«Дом дракона». Обзор на первую серию
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Хорошо, но с нюансом. Нюансом драконьего размера
Окей, начнём с обязательной экспозиционной части, пересказывающей завязку. Хотя, есть ощущение, что основы «Дома дракона» знает уже и твоя мама. Но для галочки. Вестерос за почти что 200 лет до событий «Игры престолов». Мирное правление короля Визериса Таргариена. Страна уже много лет не знает ни войн, ни бед. Главная проблема — наследник короля. Пока королева не родила сына, роль наследника исполняет трикстер-бедокур принц Деймон Таргариен, брат короля. Но поведение последнего (шутки у Деймона, знаете ли, так себе) заставляет Визериса склонить свой выбор в сторону дочери Рейниры. На Вестеросе, конечно, дикое Средневековье, поэтому женщина-наследник — тот ещё прикол, законность которого стремится к нулю. Однако, у Визериса по планам ещё много лет жизни, новая жена (а следовательно и детишки «правильного» пола), поэтому решение Визериса сделать наследницей Рейниру воспринимается благосклонно («ещё успеется!»). А на фоне всего этого море драконов (Таргариены на пике своего могущества и плодовитости), богатые кузены-Веларионы (ещё один род из Валирии, но в сериальной итерации с небольшим загаром), могущественные Хайтауэры, один из которых — Отто — служит десницей короля, да и Вольные города с соседнего континента что-то точно удумали. В общем, типичные будни Таргариенов.
Первая задача, что стояла перед «Домом дракона» — это понять, откуда вообще начинать. Основан сериал на половинке книги-летописи правления Таргариенов «Пламя и кровь», так что надо было врываться в историю, которая уже шла (и будет идти после). Точку вхождения сценаристы выбрали идеальную — легендарный Великий совет 101 года, который разрешил уже возникавший в истории Таргариенов династический кризис. Тогда прямых наследников не было у короля Джейхейриса и выбирали — околодемократическим путём — среди 14 кандидатов. Основных же в сериальной версии было два: Визерис и Рейнис (к этому ещё вернёмся в конце). Выбор пал на первого, ибо негоже женщине сидеть на металлических конструкциях. Увы, совет был показан очень уж обрывочно и быстро. Учитывая, насколько важное влияние он оказался на дальнейшую судьбу Вестероса, и что там уже по сути были высажены семена будущей войны, акцента хотелось более сильного. Но сериал галопирует к правлению Визериса, который на троне уже девятый год.
«Дом дракона» уже с первых минут очень доблестно справляется с задачей репрезентации Вестероса. Сериал, с одной стороны, сохраняет визуальный дух «Игры престолов»: Королевская гавань больше Королевская гавань, чем та пародия из последних сезонов «Игры», сразу вылавливаешь рыцарей Королевской гвардии из толпы. С другой же, создателям «Дома» удалось подчеркнуть, что локация та же, но с разницей в 200 лет. Это действительно чуть другая эпоха: дамы носят серёжки (их почти не было в «Игре престолов»), платья чуть другого фасона, а Гавань ещё не скатилась к уровню выгребной ямы. Вообще, сильно ощущается, что это пик величия Таргариенов: золото, украшения, драконы, да целое драконье логово! Не говоря уже о турнире, которым планировали ознаменовать рождение сына Визериса. На его фоне, турнир в честь пришествия Неда Старка на пост десницы из первого сезона «Игры» выглядит разборкой бомжей за мусорными баками. Блеск, массивные трибуны, десяток лордов, детально проработанные знамёна. В общем, дорого и богато. На этом люксовом фоне в сюжет и сердца зрительниц (да и не только) пробирается сир Кристон «Краш» Коль. Реверанс создателям — дерётся Коль, как и в каноне, не на дежурном мече, а моргенштерном (шар с шипами на палке с цепью). Турнирный поединок Кристона и Деймона поставлен мощно, хоть и не обошлось и без абсолютно шаблонной и идиотской сцены «рано радуешься, пёс». Такое уже давно моветон даже для серийного сёнена.
