10 мин.

Феномен Escape from Duckov. Как пародия оказалась не хуже оригинала

Шутка зашла слишком далеко.

Китайская студия Team Soda выпустила Escape from Duckov – пародийный шутер с видом сверху. По сути это одна большая отсылка к Escape from Tarkov, только вместо серьезного сеттинга войны оперативников ЧВК в условиях выживания в изолированной военной зоне – смешной фантастический мир боевых птичек.

Всего за неделю игра разошлась миллионом копий. В Steam только положительные отзывы, а сама игра крайне активно перетягивает фанатов жанра экстракшен-шутеров – в том числе хардкорщиков из самого «Таркова».

Почему? Что случилось? Это один большой прикол от сумасшедших фанатов жанра, уставших ждать релиз Escape from Tarkov? Какие утки? Отвечаем на все животрепещущие вопросы в этом материале.

Погонял шары в BALL x PIT. Что такого особенного в рогалике про мячики?

Что это и о чем

Escape from Duckov – это экстракшен-шутер. В убежище вы собираете снаряжение своему персонажу. Запасаетесь лекарствами и патронами и выходите в рейд на большую локацию со случайным лутом и расположением ИИ-противников.

Во время вылазки вам надо выполнять задания, собрать побольше ценного лута и эвакуироваться через специальный выход. И, конечно же, не погибнуть в процессе от вражеской пули, голода, жажды или другой напасти. В случае смерти вы потеряете все снаряжение, что было на вашем персонаже, что превращает каждую вылазку в азартное казино: надо сыграть матч так, чтобы собранные на карте вещи окупили расходы на снаряжение и добавили в вашу казну деньги сверху.

Обычно к сложностям в этих играх, помимо хардкор-механик, добавляется наличие живых конкурентов: обычно экстракшен-шутеры ориентируются на мультиплеер. Но в последнее время набирают популярность PvE-игры: ZERO Sievert, Quazimporph, Project Silverfish. Даже «Тарков», родоначальник жанра, сдался под давлением общественности и ввел PvE-режим. Теперь к этому списку присоединилась и Escape from Duckov.

Отличие от вдохновителя – не только в несерьезном тоне, но и поджанре. Это шутер с видом сверху. В остальном по духу, сути и идее это практически та же игра, только без социального аспекта, ведь здесь нет других игроков, кроме вас любимого. Кооператив можно добавить только специальным модом (благо разработчики полностью одобряют моддинг «Утянска»).

Так почему именно утиная пародия набрала миллион продаж за неделю, тогда как остальные «убийцы Таркова» или заняли очень скромную нишу, или умерли сразу после релиза?

Национальная гордость

Мощные демо российских разрабов на октябрьском Steam Next Fest

Естественно, большая часть аудитории Escape from Duckov – из Китая. Местные геймеры максимально поддерживают любую хорошую игру с родины, вспомнить только рекорды онлайна Black Myth: Wukong. А если учесть, сколь велик в Китае процент геймеров, особенно фанатеющих по «Таркову» и милитаристической тематике, то цифры продаж «Утянска» уже не покажутся невероятными.

Это ни в коем случае не укор в сторону игры или национальности ее фанатов. Лишь констатация факта. И в случае конкретно Escape from Duckov поддержка заслуженна. Ведь месторасположение студии разработчиков – далеко не единственный плюс игры. Да и хайпа в других регионах вокруг достаточно нишевой игры хватает.

Геймплей, затягивающий на сУтки

На Reddit и в соцсетях уже во всю шутят, что состоялся релиз Escape from Tarkov, ссылаясь именно на эту игру. Казалось бы, это просто массовая шутка от сообщества – утки перещеголяли BattleState Games! Но доля правды тут действительно есть.

Идея «казуального Таркова» висела в воздухе уже давно. Call of Duty делала свой аналог режима «экстракшена» на большой карте с заданиями и фракциями ИИ-врагов. Battlefield 2042 сделала отдельный режим, который в итоге едва прожил месяц. И все эти игры оступаются на одной и той же проблеме: в попытках упростить формулу Escape from Tarkov разработчики вырезают именно те системы, которые делают шутер BattleState Games таким затягивающим. Поэтому сама идея упростить этот комплексный клубок из переплетающихся механик казался оксюмороном. 

И вдруг у «Утянска» это получилось.

Секрет оказался прост: помимо перехода в полное PvE разработчики попросту скопировали весь Тарков, устранив шероховатости. Тексты у идиотских заданий с поиском часов в машине (да, «Утянск» настолько напрямую цитирует «Тарков») и прочих убийств ботов голышом палкой теперь обладают нормальным описанием, куда идти и что искать. Не надо судорожно искать флешку размером в три пикселя в случайном вагоне на краю локации. Надо «пойти на северо-восток, в синее здание, искать в спальне».

У персонажа есть карта местности – открывать онлайн-приложение для изучения локации не нужно. Багов нет, как и читеров. Есть понятное обучение, прогрессия плавная. А у базовых систем вроде менеджмента инвентаря и взаимодействия с обвесами на оружие множество QoL-фишек.

Или взять, к примеру, ключи – еще одну ключевую механику «Таркова». В рейдах вы можете найти предметы для открытия дверей. В закрытых помещениях – квестовые предметы и особенно ценный лут. Но у ключей ограниченное число использований, и они занимают место в рюкзаке. Чтобы не потерять такое сокровище, приходится носить их в подсумке, лут из которого не теряется при гибели персонажа. А чтобы в него вместилось много ключей, приходится раскошеливаться на специальные сумки и ключницы.

