Котики, злые грузовики и кукуруза. Чем нас пугали в винтажных хоррорах
Забудьте модные «Реинкарнации». Новое топливо для ночных кошмаров!
Хоррормейкеры всегда эксплуатировали человеческие страхи. И если в наши дни это скорее социальные фобии − например, боязнь мужчин или расовая напряженность, то раньше источники вдохновения были куда неожиданнее.
🤔 Знаешь CS лучше стримеров и про-игроков? Проверь себя в видеотесте
Грузовики и бульдозеры
Врезающийся в толпу грузовик можно снять очень страшно. Но этого точно не скажешь о «Максимальном ускорении» 1986 года. Это детище Стивена Кинга по его собственному рассказу «Грузовики». Зачем король ужасов сам сел в режиссерское кресло, непонятно. В итоге выяснилось, что постановщик из него бездарный (а еще ведь с Кубриком из-за «Сияния» спорил!)
«Проблема с этим фильмом в том, что на протяжении всего производства я был просто не в своем уме. Я понятия не имел, что делаю», − говорил позже писатель.
Кстати, у Кинга еще есть рассказ «Кристина» о красном Plymouth, ревнующем своего владельца. И по нему тоже сняли кино.
В «Максимальном ускорении» прекрасно все: от беспомощных спецэффектов до нелепой актерской игры. К тому же, что страшного в том, что грузовики просто кружат вокруг заправки? Справедливости ради, в первоисточнике это и впрямь было описано пугающе. Но рассказывать у Кинга явно получается лучше, чем показывать.
И это еще не все: в фильме есть уморительная сцена, как человека убивает автомат с газировкой. Звучит не очень, а вот выглядит смехотворно.
Но еще до Стивена Кинга зрителей пугали − внимание − злым бульдозером. Фильм «Бульдозер-убийца» (в оригинале у него очень смешное название Killdozer!) по рассказу Теодора Старджона с самого начала не претендовал на сборы и вышел сразу на ТВ. Самое интересное, что объяснение пакостям находят ровно такое же, как у Кинга, − инопланетный разум, вселившийся в бульдозер.
Гладильный пресс
Тему разумных механизмов Стивен Кинг раскрыл в своем творчестве ну очень полно. Как тут не вспомнить скетч из «Гриффинов», в котором писатель пытается всучить издателю произведение о злой лампе. Есть в его библиографии и рассказ «Давилка» о сушилке из прачечной, одержимой некой злой сущностью.
Снимать фильм о давилке Кинг доверил своему приятелю Тоубу Хуперу, который также работал над «Салемскими вампирами». Проблема в том, что идея, хорошо воплощенная в коротком рассказе, не потянула на целый фильм. В итоге получилась какая-то пестрая каша, ничуть не страшная и не впечатляющая.
Лепреконы
Первый фильм в подборке, не имеющий отношения к Стивену Кингу. «Лепрекон» чуть не похоронил едва начавшуюся карьеру юной Дженнифер Энистон. Во-первых, картина сам по себе вышла дурацкая, а во-вторых, ирландский гном в качестве антагониста кажется не очень-то страшным. Но это не помешало странному, но очень обаятельному «Лепрекону» стать культовым и обзавестись кучей продолжений разной степени трэшовости (в одном из них герой Уорика Дэвиса даже в космос летал).
Собаки и даже котейки!
Многие романы Стивен Кинг написал на основе собственных фобий (а что, удобно). Так, боязнь собак писатель трансформировал в роман «Куджо»: в нем огромный пес, заразившийся бешенством, убивает всех вокруг.
По «Куджо» позже сняли неплохой фильм. Сюжет там, правда, немного отличается от оригинала. Но если собак и впрямь боятся многие, то представить котика в роли злодея уже сложнее. Но Стивен Кинг сумел превратить в страшный фетиш и этих хвостатых − фильм «Кладбище домашних животных» по одноименной книге многие фанаты обожают до сих пор. Восставший из мертвых кот Черч и правда выглядит отталкивающе − это вам не милый продавец рыбов из мема.
Кукуруза
Если не видели «Детей кукурузы» 1984 года, вы многое потеряли в этой жизни. Это типичное кино в духе «так плохо, что даже хорошо».
Оригинальный рассказ Кинга, который лег в основу картины, действительно пугает атмосферой южной готики, описаниями зловещего детского культа и кровавых жертвоприношений. Но в руках режиссера Фрица Кирша материал превратился в какой-то цирк.
Сюжет примерно следует кинговскому: супружеская пара случайно оказывается в городке Гатлин и выясняет, что всех местных старше восемнадцати перебили дети, поклоняющиеся загадочному божеству. Но в первоисточнике герои находились на грани развода и постоянно ругались друг с другом. Это делало обстановку еще более надрывной. В фильме же их отношения почистили от деструктива (зачем?!), а ужасающую развязку, в которой оба героя умирали, заменили на хеппи-энд. Плюс ко всему юным актерам далеко до Милли Шапиро из «Реинкарнации»: они не внушают никакого страха.
Исключение − девятилетний проповедник Исаак, которого играет взрослый актер с детским лицом Джон Фрэнклин. Уж поверьте, этот парень ворует каждую сцену. Чего только стоит его голос с незабываемыми интонациями. Слушать его пассажи вроде «Синий человек был принесен ему в жертву, и та же участь постигнет неверующих!» можно бесконечно.
Бонус! Помидоры-убийцы
Конечно, никто всерьез не пытался напугать ими зрителей. «Нападение помидоров-убийц» (1978) − комедийный хоррор, берущий за основу намеренно абсурдную идею об убийствах людей овощами. Авторы высмеивают самые разные популярные фильмы, начиная «Птицами» Альфреда Хичкока, заканчивая «Челюстями» Стивена Спилберга. Запала хватило аж на три продолжения.
Ощущали когда-нибудь тревогу от безлюдных коридоров? В кино часто используют подобный прием