когда я начинал играть в 90-х, я привык к тому, что геймплей превыше всего в игре. Что думаете вы?

Ну и не забывайте плюсануть, если вам понравилось. И подписывайтесь, чтобы не пропускать новые статьи и обзоры. Спасибо за внимание! 

В Старкрафте вымирают команды. На тимлиге от Blizzard игроков наберут комментаторы – как в реалити-шоу

5 игр, которые ты устанешь проходить

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья