Esports Talks
Блог

«Я подталкивал Зайву, чтобы он использовал стиль Симпла». Искренняя беседа с Зоником

Игорь Ларионов проникается менталитетом легенды.

В CS 1.6 Zonic был одним из лучших датских игроков, играя за Mtw. В CS:GO он сотворил историю, выиграв 4 мейджора с Astralis и еще один – с Vitality. В CS 2 он уже как будто выполняет сайд-квесты – взял управление над амбициозным проектом в Falcons и пытается вывести его в топ.

Я встретился с датчанином на BB Dacha Belgrade от FISSURE, чтобы лучше понять его мышление и обсудить главные успехи в карьере.

– Год назад ты сказал, что кик Dupreeh из Vitality был самым сложным решением за всю твою карьеру. Теперь он снова с тобой в команде. Приглашение Питера в Falcons – целиком твоя идея? И чем уникален Dupreeh в целом?

– Убирать его из Vitality действительно было сложно, потому что он делал все, о чем мы его просили. К тому же мы достигли нашей цели – победили на мейджоре. Но в тот же момент я ощущал, что у него как будто больше не было того голода к игре, чтобы продолжать. Идея была в том, чтобы не ждать, пока Dupreeh начнет проседать, а заменить его прямо перед этим спадом. Питер точно этого не заслужил, но было много других обстоятельств, которые повлияли на решение.

У Flamez заканчивался контракт, а Vitality могла инвестировать в него много денег. Так что мы могли выбрать Flamez – молодого таланта с теми же ролями, что и у Дюпри. А могли ждать и заменить Питера немного позже. Но в то время у клуба могло уже не быть денег на игрока, так что нам пришлось бы брать кого-то рандомного.

Теперь же Dupreeh снова со мной, так как мне нужно, чтобы он помог выстроить систему. Потому что с самого начала этого проекта в Falcons было много суматохи – начиная с того самого влога с Боросом, заканчивая нашим выступлением на РМР-турнире. Все это создает большое давление, особенно учитывая, что здесь собрались игроки из Ence и Vitality – двух очень успешных команд в прошлом году. К тому же мы перешли в организацию из Саудовской Аравии, и у многих людей на этот счет тоже есть свое мнение. Так что сейчас мне очень приятно, что нам помогает Dupreeh. К тому же в CS 2 он играет гораздо лучше, чем в CS:GO. Он меня удивил.

– Ты работал с гениями датского CS – Глейвом и Кэрриганом. Чем их подход отличается от того, что ты видишь сейчас со Snappi?

– Для Глейва всегда был один ответ на все вопросы – структура. В его команде всегда должна быть структура. В то же время Karrigan был гораздо более креативным. Мы могли тренироваться с ним две недели, а потом прямо во время официального матча он находил какой-то новый подход. Мне было сложно работать с Кэрриганом, потому что я не понимал, зачем с таким подходом мы вообще готовимся и тренируемся. В то же время в современном CS тебе всегда надо адаптироваться, так что сейчас в идеальной команде нужны оба подхода.

И мне кажется, что Snappi – идеальная смесь этих стилей. Марко любит структуру и заранее готовит многие разыгровки, но в то же время он очень креативно подходит к тренировкам и всегда находит что-то новое, разрабатывает интересные фейки. 

– Как думаешь, кто в будущем станет лучшим тренером – Глейв или Кэрриган?

– Зависит от того, о какой роли мы вообще говорим. Если речь о тренере-лидере, то точно Глейв. Но если мы говорим о разработке стратегий и адаптации к мете, то Кэрриган очень силен в этом. Для одних игроков удобнее будет работать с Глейвом, для остальных – с Кэрриганом. Со мной ровно так же. Возможно, Девайс считает, что я был одним из его лучших тренеров, а Кэрриган – что я был одним из худших. Все завязано на химии и том, как личности стакаются друг с другом. Но я думаю, что оба могут быть отличными тренерами. 

– Тебе не кажется, что Кэрригану проще работать не с такими заточенными на структуре тренерами, как ты, а с более свободными? Вы не сработались как раз потому что ваши стили не сочетались?

– Думаю, что сейчас мне было бы гораздо проще работать с Кэрриганом, чем тогда. Во многом потому что тот стиль, который использует Финн, лучше подходит к современному CS. На тот момент я не был согласен с ним, мне была ближе структурированная игра Глейва. Сейчас использовать такую систему было бы невозможно, потому что все постоянно пушат направо и налево, делают рисковые стаки и поджимы. Во времена Astralis мы просто четко занимали карту, ждали агрессию, раскидывали гранаты, делали фраг. Тогда все было гораздо проще. 

– Мы все с нетерпением ждали дебюта Симпла за Falcons, но его пребывание в клубе продлилось всего один матч. Какие твои впечатления от работы с Сашей и какой совет для дальнейшей карьеры ты ему дашь?

