У «Смуты» будет спин-офф. Как так вышло, если все ругали игру?
Лецкий разбирается.
10 июля разработчики из «Сайберия Нова» анонсировали: 4 ноября «Смута» получит спин-офф под названием «Земский Собор». Там казак Кирша из основной игры погрузится в интриги на выборах нового государя.
Команда обещает множество толковых изменений, а игроки задаются вопросом: «Откуда вообще взялся спин-офф, если «Смуту» все ругали?» Ответ прост: да, ругали, но для самой студии «Смута» стала успехом.
Что за «Земский Собор»?
Изначально «Земский Собор» был дополнением для «Смуты». Но у разработчиков нашлось много свежих идей, история разрасталась, появились новые механики. В итоге «Земский собор» стал самостоятельной игрой.
«При работе над «Земским собором» стало понятно: новые механики отошли слишком далеко от базы, реализованной в «Смуте», и срастить их в одном проекте просто не получится. Мы переосмыслили проект, усовершенствовали механики, опираясь на обратную связь пользователей. В результате было решено выпустить новую игру в жанре приключенческого экшена, не ограничиваясь рамками DLC», – рассказывает креативный директор «Сайберия Нова» Сергей Русских.

О чем спин-офф?
После победы над зарубежными интервентами в конце Смутного времени важные люди выбирали нового государя – как раз на Земском Соборе в 1613 году. Среди претендентов были в том числе польский королевич Владислав, шведский королевич Карл Филипп и даже Максимилиан, сын императора Священной Римской империи.
Все кандидаты плели интриги, давили на голосующих, манипулировали. Однако правителем выбрали Михаила Федоровича Романова, который заложил новую династию.
Похоже, в игре Кирша сорвет коварные планы иностранных королевичей, разоблачит местных бояр-предателей и организует восхождение Романова.

Как изменится геймплей?
В «Земском Соборе» откажутся от просторного мира и элементов RPG. Это будет линейный экшен с улучшенными боевой системой и стелсом.
«Решение об отказе от RPG-элементов лежало на поверхности. У нас была задача сосредоточиться на качестве механик и сторителлинга, а ресурсы и время, к сожалению, ограничены. Кроме того, мы учитывали в том числе тренды развития видеоигровой индустрии. Так, по оценке МТС Fog Play, в 2024 году доля приключенческого экшена составила 24% среди наиболее популярных жанров видеоигр в России», – отмечает Сергей РУсских.
Также геймплей разнообразят мини-играм и QTE.
«Особое внимание уделено системам боя и стелса: игроки смогут сражаться, используя комбинации ближнего и дальнего боя, скрытно устранять противников с помощью метательных ножей и другого оружия. Также игрок сможет активно взаимодействовать с окружением при помощи элементов QTE и мини-игр», – рассказал креативный директор студии «Сайберия Нова» Сергей Русских.
В общем, ждем энергичных боев против шведов, поляков и предателей страны. И рассчитываем, что стелс заработает уже на релизе, а глупых квестов, где барин не мог дойти до церкви через дорогу, не будет.
«С неработающим стелсом причина была как в сроках, так и в дефиците кадров. Но надо отметить, что мы достаточно быстро делали патчи. В новом проекте стелс будет более комплексным, при этом его реализация сейчас гораздо ближе к общепринятым на рынке стандартам. В случае с квестом про церковь выпал из внимания значимый аспект: логическое соответствие между сюжетной задумкой и игровым пространством. Здесь мы получили важный опыт, сейчас у нас составлена специальная карта по квестам для «Земского собора».

