«iXBT games – это шоу. За стерильным мнением идите на другие каналы». Интервью с Виталием Казуновым
Святослав Лецкий обсудил скандалы и нижний интернет.
iXBT games – YouTube-канал со скандальной репутацией. Одни считают его слишком жестким, другие – гласом народа, что борется с несправедливостями вроде микротранзакций и наплевательского отношения к фанатам.
В рамках Кибер Феста, посвященного российским играм, я пообщался с создателем канала iXBT games Виталием Казуновым. Как появилось шоу «Нашы игры»? Что происходит в российской игровой индустрии? Почему случился скандал с Дашей Островской? Обсудили все волнующие темы.
📌 Финал Кибер Феста! Голосуйте за лучшую российскую игру
Про российские игры и поддержку геймдева
– В 2023-м казалось, что игровая индустрия в России и Беларуси мертва. Разработчики разъехались, отношения с западными издателями разорвались. В этот момент вы организовали шоу «Нашы игры» и показали много достойных проектов. Почему вообще взялись за эту тему?
– В 2022-м году все печально следили за тем, что происходит с нашей игровой индустрией. В какой-то момент у людей включились панические настроения. «Геймдеву кранты, возвращаемся в девяностые». Но я не понимал таких настроений.
Беларусь уже много лет находится под санкциями, и это положение всего лишь пролонгировалось. Да, вводят новые ограничения, но Россия и не такое переживала – и еще не раз переживет. У нас были шуточки, что iPhone теперь только на цветной металл сгодится, но выход всегда найдется. Как и у разработчиков всегда найдутся обходные пути.
Компании включили прослойки или разделили бизнес – в итоге нормально работают и в России, и на Западе. Причем началось это до событий 2022 года. У нас даже был ролик, что российской игровой индустрии давно нет. Крупные компании, которые гремели на весь мир, были какими угодно, только не местными.
К 2023 году все ходили в потерянном состоянии и не знали, что делать. Но ведь осталось невероятное количество разработчиков, которые делают нечто крутое. Куда им податься? Где рассказать, что их игра скоро выйдет?
Еще в 2022-м мы заметили, что западные блогеры проводят свои трансляции и показывают инди-игры. А мы с Мишей сидим и ничего подобного не делаем. Нужно всего лишь сказать разработчикам: «Ребята, мы покажем ваши игры, приходите». Так и запустили свое шоу.
Я рассчитывал на 20-30 заявок, но их были сотни. В рамках основного шоу мы показали порядка 30 лучших игр, в рамках пост-шоу – еще 70. Оказалось, у нас все замечательно, не хватает лишь вменяемой среды, где разработчики могут расти. Задача компании, которая изображает российского издателя, – создать ее. К примеру, достучаться до инвесторов, которые ни черта не понимают в индустрии, но имеют возможность вкладываться.
Хотя главная проблема индустрии – отсутствие реакции со стороны СМИ. Из частных разговоров с разработчиками я узнал, что российские СМИ просят за публикацию трейлера или новости больших денег. То есть рассказывать о западных играх они готовы, а о российских нет? На ваших глазах зарождается новая игровая индустрия с достойными проектами, а вы ставите инди-разработчикам такие условия? Вы там совсем поехали? И ведь речь об изданиях, которые хорошо себя чувствуют, постоянно публикуют рекламу.
Мы решили стать в пику подобным СМИ и организовали игровое шоу. Естественно, все это сопровождалось нагловатой публикацией в духе «Мы сделали, а где вы?» Хотелось взять людей на слабо и как-то их расшевелить.
– Есть российские игры, о которых много говорят, но они все равно не становятся популярными. Взять хотя бы Slavania: у вас было интервью с разработчиком, а пиковый онлайн в Steam составил 126 игроков. Почему так?
– Потому что одного источника информации недостаточно. Мы рассказали об игре и зацепили, возможно, пару сотен человек. Они потом еще и забудут о скором релизе. Важно распространять информацию через огромное количество источников.