– Для начала важно прояснить, что это было не мое решение – позвать Симпла. Человек из Falcons просто пришел к нам и сказал, что мы можем взять его в аренду на месяц. Поскольку все это происходило сразу после РМР-турнира, который мы провалили, то вся команда была опустошена. Возможно, Саша тоже заметил это, когда играл с ребятами. Но вообще было весело. Саша – отличный парень, профессионал. Он всегда приходил на тренировки вовремя, указывал игрокам на ошибки – причем не в токсичной манере. У него есть свой характер, и мне это нравится. Я наслаждался нашим коротким периодом с ним.

Я надеюсь, что Симпл еще вернется. CS стал хуже без него. Он заслуживает играть на лучших турнирах, но не надо ждать, что он вернется на прежний индивидуальный уровень. Девайс смог, но это очень сложно. Симпл привык побеждать, а теперь долго не играл. Возможно, он рассчитывал вернуться в NAVI, но теперь они выиграли мейджор, и Блейду тяжело принимать такое решение. Возможно, NAVI хорошо и без Симпла. И наоборот – может, Симплу тоже стоит найти другую команду и начать все заново.

– Ты – единственный тренер в мире, который тренировал и Зайву, и Симпла. Мы знаем, что они отличаются и характером, и стилем. Но нашел ли ты в них что-то похожее?

– Все просто. Они оба – Х-фактор для команды. Да, иногда тот же Magisk делает что-то крутое и ты думаешь: «Вау, это был классный раунд». Но у этих двух есть какая-то особенная аура. Сейчас я бы добавил в эту же категорию только Монеси и Донка. Иногда они делают первый фраг и ты уже понимаешь, что они затащат раунд, сделают еще 3-4 фрага. Подобное ощущение у меня было с Зайву и ровно такое же – с Симплом. Любой другой в подобных раундах умирал, но не эти двое.

В плане характеров да – вряд ли вы найдете двух более противоположных личностей. На самом деле, я даже пытался подтолкнуть Зайву, чтобы он чаще использовал стиль Симпла. Хотя бы немного. Потому что мне казалось, что Матье был слишком добр и любезен в 2022 году. И я говорил, что ему нужно больше требовать от тиммейтов, нужно почаще расстраиваться. Убеждал его, что так он потратит всю свою карьеру. Потому что после каждого поражения он просто спокойно говорил: «Ничего страшного, мы выиграем в следующий раз». Ничего подобного! Почему ты не зол, почему ты не расстроен?

И в 2023 году мы немного пофиксили эту проблему. Зайву стал более самостоятельным, у него появилось эго. Также он стал давать больше интервью, это заметно. Здорово, что Зайву изменился, стал брать на себя больше ответственности.

– В сообществе тебя всегда считали королем дисциплины. Как ты сам считаешь, ты больше любящий отец для игроков или же злой учитель?

– Хороший тренер должен быть и тем, и тем. Но в последнее время я точно не был любящим отцом для игроков, ха-ха. Я стал более строгим и требовательным. Но это нормально, когда дела в команде идут не по плану. Мне нравится балансировать между двумя стилями. На это может потребоваться время, но когда у тебя настраивается синергия с игроками, когда они делают все, что нужно для состава, то тогда у тебя появляется действительно сильная команда.

Но сейчас я просто стараюсь делать все, что в моих силах. Иногда я слишком добр, а иногда – слишком строг. В этом всегда была моя философия, я не люблю просто стучать игрокам по голове за ошибки. Я пытаюсь давать им свободу выбора, а вмешиваюсь только тогда, когда ничего не получается. 

– После последнего мейджора все спорят о звании лучшего тренера в истории, за которое ты борешься с Блейдом. Будет неправильно просить тебя выбирать между вами, так что я задам другой вопрос. Как ты думаешь, какое качество он мог бы позаимствовать у тебя, чтобы стать лучше. И наоборот – какое тренерское качество ты хотел бы перенять от Блейда?

– Очень тяжело ответить на этот вопрос. Конечно, Блейд всегда был известен за свой тактический подход, и он хорош в этом. Я точно не лучше его в этом аспекте, у меня более общий подход. Думаю, что если говорить о работе с игроками, создании структуры и синергии в команде, то, возможно, я лучше него. Но тут нельзя утверждать наверняка. Работа тренера в том, чтобы найти эти 5-6-10 процентов в игроке, на которые ты можешь повлиять. Когда игра начинается, мы не можем как-то спасти ее, тут вся работа лежит на игроках. Конечно, мы можем взять паузу и дать какой-то колл, но это не настолько важно, как наша подготовка до турнира.

И мне кажется, что я наиболее хорош как раз в создании структуры. При этом мне нужны игроки, которые готовы и подчиняться, и предлагать что-то свое. А Блейд, как мне кажется, больше вводит игроков в свою систему. 

