5 мин.

Наш ответ не пойми чему: впечатления от PIONER

Игра, сделанная статистикой, а не людьми.

У разработчиков видеоигр из СНГ есть два пути. Одни вопреки всем сложностям и скромным ресурсам делают уникальные проекты на стыке жанров. Как, например, «Космические Рейнджеры», что объединяют в себе песочницу-космосим, текстовый квест, аркадный экшен с видом сверху и RTS. Или Escape from Tarkov, что и ММО, и шутер, и RPG, и даже «Тетрис».

А другие пытаются реализовать убийцу «Ведьмака», убийцу Fallout, убийцу Fortnite или другой популярной игры исключительно бизнес-подходом. Собрать статистику, рассмотреть метрики, определить теги лидеров продаж и сделать некую игру-компиляцию всех популярных штук, которая в следующем финансовом квартале принесет доход на уровне западных ААА. И, вопреки здравому смыслу, реализовать столь амбициозную цель пытаются в десятки раз меньшими средствами и опытом. Ведь очевидно, что если никто в Америке и Европе еще не сделал новый Fortnite с наскока, то это лишь потому, что они не попытались (сарказм)!

И PIONER с первых же минут кричит, что она из второго лагеря. 

Что такое PIONER? Это мультиплеерный шутер в относительно компактном открытом мире из нескольких зон. Сеттинг – советский постапокалипсис. Где-то на территории позднего СССР есть некий Архипелаг, пораженный загадочным инцидентом. Теперь земли этого острова заполнены аномалиями, и периодически округу накрывает синим сиянием, смертельно опасным для обычных людей. В наличии также разномастные мутанты и всяческая чертовщина вроде теней из «Метро», невидимых шипов да потусторонних голосов в голове. 

Вы играете за некого не то избранного, не то особенного, которого одни кличут «безымянной душой», а другие — «пионером-6», специальным агентом местной торговой фракции. Вам удалось ценой потери памяти пережить синее сияние, а после — получить работу солдатом местного города-хаба.

По описанию игры можно заметить, что PIONER — это просто набор клише всех игр жанра, от Fallout (как старых, так и от Bethesda) до «Метро». Местный аналог выбросов, некая Зона с искателями приключений со всего СССР. И все это — то в болотах Metro: Exodus, в которые замешали летучих чудищ и грибы из Morrowind, то в пустынях «Безумного Макса». Живут в мусорных лачугах, воюют ржавыми самопалами, будто на экране Fallout 76. А играется все как первая RAGE.

В этом месте у меня вели оживлённый диалог два трупа

В PIONER нет совершенно ничего своего: куда ни ступи, что ни найди — все элементы других игр, добавленные лишь потому, что это, видимо, теги лидеров продаж Steam. Вот вам крафт патронов, который совершенно не нужен, так как по округе раскиданы ящики с годовым запасом боеприпасов. Вот возможность собрать арсенал из десятков видов оружия ближнего и дальнего боя — но единовременно можно носить лишь два ствола. И все это в мультиплеере с кучей других игроков… что просто бегают где-то на фоне и с которыми иногда можно вместе завалить какого-нибудь монстра. Большая часть сюжетных заданий не требует сторонней помощи или вовсе запирает вас в зоне для одиночного прохождения, исключая других пионеров.

У игры также нет единства стиля — будто не хватило продюсера, что следил бы за сочетанием ассетов друг с другом. По ржавой пустоши могут ходить «братки» в идеально чистых спортивных фиолетовых костюмах, а у немытых годами бомжей посреди болот оказывается Desert Eagle с удлиненным стволом из фильма «Красная Жара» со Шварценеггером.

Сеттинг апокалипсиса соседствует с какой-то мистикой: местных охотников за артефактами преследуют баргесты из первого «Ведьмака», а помимо синего сияния всем жителям Архипелага угрожает Гон (считай, Дикая Охота). 

Окружение пытается в «советский постапокалипсис» и местами даже некий Atomic Heart (киберкостюмы, летающие роботы и так далее), а потом местные люди из 60-70-х употребляют фразы «без негатива» и другие миллениальские обороты из Твиттера. Чего уж говорить, если местного лидера торговой фракции с неуемным ЧСВ, на которого придется работать по сюжету, зовут Мавроди. На какую аудиторию рассчитана эта шутка? 

Каждую минуту игры хочется пошутить, что она собрана нейросетью. В целом, это недалеко от правды: PIONER настолько безлика, что позволяет себе откровенный нейроарт. Работы нейросети заметны, выбиваются из и без того практически отсутствующего единого стиля и выглядят попросту уродливо. 

PIONER едва работает: три дня после релиза мне не удавалось банально зайти в игру. А после, когда сервера наконец-то начали более-менее стабильно работать, мне пришлось продираться через баги, подгрузку текстур и целых объектов прямо перед моим носом, фризами, прыгающей кадровой частотой, дубовыми анимациями и телепортацией героя из-за пинга или бага взаимодействия модели персонажа с окружением. Да, можно списать на ранний доступ. Но, как говорят, эти проблемы были еще на закрытых бета-тестах и их к выходу так никто и не починил. При этом донатный магазин в игре работает как часы: критиковать игру на стадии разработки нельзя, а вот деньги заносить можно стабильно и без проблем. Поддержи отечественное!

* * *

Только лишь коммерческим подходом в один ряд с гигантами жанра (на какой бы PIONER не равнялась) встать можно только при очень большой удаче и при более внушительных ресурсах. Игру можно смело пропускать: мультиплеерных симуляторов сбора мусора игрокам и так хватает, от всё той же Fallout 76 до Arc Raiders. Их и купить проще, и работают они лучше.