Это в том числе проблема разработчиков. Они думают, что засветились на одном ресурсе, и этого хватит. Одного появления даже на топовом сайте мало. Важно быть везде, поднимать индекс цитируемости. Товарищам, которые раскручивали Slavania, большое уважение. Но добро пожаловать в российские СМИ.
Другой момент в том, что нашим блогерам такие проекты не особо интересны. Как выжать из него хайп? Некоторые блогеры выпускают по одному ролику в неделю с рекламной интеграцией и хотят много просмотров. Поэтому ты не посвятишь этот ролик странной инди-игре.
– Чтобы наши игры развивались, мы просто должны чаще о них говорить?
– Конечно. У нас в каждом новостном подкасте, что выходят по понедельникам, постоянно упоминается российская игровая индустрия. В том числе мы рассказываем про отдельные проекты, пытаемся держать людей в курсе.
📌 «Мы хотим сделать «Черную книгу 2». Интервью с Владимиром Белецким
Про «Смуту», ИРИ и чемоданы
– Как относишься к «Играм будущего», ИРИ и другим государственным инициативам в области геймдева?
– К некоторым организациям отношусь скептически. Часто вижу, что главная деятельность – создавать видимость деятельности. Слежу за организацией, название которой созвучно с одним заболеванием [Кибер: вероятно, речь о РВИ]. «Мы съездили в Китай, там был наш стенд. Мы поговорили с кем-то важным». Но меня не интересует, где вы были и с кем поговорили. Какой результат? Результата нет.
Зато эти ребята умеют вставлять палки в колеса. Когда узнают, что iXBT games поддерживают какое-то мероприятие, выходят из него [Кибер: РВИ прекратила поддержку Игропрома после партнерства фестиваля с iXBT]. Хотя что от них можно получить? Какая будет поддержка? Опубликуют новость на сайте, куда заходят три человека?
Но другие инициативы невероятно крутые. Недавно съездили в Иннополис и встретили там огромное количество заряженных людей. Мероприятие взорвало мне мозг. Организаторы пригласили ребят и дали им семь дней. За это время они должны были сделать работоспособный проект, сделать трейлер и провести питчинг.
Участвовало более 100 команд, в финал прошли 12. Ребята прекрасно выступили, показали достойные игры. Кто-то вообще превратил презентацию в КВН. Если они так круто работают в кризисных условиях, что сделают с бюджетом и поддержкой? Когда вижу таких товарищей, на душе становится легко.
Важно, что ребята увидели: разработка – это всегда сжатые условия, питчинги, попытки достучаться до инвестора. Считаю, что участники прошли проверку на прочность.
– Где этим талантливым ребятам взять деньги? Ощущение, что из вариантов только ИРИ и пара крупных компаний вроде Lesta Games.
– Инвесторы есть, они просто не понимают, во что именно стоит вложиться. Индустрия доходная, а разработка инди-игры по их меркам стоит копейки. В худшем случае ты эту копейку потеряешь, в лучшем – хорошо заработаешь.
Взгляни на самые успешные игры 2024-го: это инди-проекты от разработчиков-одиночек или команд в пару человек. Они взлетели, как по мановению волшебной палочки. Чего стоит удивительная Balatro. Похожа на какую-то чушь, но, когда начинаешь играть, уже не можешь оторваться. Сейчас у Balatro сотни тысяч фанатов. Должен быть человек, который покажет инвесторам: у таких инди большой потенциал.
Если говорить об ИРИ, то у организации есть задача – создавать положительный образ России. Ни во что другое она вкладываться не будет, это накладывает ограничения. И я не уверен, что ребята из ИРИ поймут шизу, придуманную одиноким инди-разработчиком. В Иннополисе показывали дикие игры с клеточками и пикселями. Садишься играть и лишь тогда видишь, что идея рабочая.
Еще разработчик должен понимать, что ИРИ – структура с высоким уровнем отчетности и контроля. Там все жестко. Если что-то пойдет не так и копеечка не туда залетит, будет плохо. Государственная машина оправданиям не верит, только цифрам и отчетам.
Про Lesta Games. Эта компания заинтересована в проектах, которые принесут много-много денег. Независимые разработчики рассказывали, что питчили там свои игры, но ничего не добились – потому что у них не сессионка. Как туда пришить монетизацию?