– Ты говорил, что хочешь стать Алексом Фергюсоном от мира CS и тренировать составы из разных эр одного клуба. Но пару лет назад ты ушел из Astralis, теперь покинул Vitality. У тебя все еще осталась эта мечта или теперь ты видишь себя больше как Пепа Гвардиолу?

Если бы я мог, то остался бы в Astralis на всю жизнь. К сожалению, случились обстоятельства, на которые я не мог повлиять. Сейчас я ни о чем не жалею. Теперь для меня важно выиграть мейджор в CS 2, чтобы я мог говорить, что сделал это сразу в трех играх с разными командами. Я наслаждался своим временем в Astralis и Vitality. И даже сейчас, несмотря на непростой старт, я уверен, что со временем мы выстроим команду и достигнем поставленных целей. 

– Ты сделал киберспорт более профессиональным. Как ты думаешь, что нам еще необходимо позаимствовать у большого спорта, чтобы выйти на новый уровень?

– Я чувствую, что киберспорт понемногу растет. И я не считаю, что нам необходимо заимствовать все из большого спорта. Там есть много сомнительных вещей, которые нам не нужны. Если киберспорту и нужно что-то перенять, так это отношение к трансферам.

Допустим, сейчас мы заинтересованы в каком-то игроке. Пусть это будет, например, Krimz из Fnatic. Допустим, я очень хочу заполучить этого игрока. Тогда мы идем к Fnatic с желанием выкупить его. Нам могут сказать, что Krimz не продается, тогда мы отступим, потому что нам нельзя общаться с игроком напрямую. Но в то же время Fnatic обязана сказать Кримзу, что мы заинтересованы в нем. В то же время сейчас далеко не всегда клубы говорят об этом игрокам, так что мы не уверены, что информация вообще доходит до них. Потому что если бы тот же Кримз получил инфу о нашем интересе, то трансфер перешел бы в диалог между игроком и организацией и, возможно, киберспортсмен смог бы убедить клуб о трансфере.

Но сейчас команды часто просто отказывают в переговорах или выставляют заоблачные суммы. К примеру, у нас могут запросить 2 миллиона евро за Кримза – просто потому что в клубе знают, что мы из Falcons. Это напрягает, потому что по сути нас заставляют идти и общаться с игроком напрямую. Было бы гораздо лучше, если бы мы выстроили четкую систему с отпусками, трансферным окном. Думаю, в следующем году будет еще сложнее, когда появится так много новых турниров. Все превратится в настоящие джунгли. 

– Несмотря на все твои победы на мейджорах, мое самое эмоциональное воспоминание, связанное с тобой, случилось на ESL One Cologne 2016. Тогда тебе приходилось заменять Dupreeh, попавшего в больницу, и вы сенсационно прошли в плей-офф. Какое событие в твоей карьере ты сейчас вспоминаешь с наибольшими эмоциями? Это какой-то из мейджоров или что-то еще?

– Кстати, говоря о ESL One Cologne 2016: выход в плей-офф на том турнире дал нам прямую путевку на ELEAGUE Atlanta Major, который мы в итоге выиграли. Вот так забавно получилось.

– Блин, а ведь правда! Я никогда об этом не задумывался. 

– Вот да. Мне должны были заплатить больше, потому что я закеррил тот матч, ха-ха.

Говоря об эмоциональных моментах, мне сразу вспоминаются два. Конечно, это первый мейджор с Astralis. Для меня это была первая такая большая победа в CS:GO, к тому же у меня родилась дочь за две недели до турнира. Мне пришлось уехать в Атланту, так что у меня изначально были смешанные чувства, поскольку пришлось покинуть семью ради мейджора. Но в конце концов я был очень рад победе.

Второй момент – это победа в Париже с Vitality. Потому что годом ранее я потерял маму, мне было очень тяжело. Плюс все сомневались во мне и в моем решении перейти в Vitality. Одним из моих основных качеств всегда был пессимизм. Это моя сила и моя слабость. И когда мы проигрывали, то в голове возникали мысли, что мне просто повезло с Astralis, что там у меня была идеальная команда. Поставь Гвардиолу тренером «Норвича», и он не выиграет «Премьер-лигу» в следующем сезоне.

Так что я хотел доказать всем и себе в том числе, что я могу выигрывать турниры как с Astralis, так и с Vitality. И первый год нам было тяжело, мы играли как дерьмо. На тот момент у меня уже были хорошие игроки, я не буду отрицать этого. Но как только мы взяли Спинкса, то у нас появился состав, готовый побеждать на мейджорах. И мне, как тренеру, хотелось находиться в такой позиции. Когда тебе нужно работать только над внутриигровыми проблемами, а не трудностями вне сервера. 

– Кем ты видишь себя через 10 лет?

На пенсии.

– Думаешь, не сможешь заниматься тренерством так долго?

– Сложно сказать. Но через 10 лет я буду на пенсии, это точно. 

Zonic
54%
Дэнни «zonic» Соренсен
B1ad3
46%
Андрей «B1ad3» Городенский
Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий