В каком порядке смотреть «Чужой»
Разбираемся в запутанной хронологии.
Самую первую часть серии снял Ридли Скотт в 1979 году, а следующие картины создавали уже другие режиссеры. Скотт вернулся к работе над франшизой более 30 лет спустя, сняв «Прометей» – приквел к оригинальному «Чужому». И тут возникает проблема – во многом фильмы о Чужих противоречат друг другу.
Самые радикальные любители творчества Ридли Скотта считают неканоничным даже продолжение Кэмерона, не говоря уже о работах Дэвида Финчера и Жан-Пьера Жене. Отдельная тема для дискуссии – считать ли «Чужой против Хищника» каноничным в отношении цикла «Чужого» (скорее всего, нет). С другой стороны, после приквелов Ридли Скотта в истории все равно осталось полно непонятного.
В общем, «Чужой» – это тот случай, когда каждый фанат сам определяет для себя устройство и границы вселенной. Кто-то считает каноничными только фильмы; кто-то – только работы Ридли Скотта; а кто-то – все фильмы и игры.
Чужой против Хищника (2004) – AVP: Alien vs. Predator
Режиссер: Пол У. С. Андерсон Хронология вселенной: 2004
Глава компании Weyland Industries Чарльз Бишоп Вейланд узнает о существовании древней пирамиды глубоко подо льдами Антарктиды. Магнат собирает команду ученых и отправляется к зиккурату. Там люди находят яйца Чужих и заражаются. Между тем на Землю прибывает корабль Хищников. Эти могучие пришельцы с древних времен разводили ксеноморфов, чтобы практиковаться в охоте.
Кроссовер двух научно-фантастических серий сначала появился в виде комикса в 1989 году. А в 2004-м на большой экран его перенес Пол У. С. Андерсон, режиссер «Обители зла» и «Смертельной битвы». В среде поклонников сложное отношение к кроссоверу: одни считают его вполне каноничным, а другие не признают полноправной частью вселенной.
Чужие против Хищника: Реквием (2007) – AVPR: Aliens vs Predator – Requiem
Режиссеры: Колин Штраус, Грег Штраус Хронология вселенной: 2004
В предыдущей картине зрителям показали гибрид Чужого с Хищником – Чужищника (фанаты еще зовут его Предалиеном). По сюжету этот мутант захватывает корабль Хищников и возвращается на Землю, где становится маткой Чужих. Для борьбы с расплодившимися ксеноморфами на нашу планету прибывает безымянный, но благородный Хищник – охотник-одиночка.
В «Реквиеме» авторы отошли от идеи размножения ксеноморфов с помощью лицехватов. Относиться к этому фильму, опять же, можно по-разному. Считать его частью вселенной или нет – дело фанатское.
Прометей (2012) – Prometheus
Режиссер: Ридли Скотт Хронология вселенной: 2089 – 2093 годы
Ученые Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй выдвигают смелую теорию: жизнь на Земле сотворили пришельцы, изображенные на тысячелетних наскальных рисунках. Герои отправляются по указанным координатам на корабле «Прометей», принадлежащем могущественной Weyland Corporation. Но вместо ответов на вопросы, кто создал людей и почему, участники экспедиции находят кучу проблем.
В приквеле «Чужого» зрители в первый раз знакомятся с Космическими жокеями или Инженерами – древнейшими инопланетными существами. Они сначала создали людей, а потом, разочаровавшись, решили их уничтожить.
Способ расправиться с человечеством Жокеи выбрали экстравагантный: сбросить на Землю биологическое оружие – капсулы с черной мутагенной жидкостью. Попадая в организм, эта жижа приводит к развитию в существо, подобное Чужому из последующих фильмов. К счастью для людей, Жокеи не уследили за утечкой, и жидкость уничтожила всю расу Создателей. Выжить удалось только одному. Именно его, лежащего в анабиозе, спустя много лет находит Элизабет Шоу.