У нас попросту нет фонда или издателя, к которому можно прийти с идеей игры не про Русь и с меньшим потенциалом, чем у «Мира танков». Любопытно, что на Кипре таких издателей полно. Они маленькие, но охотно подхватывают инди-разработчиков и нормально зарабатывают. Не понимаю, почему в России подобного нет.
– ИРИ много ругают за сжатые сроки. Говорят, что «Смуте» стоило помариноваться еще годик, и стало бы лучше.
– «Смута» была первым опытом ИРИ в сфере игр. До этого они спонсировали фильмы и прочие проекты. Тут у ИРИ все замечательно, вспомните «Слово пацана».
Проблема в том, что у игр такие же метрики, как и у фильмов с сериалами. Как оценить успех сериала? По количеству просмотров. А игры? Видимо, по соотносимому количеству скачиваний. Но сериальные требования не выполнит даже самая успешная игра.
Если вы дали 500 миллионов рублей и ждете миллион игроков, значит, где-то просчитались. Особенно, если продаетесь только в российском регионе. Если инди-разработчик продал миллион копий своей игры, то он уже батя и может сам открывать издательский бизнес.
В случае со «Смутой» винить ИРИ сложно. Разработчики сами питчили идею, закладывали срок в два года, обещали игру на 40 часов и ставили подписи. За язык их никто не тянул. Естественно, бездушная государственная машина однажды потребовала результат.
– «Смуту» встретили хейтом и насмешками, но публичные персоны делают вид, что все отлично. Почему так?
– Для меня это большая загадка. Я бы понял, если бы ребята сказали: «Да, мы облажались, но сейчас дорабатываем проект и надеемся заслужить ваше прощение». Но информационный фон совсем другой. Нам рассказывают, что «Смута» – хорошая игра. Как будто на релизе была пара багов, и их давно исправили. И вообще «Смуту» хейтят боты, релоканты и иноагенты.
Потом инстаблогеры рассказывают, что игра красивая и гениальная. Они формируют у далекой от гейминга аудитории мысль, что со «Смутой» все хорошо. Думаю, это работа на улучшение имиджа не самой «Смуты», а ИРИ. Чтобы к их следующим проектам относились позитивно.
Но меня удивляет, что людей из «Сайберия Нова» уверенно возят по разным выставкам. Опытные разработчики уже разбирали их питчи и доказывали, что заявленный план изначально был невыполнимым. Что люди вообще не представляли, как делаются игры.
– Есть мнение, что российским играм нужно особое, более нежное отношение со стороны прессы. Согласен?
– Им нужна информационная поддержка. Даю подсказку для СМИ: любую тему при должном желании можно раскрутить так, чтобы она заинтересовала вашу аудиторию. Мы недавно рассказали про игру VLADiK BRUTAL. Человек в одно лицо делает шутер, который выйдет уже 9 августа 2024 года. Недавно он выяснил, что для выпуска игры в Steam нужно ИП. То есть он мало знает об игровой индустрии и ее устройстве, но горит желанием сделать крутой «подпивасный шутан» (его цитата). Мы про эту игру рассказали и внезапно получили под 400 тысяч просмотров.
Также рассказали про игру DISTORTION и тоже собрали хорошие просмотры. Потому что людям хочется видеть, что наши разработчики действительно что-то из себя представляют.
Печальные новости, наоборот, сбивают людей с толку. Недавно представитель ИРИ сказал, что российская игровая индустрия отстает на 10 лет. Это ведь неправда. В России есть разработчики, которые до событий 2022-го работали на всю западную игровую индустрию.
У нас делали вступительный уровень для Halo Infinite, контент для Call of Duty. Компания Saber Interactive все еще сидит в Питере и готовит Warhammer 40,000: Space Marine 2. Owlcat Games еще недавно находилась в Москве и выпустила дилогию Pathfinder, а в 2023-м Warhammer 40,000: Rogue Trader. Никита Буянов и его Escape from Tarkov как были царями экстракшн-шутеров, так и остаются. Если это не современная игровая индустрия, то что тогда?
