История De_Rats – карты нашего детства из CS. Ее переделывали сотни раз, а впервые она вышла в другой игре
Игорь Ларионов вспоминает величие.
Почти 4 года назад мы опубликовали статью про 7 странных карт в CS:GO. В ней рассказали про локацию, вдохновленную мобильной игрой Subway Surfers, виртуальный McDonalds и даже пародию на Terraria. Но в комментариях все вспоминали другую карту из подборки – De_Rats.
Все олдовые фанаты Counter-Strike в молодости зависали на этой локации, в которой игрок был миниатюрным, словно мышь. De_Rats стала культовой, хотя никогда не была в официальном маппуле игры. Так что же легендарного в такой простой по структуре карте?
Идею De_Rats придумали еще до CS. Первую подобную карту создал разработчик Duke Nukem
Суть De_Rats – в уникальном построении локации. Вы как будто играете за миниатюрных солдатиков, бегая по полкам комнаты и перестреливаясь друг с другом. Игроки прячутся не за стенами и колоннами, а за посудой и упаковками готовых завтраков. В так называемых «крысокартах» также важна многоуровневость – каэсерам интересно перестреливаться друг с другом не по прямой, а находясь сверху или снизу.
Это простейшее, но в то же время гениальное геймдизайнерское решение так понравилось игрокам, что мапмейкеры создали сотни вариаций локации. Да, вы же знали, что De_Rats – это скорее серия карт, а не один отдельный экземпляр. Вам наверняка в первую очередь вспоминается версия с кухней, которая была наиболее популярна в компьютерных клубах нашей юности. Но в CS 1.6 также существовали карта-библиотека, карта-чердак и карта-спальня. С той же идеей, но разным наполнением.
Создателей карт в стиле De_Rats тоже не сосчитать. В сообществе до сих пор спорят, какой именно мапмейкер впервые ввел «крысокарты» в Counter-Strike. Зато точно известно, кто первым опробовал механику De_Rats в игровой индустрии в принципе. Это был Ричард «Левелорд» Грей – дизайнер уровней для Duke Nukem 3D, Quake и SiN.
О последней игре стоит поговорить подробнее. SiN – шутер от первого лица, разработанный Ritual Entertainment (позже эта же компания поучаствует в создании Counter-Strike: Condition Zero) и выпущенный в 1998 году. С годами игра получила культовый статус среди фанатов шутеров-арен, но на момент выхода провалилась в продажах. Причина проста – SiN вышла в один месяц с первой частью Half-Life и подчистую проиграла ей конкуренцию.
Вернемся к Ричарду Грею. Он – основатель и соучредитель той самой Ritual Entertainment, куда ушел из 3D Realms (разработчики Duke Nukem) в 1996 году. Спустя пару лет Левелорд участвовал в разработке уровней для SiN. Одна из его работ – локация Behind Zee Bookcase, которая как раз и создана в теперь уже легендарном формате с непропорционально большими объектами интерьера.
Грей – первооткрыватель левел-дизайна в шутерах и видеоиграх в целом. Он также создал карту HIPDM1: The Edge of Oblivion для Quake, которая представляла собой остров в пустоте. Со временем подобные локации стали классикой в арена-шутерах. Еще Левелорда знали за любовь к пасхалкам: в Duke Nukem он оставил одно из первых секретных посланий от разработчиков. Дизайнер написал в недостижимом без читов месте фразу «You’re not supposed to be here» (Тебя здесь быть не должно), которая со временем стала крылатой.
Кстати, Ричард с 2012 года живет в России. Одно время он даже помогал Mundfish с разработкой Atomic Heart.
Первую De_Rats сделали в Half-Life. А в CS вышла оригинальная трилогия карт
Перед тем как идея Левелорда полноценно раскрылась в Counter-Strike, она прошла через еще одну игру. Впервые De_Rats появилась в мультиплеере Half-Life – ее создал мапмейкер Крис «Cyber-Rat» Спэйн в августе 1999 года. Тогда карта называлась просто «Rats!» и представляла собой ту самую огромную кухню, пусть и не в совсем привычном виде. Позднее Крис выпустил сиквел локации для HL, действие которой на этот раз происходило в ванной комнате.
Изначально Крис не хотел делать порт Rats для Counter-Strike – считал, что карта не подойдет для игры с установкой бомбы. Фанаты у CS были нетерпеливые и принялись сами переносить локацию в шутер. И у них получилось! Многие играли в CS 1.6 на картах De_Rats и De_Rats2 и даже не подозревали, что это совсем не оригинальные карты, а лишь порт от энтузиастов.
