Первая серия «Дома дракона». Отличия сериала от книги
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Не-ка-нон!
«Дом дракона» только начался, а уже нарушает книжный канон. Да, пока различия между сериалом и первоисточником «Пламя и кровь» минимальные, но и за одну серию наломать глобальных неканоничных дров проблематично. В любом случае, даже за первые 60 минут «Дома дракона» получилось найти несколько хоть сколько-нибудь значимых отличий от оригинала. Одно из которых и вовсе может создать в будущем серьёзные проблемы.
Дисклеймер: визуальные и общие отличия — загоревшие Веларионы, другой цвет волос у Мисарии, наличие Корлиса в совете и изменения возраста героев — в расчёт не брались.
Рейнис — претендентка
Рейнис получила своё прозвище «Почти Королева» из-за того, что несколько раз оказывалась поблизости от титула наследницы трона. Но всё это было на уровне разговоров и теорий. Когда же дело, наконец дошло до реального «выдвижения кандидатур» — Великий совет 101 года, с которого и начался сериал — то Рейнис вычеркнули из списков по причине пола. Главным же противником Визериса стал Лейнор Веларион, сын Рейнис, который с треском проиграл «выборы». За него проголосовал лишь один лорд из 20.
Но «Дом дракона» решил заменить Лейнора на его мать Рейнис. И для тех, кто незнаком с каноном, это решение может показаться удачным. Оно чуть упрощает восприятие завязки истории для зрителей, добавляет веса фигуре Рейнис (куда более значимой для сюжета, чем её сын) и с первой же минуты делает акцент на сильной фем-линии в сериале. Увы, у этого решения есть неочевидное, но потенциально разрушительное влияние. Всё дело в том, что одна из сторон (так называемые «Зелёные») будущего глобального конфликта свою правоту будет основывать исключительно на том, что женщины в Вестеросе не имеют легитимных прав на трон (и, в общем-то, по канону это действительно так). Решение же сценаристов позволить Рейнис стать хотя бы вполне легитимной кандидаткой на престолонаследие — это очень сильный удар по «правовым» позициями одной из сторон будущего конфликта. Увы, это решение может по итогу сделать из «Зелёных» обычных сексистов-узурпаторов.
Trolley problem для Визериса
Trolley problem (она же «Проблема вагонетки») — знаменитый мысленный этический эксперимент. Суть в следующем: вагонетка несётся с горы, остановить вы её не можете, лишь выбрать путь, по которой она поедет. И, разумеется, на каждом из путей есть люди, которых придётся принести в жертву. Собственно, на этом и основана самая жуткая сцена первого эпизода (и, есть ощущение, что всего сезона), в которой король Визерис вынужден выбрать, кто умрёт при родах: его жена или сын.
В книгах смерть Эйммы Аррен была менее драматичной. Известно лишь то, что она не перенесла роды, а младенец умер уже на следующий день. Многие сейчас задаются вопросом, зачем HBO показали настолько жуткую сцену, учитывая, что её не было в каноне. И, действительно, можно искать причину в том, что этот эпизод ещё сильнее подчёркивает сексистскую реальность Вестероса. К тому же, параллельный монтаж сцены родов и поединка Деймона с Кристоном Колем — это браво. Однако, истинные причины в другом. Первая — ещё один реверанс первоисточнику. В «Пламя и кровь» и правда была похожая история: Рогару Баратеону, одному из тех, кто возвёл на престол Джейхейриса (его показали в самом начале на Великом совете), пришлось принимать подобное решение. Та ситуация, справедливости ради, чуть менее драматичная: его супруга, Алисса Веларион, была в преклонном возрасте и её уже было не спасти, прежде чем Рогару пришлось давать добро на средневековое кесарево.
Но главная же причина, и в этом я уверен на все сто, немного в другом. Увы, разглашать её — это давать очень сильный спойлер второму сезону. Но если хотите узнать, в чём же дело и почему сценаристы добавили эту сцену, то вбивайте в поисковик «Кровь и Сыр». Но помните, что вас предупреждали.
Рыцарский турнир или сражения гладиаторов?
Рыцарский турнир в честь рождения наследника Визериса (кстати, по книге он был приурочен к восшествию короля на трон), конечно, получился красочным, богатым и под шикарную музыку Рамина Джавади. Однако, с точки зрения канона и логики, вопросов к нему больше всего. Главных претензий две. Первая: что за чудо-стратегия Деймона с ударом копьём по лошади оппонента? За точно такую же выходку Эйриона Таргариена в рассказе «Межевой рыцарь» дисквалифицировали с турнира, а победу присудили его сопернику Хамфри Хардингу. Более того, Хамфри отдали и коня Эйриона, не посмотрев на то, что тот Таргариен. В мире Мартине, как и в Средневековье, удар по коню на турнире — это моветон, позор, да и просто зашквар. Не говоря уже о том, сколько стоил боевой конь в ту эпоху.
Ещё больше вопросов к нарезке с общей схватки. В мире Мартина сражения проходят на специальных затупленных мечах, так как выступают на турнирах (особенно на королевских!) не рядовые пехотинцы из ополчения, а титулованные лорды и их представители. В общем, ценные, во всех смыслах, люди. Поэтому смерти во время турнира случались редко и по стечению обстоятельств. Не зря смерть Бейлора Таргариена во время Эшфордского турнира стала краеугольным триггером для всей истории о Дунке Высоком (ещё один незаконченный цикл Джорджа Мартина по миру Вестероса). Сериал же превратил королевский турнир в какую-то варварскую мясорубку. Да, понятно, что всё это было снято, чтобы Рейнис сказала о войне, которой давно не было, из-за отсутствия которой у всех копится жестокость и агрессия. Но потерянный дух турниров Вестероса это не спасает.
Пророчество ради пророчества
Под конец эпизода «Дом дракона» ошарашивает зрителей информацией, что, оказывается, есть пророчество о Долгой Ночи (грубо говоря, о нашествии Белых ходоков), избежать которую можно только с Таргариеном на троне. Это предсказание Эйгон Завоеватель получил во сне. И именно из-за него он решил захватить Вестерос. А теперь каждый король из династии Таргариенов передаёт пророчество своему наследнику.
Что было у Мартина? Собственно, ничего. Да, у Таргариенов в принципе есть склонность видеть во всём пророчества, знаки и видения. Порой даже вполне справедливо. Но причина завоеваний Эйгона была куда примитивнее — он захватил Вестерос просто потому что мог. Дополнительной мотивации в виде вещих снов не требовалось. Есть вопрос по этому эпизоду и с точки зрения логики. Во-первых, исходя из озвученной информации о системе передачи пророчества — от короля к наследнику — затеряться оно должно было уже на втором поколении Таргариенов во время узурпации власти Мейгором Жестоким. Ну, и самое сладкое: по пророчеству спастись от Ходоков можно только с Таргариеном на престоле. Что ж, в «Игре престолов» удалось это сделать с Серсеей Ланнистер на Железном троне.
Для чего нужно было это «переосмысление»? Скорее всего, просто чтобы закинуть ещё один мостик между «Игрой престолов» и «Домом дракона».