В Escape from Duckov на базе можно построить систему регистрации ключей. Если нашли какой-то из них, можете сохранить его на специальном столе. Ключ уничтожится, но зато вы теперь всегда можете открыть соответствующую дверь без нужды тягать к ней «открывашку». При этом идея расходуемого суперресура никуда не делась: ключи от сейфов с драгоценностями все еще надо тягать в кармашке, и они ломаются после определенного количества использований. Упростили взаимодействие лишь с теми, что понадобятся вам в лучшем случае пару раз ради заданий.

Чтобы не скатываться в описание каждой механики и системы, скажем кратко: это более удобная и приятная версия «Таркова». Именно что «удобная», а не «максимально упрощенная». Конечно, в пародии с утками вам будет куда проще: опять же, нет игроков-кэмперов, что сидят весь матч в кустах и ждут вас у выхода со снайперской винтовкой. В рейде нет ограничений по времени. Пока у вас есть еда и вода, вы можете сидеть на карте вплоть до местного выброса космической энергии, который уже точно загонит вас обратно в схрон. Да и боты не такие умные, как в Escape from Tarkov (правда, с последними патчами они отупели и там, к сожалению). А еще в «Утянске» быстрее оригинального «Таркова» появились разнообразные и, что более важно, рабочие внутрирейдовые торговцы, ходить к которым с котлетой денег решение более чем оправданное.

Как бы смешно ни звучало, но сейчас на игровом рынке Escape from Duckov – единственная игра, что поняла суть геймплейной петли «Таркова» и смогла повторить ее с множеством улучшений. И не просто скопировать, а облагородить новыми идеями.

➤ На карте можно раскапывать лут из специальных прикопов, если в слоте оружия для ближнего боя у вас есть лопата.

➤ При наличии удочки и наживки можно рыбачить у водоемов.

➤ Онлайн-рынок заменен черным рынком, где время от времени вам поступают выгодные предложения о купле-продаже редких предметов.

➤Раз в 300 игровых часов мир поражает космическая буря, выжить в которой можно только при наличии серьезного снаряжения.

➤По картам расставлены телепорты для быстрого перемещения через огромные территории.

➤ А также в некоторые места можно попасть нестандартными способами: например, взрывать потрескавшиеся стены динамитом и гранатами.

Также Escape from Duckov – просто качественный игровой продукт. Выглядит симпатично, оптимизирована прекрасно. Ни одного бага, загрузки в пару секунд (передаем привет ожиданию рейда в «Таркове» длиной в 11+ минут). Это действительно тот экстракшен-шутер, который можно спокойно запустить на полчаса после работы и между бытовыми делами. При этом игра совсем не казуальная: боты могут серьезно напрячь вас штурмом, заходами с фланга и бросками гранат. А боссы и вовсе разорвут вас в клочья за секунды, если вы будете пренебрегать хорошей броней и расходниками. Так то титул «казуального Таркова» справедлив лишь отчасти.

Утки и шутки

Милого дурацкого юмора, а также референсов в сторону оригинала в Escape from Duckov целая гора. Те же предметы (сканер кожи LED-X и AMD-видеокарты как главные сокровища среди гор лутного мусора), те же объекты в вашем убежище (привет, биткойн-ферма!) – даже боссы те же. В местном магазине живет свой Килла в тяжелой броне с пулеметом РПК-16. Только он птица и имя другое.

Шутки «для своих» доходят до такого безумия, что некоторые ключевые предметы можно найти на тех же местах, что и в «Таркове». Например, редкая лабораторная карта может заспавниться в небольшом домике в стороне от местной лесопилки – прямо как на локации Woods («Лес») в Escape from Tarkov.

Есть и просто дурачества: например, возможность доставать из унитаза его содержимое, а позже, вопреки знаменитой поговорке, лепить из него пули. Есть даже особая банда мини-боссов, что воюет столь грязным оружием.

Ну и стиль вы можете оценить по скриншотам: лупоглазые уточки, мультяшная графика. А в саундтреке игры вместо тяжелой техно-милитаристики «Таркова» – уютный джаз.

К комедии игры есть лишь одна претензия. Острое ощущение, что пародийности будто бы не хватает, чтобы оправдать столь наглое копирование ассетов и идей. Вплоть до структуры и дизайна заданий. Сложно сказать, где оммаж и пародия, а где старое-доброе китайское воровство. Те же дизайны боссов и оружия. Те же задания. Да, игра веселит, но зачастую вся шутка в том, что это «как в Таркове». Благо хотя бы игра хорошая, так что на подобные моральные дилеммы не хочется обращать внимания. Да и сами разработчики из BattleState Games не против: глава студии, наоборот, поздравил игру с успешным релизом.

Escape from Duckov – это удивительный феномен, в очередной раз доказывающий силу мелких независимых команд. Никому не известные разработчики с помощью смешной игры про уточек совершили настоящий подвиг Геракла – они сделали достойный аналог Escape from Tarkov (при этом – в виде одиночной игры), чего не удавалось ни одной AAA-студии. Кроме того, Escape from Duckov идеально работает и даже дорабатывает многие идеи своего вдохновителя.

Если вы когда-либо хотели попробовать «Тарков», но боялись PvP или ваш комп не тянул ее из-за совершенно отвратительной оптимизации, то «Утянск» – ваше спасение. Один из сильнейших инди-релизов 2025 года, полностью заслуживший весь хайп. Единственное, за что игру можно серьезно критиковать, – все же лор, персонажи, диалоги и вселенная «постапок-уток» не очень интересны и очевидно уступают 10 годам проработки сеттинга Escape from Tarkov. 

10 советов новичкам в Battlefield 6