Еще один важный участник этой истории – рефлексирующий андроид Дэвид, личный робот главы Weyland Corporation, сопровождающий экспедицию. Ему не занимать страсти к творчеству и экспериментам. Постепенно Дэвид начинает презирать своего создателя и людей в целом. Теперь он мечтает сам творить жизнь.
Раздобыв черную жижу, андроид втайне ставит над экипажем «Прометея» эксперименты. Единственная, кто выживает, – доктор Шоу. Вместе с Дэвидом героиня отправляется на планету Создателей, где они вместе изучают Чужих. Но в какой-то момент после прибытия в родной мир Жокеев Элизабет погибает при непонятных обстоятельствах.
Короткометражки «Чужой: Завет – Пролог» (2017) – Alien: Covenant – Prologue
Перед тем, как переходить к следующему по хронологии фильму, рекомендуем посмотреть четыре короткометражки, выполняющие роль смыслового «мостика» между двумя фильмами.
Сначала включайте «Связующее звено». Тут рассказывается о том, что произошло с героями предыдущей картины – доктором Шоу и Дэвидом.
Затем переходите к «Пришествию». Из этой короткометражки вы узнаете, как именно Дэвид проводил то время, что жил на планете Создателей.
После чего посмотрите «Фобос» и узнайте, как отбирали команду для корабля «Завет».
И завершите «Тайной вечерей», снятой Люком Скоттом, сыном Ридли, – там покажут приготовления экипажа «Завета» к криосну. Последний ролик, кстати, очень интересен с точки зрения раскрытия персонажей и здорово показывает отношения между членами команды.
Теперь можно переходить к самому «Завету».
Чужой: Завет (2017) – Alien: Covenant
Режиссер: Ридли Скотт Хронология вселенной: 2104 год
Действие разворачивается спустя 10 лет после событий «Прометея». Колониальная экспедиция космического корабля «Завет» под наблюдением андроида Уолтера (усовершенствованная модель Дэвида) летит на планету Оригаи-6, но сталкивается с нейтринной вспышкой. Часть людей и эмбрионов на борту гибнет.
Во время ремонта члены экипажа засекают сигнал бедствия с неизвестной планеты. По данным компьютера, она даже больше подходит для колонизации, чем изначальный пункт назначения. Астронавты решают выяснить, от кого исходят послания, но их ждет далеко не сладкий прием.
В «Завете» Дэвид окончательно превращается в злодея, который видит в людях только материал для экспериментов. Именно он посылает сигнал SOS в надежде получить побольше живых организмов для своих опытов. Также Дэвид вступает в конфликт с андроидом Уолтером, не способному к творчеству. Из чувства долга перед людьми Уолтер отказывается принять сторону собрата и пытается прекратить его жуткие опыты. Дэвид, увы, побеждает и продолжает экспериментировать.
Готовьтесь увидеть оригинальных Чужих (правда, они немного отличаются внешне от тех, к которым привыкли зрители), а также их разновидность – неоморфов. Их придумали еще для «Прометея», но вырезали из сценария. Эти создания еще более жуткие, жестокие и неприятные, чем классические ксеноморфы. Если Чужие «вылуплялись» из груди, неоморфы – из гортани или спины. Вдобавок эти пакостники умеют выстреливать в жертву шипами.
Чужой (1979) – Alien
Режиссер: Ридли Скотт Хронология вселенной: 2122 год
Космический транспорт «Ностромо», сбившийся с курса, принимает сигнал с неизвестного инопланетного судна. В поисках источника экипаж высаживается на планете LV-426. Там космонавты находят много странных яиц, трогать которые было ошибкой – из одного выскакивает паукообразное существо и закрепляется на лице одного из членов экипажа. И теперь вся команда в смертельной опасности.
В первом вышедшем фильме серии появляются ксеноморф, лицехваты и Эллен Рипли. Зрителей так впечатлила камерная картина, где спокойные бытовые сцены сочетались с невероятной по тем временам жестокостью, что уже спустя семь лет «Чужой» получил продолжение.