– Ты упомянул DISTORTION. Многие относятся к игре с недоверием и под материалами пишут про чемоданы. Почему так?
– Люди привыкли к джинсе. Привыкли, что мнение блогеров и СМИ покупается. Я надеюсь, что в 2022-м все это ушло, да и реклама отныне маркируется. Но аудитории сложно отвыкнуть от мысли, что теперь-то мнение точно независимое.
Разработчики позвали, а ты приехал, посмотрел и поделился мнением – точка. Но как только начинаешь говорить что-то положительное, упоминают чемоданы. Ради бога, пусть игра выйдет, и тогда уже посмотрим.
Вообще DISTORTION амбициозная, но очень странная. Когда слушаешь креативного директора Дмитрия Здесева, реально вдохновляешься. Но в голове не помещается идея, что все превратится во франшизу и будет работать, как обещано. Как мы и говорили в ролике, в игру хочется верить, но пока не совсем получается.
Про скандал с Дашей Островской
– Многие блогеры продвигают российские игры, но при этом скандалят между собой. Почему так выходит?
– Людям нравится следить за спектаклями в реальном времени. Не просто так самые популярные передачи на телевидении – всякие ток-шоу, где срываются покровы. Когда мы с кем-то скандалим, делаем это не со зла, а ради шоу. Это напоминает пинг-понг, где мы делаем подачу и даем возможность ярко ответить, красиво отыграться. Я удивлен, что оппоненты редко подхватывают мяч, чаще впадают в истерику. У тебя была прекрасная возможность сделать все красиво, но ты зачем-то превращаешь себя в мем. Не надо так.
– К слову, недавно брал интервью у Даши.
– Сразу скажу, что Даша Островская – прекрасная девушка. Я надеюсь, что когда-нибудь она нас простит. И добавит в свою игру «Догони меня, Виталя». То есть «Убеги от меня, Даша» [Кибер: на самом деле игра называется «Убеги от меня. Александра»].
– Не переживаешь, что аудитория iXBT games разорвала социальные сети Даши? Не стоило быть мягче?
– Мы никогда не призывали свою аудиторию к чему-то подобному. Вообще весь скандал с Дашей – выеденная из одного места субстанция. В чем вообще прикол был? Она попросила нас быть объективнее в отношении «Смуты», а мы вспомнили объективный игрожур нулевых. Собственно, этой теме и посвятили выпуск. Мы закончили тем, что не стоит ждать от iXBT games объективности. Мы всегда высказываем личное мнение. Объективна та журналистика, что рассказывает: «В игре есть графика, и в ней можно прыгать».
У меня другой вопрос. Почему люди, ответственные за YouTube-канал Даши Островской, не смогли достойно все прокомментировать? Я смотрел ее ответ и хватался за голову. Что вы творите? Какие обвинения в преследовании? Какие документы для прокуратуры и судебного иска? Такие темы утихают буквально на следующий день, но Даша Островская и ее команда сделали все, чтобы закрепиться в общественном сознании в образе Даши-путешественницы.
– Вы с Дашей были на мероприятии КОНФА в Питере. Там Даша отлично выступила. После этого отношение к ней изменилось?
– После КОНФЫ мы выложили ролик про выступление Даши. Если это не комплимент в ее сторону, то что тогда? Некоторые Дашины высказывания были специфическими, но я надеюсь, это постирония.
Даша поднялась на сцену, привлекла внимание к своему проекту, вынудила нас записать ролик, который посмотрело свыше трехсот тысяч человек. Люди узнали об игре, добавили ее в вишлист. Теперь, затаив дыхание, ждем релиз.
Изменили ли мы мнение к Даше Островской? Мы всегда знали, что она прекрасно выступает. Что она отличный диктор с приятным голосом. Сейчас посмотрим, как она справилась с актерской работой. В «Смуте» ей такой возможности не дали [Кибер: озвучку Даши Островской в последний момент вырезали из игры].
– Ты говоришь с юмором, но ощущение, что ты хорошо относишься к Даше и готов дружить.
– Я готов дружить. Более того, на 8 Марта я поздравил Дашу и оставил сообщение под одним из роликов. Написал: «Приезжай в Минск, поводим по лучшим местам».
