6 причин, почему «Любовь, деньги, рок-н-ролл» ужасна. И 3 причины запустить ее снова
Обзор короче новеллы, честно.
В начале августа спустя 6 лет разработки вышла «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл». Визуальную новеллу переносили с десяток раз, интернет полнится мемами на эту тему. Немудрено, ведь создавали проект в том числе за счет пожертвований фанатов «Бесконечного лета» и других близких сердцу игр жанра.
Проект вышел, мягко говоря, неоднозначным: я уже делился первыми впечатлениями после 10 часов вдумчивого чтения. В посте можно узнать про завязку игры, и почему ключевые фичи новеллы не работают. Увы, после прохождения одного из длинных рутов кардинального сдвига в качестве сценария не случилось. Раскладываю по пунктам, в чем «Любовь, деньги, рок-н-ролл» плоха, а в чем преуспела.
Графомания – слишком мягкое слово для сценария «ЛДР»
Пока стримеры скипают всю демагогию и читают одни диалоги, я осилил вообще весь текст рута Эли – и чуть не поехал кукухой. Не могу назвать себя книголюбом: большой пласт литературы освоил в первые 11 лет, а в последние годы читаю, может, книги 3-4 в год. И такой графомании в жизни не видел!
Здешнее чтиво сложно назвать увлекательным, в том числе из-за его объемов. Как вам такое: на 29-м часу геймплея, когда я полностью уверен, что игра вот-вот завершится (кульминация то прошла!), в нее вводят нового героя. Учитель английского ни бельмеса не понимает по-японски и появляется на 10 минут, чтобы обсудить с героями девушек и дзен-буддизм. Зачем он тут, что эта дискуссия привнесла в игру? Ответов не будет: очевидно, персонажа когда-то нарисовали, написали чутка текста – и засунули в релиз: все равно игра огромная, какая уж теперь разница!
Хуже того, на читателя сваливают кучу мыслей протагониста. Его думы – добрые 60% игры. И это серьезная проблема, учитывая, что читателю не нужно ничего додумывать за героя, ведь все его стандартные измышления прописаны в мельчайших подробностях. Возможно, это сделано для лучшей ассоциации себя с героем, но из-за его характера и отношения к жизни задумка рушится.
Главный герой ужасен. Базис игры – фальшивка
Обычный школьник Николай – герой, которого мы не просили. Может, я слишком скучный, но люблю отыгрывать на 100% положительных персов. С Колей так не выйдет: он напрягает с первых минут, когда видишь его отношение к Химицу. Девушка влюблена в него уже порядочное время: минимум полтора года она будит его по утрам, готовит три раза в день, регулярно заботится, гуляет и выслушивает нытье. При этом у них нет романтических отношений: она живет по соседству и успешно заменила погибших родителей. От Николая ранее еще и любимая девушка ушла, поэтому, возможно, кому-то будет его жаль.
Остальным же все предельно понятно: тряпка максимально красиво устроился и менять жизнь не планирует. А вот поныть – всегда пожалуйста. Всю игру Николай плачется, как несправедлива жизнь, как его достал капитализм, как ему неприятны люди вокруг – и даже в университет ему поступить слабо, не видит в этом смысла. Поэтому базис игры вокруг романтических отношений с 4 привлекательными девушками кажется не особо правдоподобным. В реальности Николая никто бы не стал терпеть, а его упадническое настроение и отношение к жизни любая девчонка расколола бы на первом-втором свидании.
Игра до невозможности затянута
«ЛДР» растягивают всеми способами:
- ненужными историями персов с парочкой диалогов;
- шаблонными мыслями протагониста, которые и так понятны;
- переливанием из пустого в порожнее сюжетных веток, которые длятся непозволительно долго.
К тому же у «ЛДР» серьезно хромает ритм. Несколько кульминаций (нельзя было ограничиться одной?) ничем не заканчиваются, а после них следуют еще условные 5 часов крайне унылого чтива, которые проекту на самом деле не нужны. Ведь любое нормальное произведение, не претендующее на эпик, должно знакомить с героями в первые 5 часов. Лишние персонажи требуются, если перед создателями стоит задача выстроить живую вселенную – явно не наш случай.
А мы точно в Японии 80-х?
Действие «ЛДР» якобы происходит в Японии 1987 года. Любопытная эпоха, когда страна купалась в деньгах и обещала обогнать США по всем статьям. Раскрыть ее не получилось: события «ЛДР» будто вне времени, они могли происходить как в 50-х, так и в 2022-м. Окей, здесь нет мобильников и герой идет домой для звонка подруге. Что еще здесь говорит о 80-х – ума не приложу.
Япония тоже раскрыта слабо: я пополнил лексикон слов на 15 из японской культуры, ну и вспомнил о местных традициях и обожании всего западного (ноль новой информации). Возникает ощущение, что Soviet Games просто мечтает продать игру японскому и всему восточному рынку, поэтому и остановились на таком сеттинге. А провести полноценный ресерч и лучше вплести героев в эту культуру им откровенно слабо.