Но следующие части франшизы снимали уже другие режиссеры. И тут возникает проблема – во многом дальнейшие картины о Чужом противоречат друг другу. Поэтому Ридли Скотт, начиная с 2012 года, создает приквелы, опираясь только на первый фильм.
Чужой: Ромул (2024) – Alien: Romulus
Режиссер: Феде Альварес Хронология вселенной: 2142
Прошло 20 лет после событий «Чужого» 1979-го. Группа молодых колонистов, среди которых юная Рэйн Каррадин и андроид Энди, отправляется на зачистку заброшенной космической станции, но сталкивается с ужасным инопланетным существом.
История фильма разворачивается между оригинальным «Чужим» и сиквелом Джеймса Кэмерона. Режиссер Феде Альварес стремился возродить первоначальное настроение франшизы, поэтому сосредоточился не только на лоре, но на формальной составляющей. «Ромул» получился истинным хоррором, пугающим и держащим в напряжении до самого финала. Вопрос только в том, насколько хорошо Альварес интерпретировал философские идеи Ридли Скотта. Но критики в восторге. Пишут, что фильм «чествует предшественников», но привносит вклад в развитие франшизы, «разрывая собственную грудь новыми ужасами».
Чужие (1986) – Aliens
Режиссер: Джеймс Кэмерон Хронология вселенной: 2179
Спустя 57 лет после событий «Чужого» Рипли находят в состоянии сна. Рассказам героини о том, что с произошло с ее командой, никто не верит. Но еще через месяц к Рипли приходит представитель компании приходит представитель компании Weyland-Yutani и просит Эллен отправиться на LV-426 в качестве консультанта вместе с профессиональными военными. Дело в том, что с местными колонистами потеряна связь, и причина может быть в тех самых монстрах.
Автор сиквела Джеймс Кэмерон превратил камерный триллер в боевик. Если раньше Чужой в одиночку мог выкосить целую команду корабля, теперь хорошо вооруженные герои убивали ксеноморфов пачками. Канонический способ размножения Кэмерон посчитал сложным и переосмыслил. Так в сценарии появилась королева Чужих – здоровенная матка, откладывающая яйца, а сами ксеноморфы делятся на солдат и рабочих, как муравьи.
Чужой 3 (1992) – Alien³
Режиссер: Дэвид Финчер Хронология вселенной: 2179
Звездолет «Сулако» терпит бедствие. Рипли – единственная выжившая. Героиня оказывается на планете-тюрьме Фиорина-161. Выясняется, что на борту еще оставался живой лицехват. Он цепляется к псу Спайку и убивает почти всех заключенных.
Молодой дебютант Дэвид Финчер вернул серии атмосферу мрака и безысходности. Могло выйти здорово, но производственный ад привел к тому, что режиссер покинул проект, и фильм получился одним из самых противоречивых во франшизе. С одной стороны, «Чужой 3» расширил канон, но и привнес еще больше путаницы. Оказалось, ксеноморфы могут вселяться не только в людей, и гибриды с другими существами (например, собаками) выглядят иначе.
Чужой 4: Воскрешение (1997) – Alien: Resurrection
Режиссер: Жан-Пьер Жене Хронология вселенной: 2379
После событий фильма «Чужой 3» проходит целых 200 лет. Рипли возрождают в виде клона в исследовательском центре заодно с поселившимся в ней Чужим. В итоге ксеноморфы, выведенные для экспериментов, вырываются на свободу.
Жан-Пьер Жене, автор изысканной «Амели» и фантасмагории «Город потерянных детей», воспользовался выданным продюсерами карт-бланшем и превратил фильм о Чужих в чудаковатую французскую комедию. Картина вышла интересной как часть фильмографии Жене, но ужасной как часть франшизы о Чужих. Нелепое возрождение героини, погибшей в прошлой части; клон Рипли с королевой Чужих внутри; сын Эллен – получеловек-получужой… Проще всего не считать «Воскрешение» каноном и относиться как к любопытному зрелищу на один раз.
8 полнометражных мультфильмов, удивляющих визуальным стилем
5 случаев, когда Dreamworks и Disney плагиатили друг у друга