Про нижний интернет и Яшу Хаддажи
– Вы рассказывали об игре Vicious Red, которую делает блогер Полезный Бес. А сами не хотите сделать игру?
– Такие фантазии бывают. Особенно когда видишь недоделанную игру и понимаешь, как ее улучшить. Но мы и так слишком заняты. Мы взяли на себя информационную работу, видим в этом свои полезность и призвание. Считаю, что принесем индустрии больше пользы, если сфокусируемся на этом деле. Сделать игру мечты разработчики предлагают каждый день, но порой даже трейлеры смотреть не успеваю. Какая тут разработка?
– Аудитория до сих вспоминает стрим по Subnautica: Below Zero. Тогда ты назвал игру ужасной, но с этим мнением многие не согласились.
– Иногда реакция специально гиперболизируется, чтобы повеселить народ. Чтобы в сети появился веселый ролик, который люди будут пересылать. iXBT games – это шоу. За стерильным мнением идите на другие каналы. В определенный момент я потерял нож, затупил и проорался. Сразу пошли миллионы новостей, что Виталя не умеет играть. Кому польза от этого? Разработчикам, конечно. А у людей появился новый повод для шуток, сплошные плюсы.
– Что такое верхний и нижний интернет?
– Все просто. Верхний интернет – это СМИ, которые сильно зависят от компаний и сглаживают углы. Нижний интернет ни от кого не зависит, поэтому говорит, что думает на самом деле, и временами жестит. Именно поэтому нижний интернет столь любим. Мы никак не зависим от игровых компаний и никогда не берем от них деньги.
Верхний интернет старается быть своим для всех и постоянно чего-то боится. Если игра хитовая, нельзя говорить, что она ужасна. Если игра ужасна, то напишем: «В ней есть что-то для каждого». Или что она «компетентно сделана». То есть она не скучная, не унылая, а компетентная.
– Есть мнение, что в интервью с Яшей Хаддажи, бывшим главой российского отделения Nintendo, вы сглаживали углы и не поднимали темы домогательств и о монополизации дистрибуции.
– Вообще в интервью мы обсуждали попытки отменить Яшу Хаддажи. Он отвечал, что нет никаких убедительных доказательств его преступлений. Насколько я понял, было целое расследование со стороны головной компании Nintendo. Потрошили компьютеры, изучали все переписки – и не нашли намеков, что Хаддажи позволял себе лишнее. В итоге его оставили на должности. Для Nintendo репутация важна. Если что-то подобное на самом деле происходит, сразу летят головы. Но я отмечу: если у кого-то есть доказательства и важные сведения, свяжитесь с нами.
А по поводу монополизации дистрибьюторской деятельности все не так просто. Есть ребята, которые увидели, что бизнес бурно растет, и захотели отжать его. Добро пожаловать, у нас так бывает. Вероятно, по этой причине и была осуществлена массированная атака на директора. Из разговора с Яшей Хаддажи я понял ситуацию так.
Другие интервью с разработчиками
Можно долго кукарекать про старый игрожур, но весь тот понос, что производят эти смищные ютубщики, не стоит и одной страницы Игромании середины 2000-х - при всех объективных к ней претензиях.
в итоге у нас "журналисты" без понимания процесса разработки и без понимания рынка игр устраивают "шоу". журналистика то где?
к сожалению, приходится констатировать, что в игровой журналистики у нас произошла логвиновизация персонала и в итоге у нас одной рукой т.н. журналисты устраивают шоу, ругая subnautic’у, а другой рукой сносно относятся к ИРИ (которая больше на большой распил похожа) и верят в ру-разработку, откуда как от огня бегут примерно все (Owlcat и Mundfish на Кипр, Gaijin в Венгрию, оутсорс-компании вроде Trace и Sperasoft по всему миру от Армении до США), даже маленькие проекты вроде той же Indika решили свинтить и переехали в Казахстан).
такие примеры я могу хоть целый день приводить, но, видимо, ixbt настолько непродажные, что не видят проблемы с ру-разработкой по идейным соображениям ;)