6 клише из хорроров, которые высмеяли в «Крике». Их до сих пор используют!
Все ужастики одинаковые.
Любите ли вы «Крик» так, как люблю его я? На первый взгляд дурашливая и глуповатая, эта франшиза глубже, чем кажется. Ведь за «несерьезной» обложкой прячется деконструкция самых распространенных хоррор-штампов. Но самое странное, что эти клише, кажется, до сих пор работают.
1. Герой постоянно вспоминает умершего родственника
Может, это клише чуточку надоело, но давайте скажем честно: оно крутое. И его часто используют даже режиссеры возвышенных хорроров. В «Реинкарнации» Тони Коллетт не отпускают мысли об умершей матери (и не зря). В «Солнцестоянии» Флоренс Пью под действием галлюциногенов мерещится мертвая сестра. В «Роде мужском» смерть мужа Джесси Бакли – одновременно отправная точка сюжета и мучительный неразрешимый вопрос для самой героини: ей не до конца ясно, погиб супруг случайно или это было самоубийство.
2. Нельзя заниматься сексом, иначе не выживешь
Авторы «Крика» тонко подметили тенденцию: в старых слэшерах, начиная с «Хэллоуина» (1978) жертвами почему-то становятся именно сексуально активные подростки, а выживают целомудренные девушки.
Правило «секс равнозначен смерти» высмеяли еще в пародийном ужастике «Хижина в лесу» (2011). А хоррормейкер Дэвид Роберт Митчелл целый фильм «Оно» (2014) построил на постироничном обыгрывании этой мантры.
По сюжету студентка занимается сексом с бойфрендом. После чего тот объявляет ей, что отныне девушку будет преследовать некое потустороннее существо, принимающее формы разных людей. Одни зрители усмотрели в этом метафору венерических болезней, другие – боязнь героини забеременеть, третьи – страх подростков перед первым сексуальным контактом.
3. Злодей без мотива страшнее злодея с мотивом
Согласитесь, разве отмороженный психопат, в чьих поступках отсутствует всякая логика, не пугает больше, чем даже самый изощренный убийца, но с продуманной мотивацией? Если второго наверняка можно понять и найти на него управу, то первый – само зло, неуправляемое, словно природная стихия.
Например, в первом «Паранормальном явлении» невидимый демон, доводивший Кэти и Мику, был очень страшным за счет того, что мотивы приживальщика оставались туманными. В последующих частях действиям монстра придумали обоснование. Но оно скорее вызывало больше вопросов, чем что-то объясняло на самом деле.
4. В хорошем продолжении больше убийств, а атмосфера еще круче
Джон Красински, очевидно, внимательно смотрел второй «Крик», впитывая ценные советы по созданию идеального сиквела. Так, в «Тихом месте 2» cюжет вышел за рамки дома главных героев и ближайших окрестностей. Нам показали, как живут люди в постапокалиптическом мире (правда, тайну происхождения монстров так и не раскрыли). Действующих лиц стало больше, ужасающих смертей – тоже, а чудовищ уже не прячут застенчиво в темноте. Наоборот, показывают во всей зловещей красе.
5. Убедись, что добил злодея. Иначе тот воскреснет
А вот главный герой фильма «Прочь» Крис Вашингтон вторую часть «Крика» наверняка не видел. Иначе бы знал – выведя злодея из строя, нужно сначала удостовериться, отдал тот концы или просто в нокауте.
Ближе к развязке бегство Криса из негостеприимного дома Армитажей едва не портит потенциальный шурин Джереми, которому оказалось мало одной целебной затрещины. Но волей сценариста главный герой, хоть и порядочно измотанный схваткой, побеждает, а пакостник отправляется вслед за папой Дином.
6. Назад возвращаются только идиоты
И снова «Прочь». Нормальные выжившие не лезут обратно в заварушку, и Крис это отлично понимает. Но скрепя сердце возвращается, сбив служанку Армитажей. Ужасное решение! С другой стороны, герой не мог поступить иначе: его грызет вина за то, что много лет назад он бездействовал, пока его мать умирала на улице. Разумеется, благородный поступок оборачивается против героя, ведь в теле Джорджины засела злобная бабуля Армитаж.
6 фильмов и сериалов, которые честно рассказывают про секс
Садизм и правдоподобие. Как вызвать у зрителей ненависть к персонажу