В общем, вся первая серия — это ехала экспозиция через экспозицию. Но это и неплохо. Темп сериалу удаётся сохранить умеренно плавный (по шкале от «Дюны» к «Доводу» где-то посередине). Жаль разве только то, что для этой самой расстановки фигур сериал оперирует чаще действием, чем диалогом. Тут, увы, «Дом дракона» ближе к сезонам 5-7 «Игры престолов», чем к самым первым. Сериал больше показывает. Здесь тебе зарисовка из бытовухи Деймона на посту главнокомандующего городской стражи: отрубленные конечности на любой вкус, море вина в борделях и чуть-чуть обнажёнки с самой красивой женщиной планеты Земля Соноей Мидзуно (играет роль любовницы Деймона Мисарии). Тут чуть-чуть придворных интриг: десница Отто негодует по поводу образа жизни Деймона и активно продвигает по карьерной лестнице свою дочку Алисенту. Связующим звеном выглядит принцесса Рейнира, что дружит с Алисентой, летает на драконе и чуть-чуть приструняет любимого дядечку Деймона. А если вспомнить, что именно под закадровый голос Рейниры нам и показали стартовую зарисовку о Великом совете, то так и хочется принцессу назвать главным героем. И это не очень хорошие позывы. Первоисточник — полотно без главного голоса. Тут можно вспомнить и Дейнерис Таргариен, чьё чрезмерное возвеличивание в сериале и стало одной из главных причин провала «Игры престолов». «Дом дракона», не надо так.
Первый эпизод для нейтрального зрителя очень хорош. Это духовный наследник «Игры престолов»: есть уже несколько шок-сцен, немного голых тел, много расчленённых тел и даже одна (с половиной) смерть. Это новая история: гроздь персонажей, с которыми тебя плавно знакомят, новые локации, которые пока ещё только упоминались. И всё это под музыку Рамина Джавади, которого ты узнаёшь с двух нот. Вообще, Джавади, по сути, это и есть главная скрепа экранизаций мира Джорджа Мартина. Самое настоящее back to home.
И всё бы хорошо. Но есть, как в легендарном анекдоте, нюанс. Нюанс тонкий, но важный. Тезисно: есть опасения, что сценаристы вообще не понимают, что такое легитимность в мире Средневековья и в чём суть конфликта первоисточника «Дома дракона». И это выдаётся, без шуток, на самой первой минуте. Почему-то сценаристами было решено изменить двух кандидатов Великого совета. Соперником Визериса в сериальной версии становится Рейнис, а не её сын Лейнор. Казалось бы? Отнюдь. Сам факт того, что Рейнис была «избираема» создаёт иллюзию того, что женщина в мире Джорджа Мартина имеет легитимные права на престол. Усиливает эту иллюзию и абсолютно идиотская (худшая во всём эпизоде) сцена после смерти жены Визериса, в котором, внезапно, совет лордов решает вдруг обсудить вопрос наследника короля (вопрос, который никого не беспокоил девять лет). Сцена, что никак не двигает сюжет, но позволяет вкинуть ещё парочку фраз в пользу легитимность женщины на троне. Мол, говорит один из лордов, наследник-мужчина — это всего лишь традиция столетняя (напоминаю, что Вестеросу к тому моменту пара тысяч патриархальных лет). Предлагают даже вновь сделать наследницей ту самую Рейнис. В общем, всё это работает на создание иллюзии возможности сесть женщине на Железный трон. Иллюзии абсолютно пагубной для сути конфликта «Дома дракона». И дело тут не в том, что это не канонично, что это нереалистично для Средневековья и так далее. Проблема исключительно в другом. Если, как нам уже утверждает сериал, женщина может — пусть и со скрипом, да склоками — сесть на трон, то в чём тогда будет суть легитимных претензий её противников? Сейчас немного спойлеров. Итак, вся суть будущего конфликта «Дома дракона» — борьба между сторонниками Рейниры и сторонниками Эйгона (сына Алисенты). Легитимность первой — решение усопшего папы. Легитимность второго — абсолютная невозможность (с практически нулём исключений в истории Вестероса), постановленная чуть ли не на уровне закона, наследования женщиной трона. Сериал же уже очень сильно размыл легитимность второй партии. Вследствие чего они могут превратиться в обыкновенных злодеев-узурпаторов. Несколько месяцев назад я писал о том, какие ошибки должен избежать «Дом дракона». Главная из них — это занять чью-то сторону. Потому что вся суть конфликта первоисточника — это неоднозначность. В поступках, словах и даже в законности претензий на трон. Что ж, в первом эпизоде «Дом дракона» сильно намекнул, чью сторону он займёт. И это плохо.
Очень наглядно и иронично, что после открывающий сцены с Великим советом нам дают титр: «172 года до Дейнерис Таргариен». Шёл 2022 год, сценаристы и шоураннеры HBO так и не поняли, что «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина — это не сказка о Дейнерис Таргариен.
Оценка эпизода: 8/10