«Смута» получила финальный патч – но лучше не стало. И не станет
Лецкий вернулся в Смутное время.
С момента, когда я ругал релизную версию «Смуты», прошло десять месяцев. Все это время разработчики выпускали патчи, меняли озвучку и хвалились успехами. Требования ИРИ они выполнили, любовь Ольги Бузовой заслужили, за продолжение уже взялись.
От таких новостей я невольно подумал, что игра реально могла прокачаться. В итоге повторно скачал «Смуту», которая на днях получила финальный патч и стала лучшей версией себя. Или не стала?

На релизе главными врагами Юрия Милославского были не поляки и немцы, а обычные русские волки. Дело в том, что герой обычно бил по горизонтали, метясь в человеческое тело. Но волки – размером по колено, так что клинок пролетал над ними и не наносил урона. Чтобы убить хищника, я проворачивал комбинации, где три удара летели в молоко, а финальный вертикальный наконец задевал цель. Либо просто стрелял и ждал, пока пушка перезарядится. Ужасно бесило!
Чтобы нормально исправить проблему, нужно кардинально переработать врагов и боевую систему. Это долго, дорого и сложно. Поэтому «Сайберия Нова» прикрутила волкам невидимое тело. Милославкий все еще бьет по воздуху, но урон засчитывается. Отныне баталии вызывают меньше раздражения, но это костыль. Из таких костылей и состоит обновленная «Смута».

Раньше интервенты наваливались толпой, зажимали героя в углу и закликивали без шанса дать отпор. Теперь гады стали аккуратнее. Настолько аккуратнее, что бои превратились в нелепый танец, где вы по минуте кружитесь друг перед другом без единого взмаха мечом.
Временами разбойники проявляют агрессию, но выглядит это как на гифке.
Умнее враги точно не стали. Стоит шагнуть за невидимую черту, как они разворачиваются и несутся на базу будто утюг не выключили.
NPC не обращают внимания на звенящие сабли и стоят столбом посреди боевых действий.
📌 «Смуту» рекламируют Бузова, Валиева и еще куча звезд. Разработчики утверждают: они просто «помогают»
Во время прогулки удивляют лунной походкой…
…и вообще заслуживают билета в дурку.
Стелс на релизе не работал. Враги глазели на присевшего рядом героя и вопрошали: «Эй, кто там? А ну выходи!» Апофеозом был квест из вступления, когда Юрия просили подслушать пару разговоров. По задумке, он должен прятаться в тени, но на деле мог свободно стоять на виду и никого не смущать.
Теперь негодяи замечают Юрия и поднимают тревогу. Правда, со стремительностью слепого тугодума.
Улучшения квестов сводятся к мелким правкам в духе «Произведена дополнительная редактура в диалоге со старостой в квесте «Монастырские дела». Хорошо, что в тексте нет ошибок, однако суть осталась такой же безумной.
В «Монастырских делах» барин просит сбегать до монастыря. Из него давно нет новостей, а сам персонаж больно занят. Нюанс в том, что монастырь находится метрах в 100 от усадьбы. При желании можно докричаться.
В монастыре действительно беда. Крестьяне давно не приносили десятину, нужно их проведать. Естественно, деревня находится метрах в 50 от монастыря, и вопрос снова решился бы криком.
В квесте нет логики, и простой редактурой текста ее не привнесешь. Нужно перерабатывать суть задания, раскидывать локации дальше друг от друга. Но это слишком хлопотно.

Серьезные улучшения есть. К примеру, игру полностью переозвучили. Тот же Юрий Милославский теперь говорит голосом Ивана Жаркова (Тор из Marvel). Слушать его, как и остальных персонажей, гораздо приятнее. Жаль, что сценарий остался прежним, и диалоги двух мужиков, что мечтают скрестить сабли, звучат по-прежнему неловко.
Технические баги тоже поправили. Раньше герой спавнился на локации и полминуты ждал, пока загрузятся текстуры. После патчей процесс занимает пару секунд.
Выглядит игра по-прежнему отлично. Освещение, дизайн, интерьеры – художники надо всем проработали с усердием. И не верьте людям, которые приписывают визуальный успех движку Unreal Engine 5. Неумелыми руками из него каши не сваришь.

Теперь-то стоит играть?
Трудолюбие разработчиков, которые не сдались после хейта, похвально. Вот только косметические правки и исправление багов не делают «Смуту» годной. Она сломана фундаментально: бои бестолковые, квесты лишены логики, ИИ вечно насмехается над здравым смыслом. Эти проблемы не поправить мелкими патчами, они требуют кардинальной переработки. На такой монументальный труд у «Сайберии» не хватило то ли ресурсов, то ли желания.
Отмечу, что выйди «Смута» в текущем состоянии, не стала бы вирусным мемом. Геймеры меньше бы смеялись над неработающим стелсом, странными голосами и зловещими волками. Но хорошей игрой «Смута» не стала и никогда не станет.
* * *


