Шаблон погоняет шаблоном
Да, все так плохо. Новелле отчаянно не хватает свежего взгляда и чего-то небанального. Злые японские корпорации похищают людей и вообще правят всем миром. Майор КГБ – эффектная девушка лет 25, которая может и соблазнить кого угодно, и напугать до чертиков. Кагомэ – староста класса, которую все ненавидят просто из-за ее бедности.
Массовые убийства, которые забыли раскрыть. Или это сделано специально, чтобы создать интригу? ИНТРИГА, ЕЮ ПРОНИЗАНА ВСЯ НОВЕЛЛА! А на деле центральный сюжет о похищении людей и сверхсекретном проекте корпорации, за которым гоняются все злодеи – полная профанация, начисто лишенная смысла. Сценарист полез не в свой кустарник, у него выходят диалоги и романтический нарратив, но попытка в жанрах детектив/триллер никуда не годится.
Где мини-игры?
Геймплей «ЛДР» привычен фанатам визуальных новелл, а вот новичкам вроде меня порой очень хочется отвлечься от тонны букв и взбодриться какой-нибудь задорной мини-игрой. К «Бесконечному лету» прикрутили вариацию на покер: не самое динамичное занятие, но здорово меняет темп. Там нужно было вслепую найти у соперника нужную карту и защитить свои. Всю «ЛДР» я ждал нечто подобное, особенно просилась мини-игра на концерте, где Николай дал жару на басухе. Увы, очередное разочарование от Soviet Games.
✅ Играть – не переиграть
Но в «ЛДР» есть и хорошее. Если вам вдруг понравилась игра – то вы будете в восторге от возможности пройти ее еще минимум трижды: оценить руты остальных героинь. Для самых отчаянных здесь 14 концовок. Мне сложно даже представить, сколько времени можно убить в этой новелле, но своя аудитория у нее явно будет. И проект точно не погибнет сразу. Чем больше игра, тем шире список косяков, которые стоит улучшить. Правда, на Unity3D моддерам придется посложнее, ведь фанатская среда явно привыкла работать на движке Ren’Py.
✅ Кайфовые диалоги
Я вывалил много негатива на сценарий, но диалоги здесь весьма хороши. Общение героя с персонажами отлично раскрывает их характеры и мотивацию. Важная черта здешнего общения: оно практически лишено надуманности или фальши. Герои разговаривают как в жизни: простыми житейскими фразами. Жаль, что их порой слишком много, и Soviet Games даже диалоги превращает в рутину и ходьбу на месте. И да, Николаю вообще-то 18, он не может мыслить, как 30- или даже 40-летний мужчина. Не с его бэкграундом, образованием, оценками и ленивым отношением к жизни.
✅ Топовые музыка и арт
Это было очевидно каждому, кто давно следит за проектом: студия не облажалась с важными фичами, которые стали ее визитной карточкой после релиза «Бесконечного лета». Над проектом работали 6 композиторов, среди них как гитарные мастера, так и адепты синтезаторного звука. По ощущениям все настолько здорово и разносторонне, что саундтрек будет гулять по плейлистам обычных людей, которые ни сном ни духом вообще о такой визуальной новелле. Дизайнеры же смогли в анимацию, и арт стал смотреться еще круче. Ребята явно проделали большую работу, и проект стоит глянуть хотя бы ради визуала.
* * *
«Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл» пошла по пути «Бесконечного лета», вот только ударилась в графоманию и беззубую детективную историю. Новелла настолько затянута, что читать ее всерьез – неслабый удар по психике. Но она классно выглядит и звучит, возможно, вам захочется пройти еще один рут и вновь окунуться в романтические перипетии старшей школы.
P.S. Здесь не было ни слова о Кетрин, она не поймет, не простит. Вы ведь вспомните о Кетрин и том, как она важна?
Как делали «Бесконечное лето» и почему игра про пышных пионерок стала хитом
Я стеснялась играть в Genshin Impact. Игра выглядит наивной (до гадкости), пока не узнаешь отсылки
Создатели кмк пытались в неприятие эмигранта в чужой стране: вот только нет этого, а девушки напротив вешаются.
С остальным согласна и дополню, что очень сильно горит с гундения "Японская культура мне чужая". Чел живет в Японии с почти несознательного возраста уже 10 лет, даже если не хочешь ассимилируешься. Ну либо ГГ просто какой-то социопат, что в целом подтверждается остальными тезисами.
Говоря о идеальном языке и графомании – почему-то и японцы, и сам Николай часто разговаривают русскими крылатыми фразами. Было бы интереснее, если бы вместо них был перевод каких-нибудь японских.
Здесь не стоит искать логику и тем более требовать японских фразеологизмов. Они вон 15 слов взяли - им кажется норм)))