Сам Спэйн негативно относился к неофициальным версиям локации и считал их далекими от его стандартов качества. Возможно, именно это подтолкнуло Криса самому перенести Rats в Counter-Strike. Первая версия карты от Сайберрэта вышла в 2001 году и имела крайне незамысловатое название – De_rats_2001. В ней мапмейкер значительно улучшил визуал и сделал локацию разнообразнее. На карте был лишь один плент – террористам требовалось подорвать огромный тостер. Не такая важная цель, как завод на Nuke, но все же.
Еще одна особенность карт De_Rats, которая раскрылась в CS-версии, это ловушки. Игроки могли попасть в мышеловку, умереть от горячей плиты или даже от ядовитого спрея. Каэсеры любили карту в том числе за интерактивность – благодаря ловушкам играть было интересно даже спустя десятки часов.
К сожалению, минусов на De_Rats тоже хватало. Ради веселья и необычного ландшафта создателю карты пришлось пожертвовать балансом. На локации всегда доминировали снайперы – открытая структура этому только способствовала. Поскольку модельки бегают по тоннелям и норкам (не зря карта названа в честь мышей), то проще всего было забраться на возвышенность и отстреливать врагов оттуда.
В октябре 2002 года Cyber-Rat выпустил De_rats2_2002 – порт второй части карты для Counter-Strike. На этот раз место действия переместилось с кухни в ванную комнату, а целью террористов стала игрушечная лодка. Из интерактивных объектов был унитаз, в котором при нажатии кнопки смывалась вода. Игрок, оказавшийся в воде в это время, получал урон.
Почти одновременно со второй частью De_Rats в CS появился и порт третьей под названием De_rats3_2002. Локация располагалась в детской комнате и запомнилась каэсерам куда меньше двух предыдущих. Пожалуй, главная особенность карты – возможность включать и выключать свет, стреляя по настенной кнопке. Это была последняя карта в стиле Rats, которую Cyber-Rat выпустил в Counter-Strike.
Мапмейкер забросил De_Rats – но благодаря фанатам карта жива до сих пор
Уже в 2000-х De_Rats получила культовый статус, поэтому неудивительно, что фанаты просили мапмейкера перенести карту и в новую версию игры – Counter-Strike: Source. В 2004 году Cyber-Rat написал в блоге, что хотел бы портировать локации на движок Source, но пока что у него банально не хватает на это времени. С годами у Спэйна так и не появилось свободное время для портирования карт – официально De_Rats для CS:Source так и не вышла.
А дальше – привычная история для Counter-Strike. За разработку взялись умельцы из сообщества, и в интернете появлялись десятки версий De_Rats для новой игры. Лучшим ремейком на Source фанаты считают De_rats_1337 – карту от мапмейкера Gunslinger, который раньше тестил оригинальные версии карт от Cyber-Rat. Локация стала еще глубже и интереснее: появился дополнительный проход через выдвижные полки, добавили несколько вентиляционных шахт, а бомбу теперь устанавливали не около тостера, а в раковине.
Помимо ремейков классических версий De_Rats мастера мапмейкинга создавали и полностью новые карты. Так, к примеру, появилась De_dolls от Cunning_Stunt – локация, срисованная со стереотипной комнаты маленькой девочки. Розовые стены, плакаты Hello Kitty и кукольный домик, который по сюжету необходимо взорвать. Карта была еще более открытой, чем основные версии Rats, но все равно завоевала популярность среди любителей CS: Source.
Упоминания заслуживает и De_sunstroked – карта от ныне известного мапмейкера Catfood, который поработал над кучей локаций для CS:GO (Shipped, Ruby), а также создал ремейк Tuscan. Его взгляд на Rats отличался от того, что делали коллеги. Catfood перенес действие на улицу, а игроки теперь бегали не среди предметов мебели, а между горшков для рассады. De_sunstroked была гораздо более продуманной картой, чем прошлые поделки в стиле Rats: здесь был и неплохой баланс, и два плента. Заметно, что над локацией трудился профессионал, а не простой любитель.
De_Rats даже официально появлялась в Counter-Strike: Online, разработанной специально для китайского рынка. По структуре она мало отличалась от самой первой De_rats_2001 из CS 1.6, но была куда более темной и жуткой. Ах да, хоть версия для CS: Online и называлась De_rats, никаких плентов для установки бомбы там не было – все ограничивалось дезматчем и режимами с зомби. Да, китайский CS был суров и беспощаден.
* * *
Сейчас De_Rats в основном живет благодаря воспоминаниям олдов, запускавших локацию еще в детстве. На серверах карта встречается далеко не так часто, как раньше, а в официальный маппул ее пока что добавлять не спешат. Но вряд ли это помешает De_Rats войти в историю CS как первая по-настоящему экспериментальная локация из игры.
Хотя еще не поздно закинуть переиздание Rats в состав первой операции для CS 2. Valve, дело за вами!
Вот бы шоуматч профессионалов на de_rats увидеть