Сколько стоит игра?
«Земский Собор» выйдет только в VK Play. Там уже есть страница, но цена пока не озвучена.
«VK Play активно развивается и помогает российским разработчикам, предлагая более выгодные условия. Кроме того, здесь проще получать обратную связь от русскоязычных игроков и быстро дорабатывать игру с учетом их пожеланий. Нам хочется, чтобы российские платформы росли, и мы рады внести вклад в это. Конечно, в будущем мы можем рассмотреть и Steam, но начинать с VK Play – логичный шаг для нас как для российской студии».
Известно, что игроки, которые предзаказали «Смуту», получат «Земский Собор» бесплатно.
Будут ли еще продолжения?
Похоже, что да. ИРИ уже вложилась в образовательное дополнение «Смутное время: Казачий круг» а разработчики ищут новые темы в рамках сеттинга.
«Тема Смутного времени невероятно богатая, и невозможно реализовать все в рамках одной игры. Мы выдвинули гипотезу, что именно с помощью компьютерных игр можно достучаться до умов и сердец подрастающего поколения, увлечь молодежь изучением истории родной страны. Да и не только молодежь. Видеоигры такой тематики позволяют как на машине времени перенестись в атмосферу того периода нашей страны, примерить на себя роль исторического персонажа, понять его мотивы. В целом это побуждает интерес к родной истории и культуре. Практика подтвердила теорию. Мы и впредь хотим делать игры, базирующиеся на сюжетах из истории России», – обещает Сергей Русских.
Откуда взялось продолжение, если «Смуту» все ругали?
Я ругал «Смуту» на релизе. Игра была сырой, базовые механики вроде стелса не работали, а сам геймплейный фундамент казался непоправимо сломанным. Многие во всем винили ИРИ, которая финансировала игру. Организация дала два года, поэтому в 2022-м «Сайберия» начала активную разработку, а уже в 2024-м выпустила игру.
Уважение, что разработчики сразу взялись за патчи, доработку механик и устранение багов. В итоге «Смута» стала лучше. Но так и не стала хорошей игрой. Она по-прежнему катастрофически скучная и каждые пять минут подкидывает безумные мемы. Последних у меня за пару часов в финальной версии набралось на подборку.
📌«Смута» получила финальный патч – но лучше не стало. И не станет
Если «Смута» до сих пор не в порядке, почему студия процветает и создает спин-оффы? Причина снова в ИРИ: организация выделила на игру 490 миллионов рублей и взамен потребовала миллион скачиваний. Цифра огромная, но есть нюанс: ИРИ настаивает на выпуске бесплатной версии, которых у «Смуты» несколько. Игроки скачивали демоверсию или отправлялись в интерактивный образовательный тур по Ярославлю и Нижнему Новгороду. Скачивание любой из этих бесплатных версий шло в зачет.
Чтобы достичь показателей, «Сайберия Нова» проводила любопытные рекламные кампании. В июне 2024-го игру посоветовали, кажется, все блогеры страны – от Ольги Бузовой до Артемия Лебедева. Лидеры мнений советовали купить игру со скидкой, но сами разработчики наверняка радовались и бесплатным скачиваниям.
В ноябре 2024-го «Сайберия Нова» отчиталась, что все версии «Смуты» скачали свыше миллиона раз. Получается, «Смута» выполнила требования ИРИ и в глазах государства стала успехом. А успех надо развивать. В итоге «Земский Собор» тоже получил поддержку государства.

Кто-то вспомнит, что ИРИ выделила 490 миллионов на условии, что сама студия вложит примерно столько же – из своих денег или через внешних инвесторов. Так полный бюджет игры составил ориентировочно 1 миллиард рублей.
Получается, «Сайберия Нова» нашла еще 490 миллионов и должна была их отбить? Если взять стартовую цену в 2015 рублей и вообще не учитывать комиссию VK Play, то на компенсацию затрат требовалось 243 тысячи проданных копий. Космическая цифра, если учитывать сомнительное качество игры и ставку исключительно на российский рынок.

Но и в этой истории есть нюанс. Необязательно приносить в ИРИ чемодан с наличными и говорить: «Взгляните, вот наши 490 миллионов». Как рассказывает организатор «Игропрома» Анна Козлова, которая не раз получала поддержку от государства, личный вклад можно показать иначе.
Представьте блогера, который рекламирует игры за миллион рублей. Допустим, этот блогер проникся вашим проектом и рассказал о нем бесплатно. В этом случае сохраненный миллион можно считать вашим вкладом в бюджет. Или же представьте специалиста по графике, который говорит: «Обычно я работаю за 300 тысяч рублей в месяц, но вам сделаю скидку в 150 тысяч». Скидка в 50% тоже идет в бюджет.

Не подумайте, что ИРИ бездумно согласится с цифрами, взятыми из головы. Важно грамотно обосновать все скидки и стоимости услуг, которые вам оказали по дружбе. В ином случае представители ИРИ покрутят пальцем у виска и сообщат о нарушении условий.
Возможно, разработчики сделали все возможное, чтобы максимально снизить затраты реальных денег и заменить их скидками и бесплатными услугами. И, возможно, так сократили требуемые для окупаемости 243 тысячи копий до вменяемой суммы.

Для разработчиков «Смута» – успех
Игроки оценивали «Смуту» по рыночным меркам. Она забагованная, недоделанная, скучная. Вот только «Смута» не выходила на обычный рынок и ни с кем не соревновалась.
Пока другие работали над повышением продаж, авторы исторической саги трудились над повышением бесплатных скачиваний и снижением собственных затрат. С этими задачами они справились, перед государством отчитались. Поэтому повторно зашли в ИРИ, получили новые инвестиции и потихоньку превращают в «Смуту» во франшизу. Уверен, «Земский Собор» – не последний проект «Сайберия Нова», о котором мы услышим.
* * *






























то как они утверждали, что Смута прекрасна, а все кто не понял - дураки, как её Алина Рин и Куплинов на релизе нахваливали - это 🤮🤮🤮🤮
Во-первых это не игра, а набор ассетов с говнокодом для распила бюджета и нагрева странных людей, купивших это. Нахваливали это только продажные за деньги. Типа тупенькой алины рин.
Во-вторых им нужно ещё денег.
Вот и весь ответ