Долан Нолана
Блог

Пятая серия «Дома дракона». Первый провал

Вьетнамские флешбэки последних сезонов «Игры престолов»

Свадебные спешелы — обязательная программа любого сезона о Вестеросе. Собственно, пятая серия практически полностью посвящена бракосочетанию Рейниры и Лейнора Велариона. Начинается всё с королевского сватовства — на Дрифтмарк прибывает, чуть не скончавшись по пути, Визерис, чтобы вручить руку Рейниры самостоятельно, параллельно наладив мостики к Веларионам — а завершается самим торжеством. По традиции «Игры престолов» свадьба оказывается кровавой. По традиции всех последних (начиная с пятого) сезонов «Игры престолов» — с логическим мракобесием. 

Уверен, у всех это было в период учёбы: размашисто пишешь, вдруг осознаёшь, что места на строке осталось чуть-чуть, пытаешься уместить в оставшиеся миллиметры пространства. То же самое, кажется, случилось с «Домом дракона». Сценаристы очень плавно с выставленным на минимум ползунком темпа погружали зрителя в зарождение конфликта четыре серии, а потом поняли, что у них через эпизод запланирован масштабный таймскип (почему нельзя было его поставить на серию-другую позже?). И понеслось. Итак, что за одну серию нам хотели рассказать и показать в «Доме дракона»: развитие и развязку линии взаимоотношений Рейниры и Кристона Коля, переход последнего на сторону «Зелёных», собственно, сам «анонс» тех самых «Зелёных» и «Чёрных», свадьбу, презентацию Лейнора и его личной жизни, парочку каноничных сцен (которые по таймлайну происходили позже), очередное очернение Деймона, зачин линии Рейниры и Харвина Стронга. На всё у вас 60 минут — поехали!

Можно ли логично и плавно уложить такой объём в экранный час? Разумеется, нет. Как Кристон Коль и Рейнира от шаленства на ночь перешли к ситуации, где предложение сбежать за море и обручиться звучит не безумно? Осталось за кадром. И, в общем-то, первому сезону из-за его масштабного таймлайна — события охватывают полтора десятилетия — позволительно оставлять что-то за кадром. Но не такие важные линии. Почему Кристон Коль размазал — в прямом смысле — Джоффри Лонмаута в сливочное масло (событие, что имело место в каноне, но в другое время и в другом контексте)? Окей, чтобы поиграть в японского самурая во дворе, где его заскаутит в свою тиму Алисента — удобно для сценаристов, но абсолютно непонятно для зрителя. В чём причина такой агрессии? Почему все стояли в стороне? Как дальше будет объясняться его нахождение на службе после убийства лордёныша? Ах, да, у нас, как бы, ещё есть Харвин Стронг, с которым за последние (сколько их будет? десять? двадцать? они вообще будут?) минуты юной Рейниры в кадре надо будет объяснить, как и почему она совершила с ним Самую Большую Ошибку Своей Жизни (причём трижды). Последнее заслуживает отдельной сюжетной ветки на несколько эпизодов? Плевать, покажем, что Харвин Стронг просто украл Рейниру. Буквально. Только, пожалуйста, не спрашивайте, что делал Деймон в этот момент. 

Отдельного абзаца и потока гнева заслуживает эпизод с платьем Алисенты. Как можно было забесплатно и без причины отказаться от столь мощного образа из книги, где Рейнира и Алисента демонстративно обе оказались в цветах своих домов. Собственно, этот эпизод и дал название фракциям Гражданской войны — «Зелёные» и «Чёрные». Предсвадебное же белое платье Рейниры очевидно не претендует на статут характерно чёрного таргариеновского. Ну, только если создатели сериала не решат прогрессивно переименовать «Чёрных» в «Белых». 

К сожалению, проблема пятого эпизода не только в резко выкрученной ручке темпа и неканоничных моментах. Сериал начал быть слишком конкретным и точным. То, чем страдала вторая половина «Игры престолов». Сейчас объясню. Вот, например, Кристон Коль. Сложный герой, чей переход на сторону «Зелёных» — это стечение обстоятельств, помноженное на эмоциональный порыв. Сериал же делает Кристона конкретно и точно «Зелёным»: и Алисента знает о его тайне (мотивация потенциального шантажа), и спасает его (мотивация благодарности), и Рейнира в его глазах такая-сякая (мотивация отвергнутой любви). Никаких полутонов и недомолвок, всё предельно конкретно и понятно. Прямо как в последних сезонах «Игры престолов», когда герои карикатурно поделились на «Хороших» и «Плохих». Туда же отправляется и Деймон, который зачем-то на знаменитых по последним сезонам «Игры» вестероских телепортах сгонял в Долину, чтобы убить жёнушку (нашёл в горах благодаря gps-метке, ещё одному изобретению учёных мужей Вестероса). Всё, чтобы выставить его мерзавцем. Сценаристы, вы боитесь, что куда более противоречивого книжного Деймона зритель не поймёт? Тогда к чему были все эти игры в неоднозначность эпизодами ранее.

Пятый эпизод, увы, разрушает очень много из того, что строилось в прошлых сериях. «Дому дракона» катастрофически не хватило одной-двух серий до таймскипа, чтобы плавно закончить эпоху юных Рейниры и Алисенты. Из-за скачкообразного ускорения темпа интриги и заговоры теряют тонкость и изящество, доминировать начинает мотивация чувствами (как я понимаю, финальный аргумент конфронтации девушек — «Она меня обманула»?). Там, где мог быть хороший диалог, дают одноизвилистый экшон. В серию запихнули слишком много, попробовав прикрыть пробелы в логике действием и косплеем «Игры престолов» («Смотрите, у нас тоже свадьбы без крови не проходят!»). Да, пока ошибки не являются критическими, к тому же грядущий таймскип многое обнулит, но симптоматика очень пугает. 

Отсылка серии 

Гриб, грибок, грибочек!

Это ведь ты?

Бонус. Название эпизода «Мы освещаем путь» (We Light the Way) — это девиз дома Хайтауэров, из дома которых родом Алисента.

Оценка эпизода: 6/10  

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные