16 мин.

Мощные демо российских разрабов на октябрьском Steam Next Fest

Подборка от Даниила Кортеза.

Сейчас идет очередной фестиваль демо-версий игр в Steam. Настоящий праздник для геймеров, ведь можно бесплатно попробовать сотни игр до релиза. А что-то и вовсе добавить в свой список покупок на будущее.

Участвуют в Steam Next Fest и наши разработчики. Я выбрал самые интересные демо от них.

Главные хиты осеннего Steam Next Fest 2025

Misery

Что это: мультиплеерный малополигональный «Сталкер»

Misery — проект разработчика-одиночки, абмиции которого не потянула бы и большая ААА-студия. Игра в сеттинге аномального постапокалипсиса, где мир превратился в зону из S.T.A.L.K.E.R. после ядерной катастрофы. Вам повезло спрятаться в бункере перед взрывом — будут даже щедрые 60 секунд на сбор стартовых вещей из родного дома.

Следующий этап геймплея — вылазки из вашей норы за припасами, мебелью для убежища (модные шкафы можно либо скрафтить из хлама, либо принести с собой в сумке), патронами и артефактами, которые дают заметный бонус к характеристикам. Мир за пределами вашего убежища процедурно-генерируемый, поэтому каждое новое приключение будет чем-то отличаться от предыдущего. Можно наткнуться на заброшенный городок, а в следующий раз — на огромный советский радиотелескоп. 

Misery может отпугнуть примитивной графикой. Но если переступить через это, то вам откроется удивительно качественная игра в жанре «сталкинг-хабаринга по радиоактивным заброшкам». Все нужные механики уже работают! Сбор лута ведется в ограниченный инвентарь, который можно расширять сумками и карманами одежды. Есть взаимосвязанные системы голода, жажды, психики и радиационного заражения. Поиск артефактов с помощью детектора среди разнообразных аномалий. Крафт, ограниченные по времени рейды (если задержаться на поверхности слишком долго — можно попасть под выброс смертельной энергии), расчет ресурсов и даже строительство.

А еще в Misery можно играть по сети! Есть кооператив до четырех игроков.

Telegram-канал игры

Pathologic 3

Что это: RPG-детектив про эпидемию в городе посреди степи

«Мор» — важная игра для российского геймдева. По-настоящему уникальный проект, объединяющий в себе RPG, survival horror, детектив, экшен от первого лица (пускай и посредственный) и симулятор ходьбы. К сожалению, серия постоянно страдает из-за нехватки средств и нестабильной работы студии. Отчего релиз каждой части — чудо вопреки всему. И нам, как геймерам, повезло дожить до третьего пришествия.

Pathologic 3 — это, по сути, отдельная сюжетная линия второй части (которая не столько сиквел, сколько ремейк первой), что разрослась до отдельной игры. Да, персонажи и большая часть ассетов остались теми же, но геймплей изменился до неузнаваемости. Из «симулятора бомжа», где вам приходилось посреди забегов из одного квартала в другой собирать бутылки под воду и побрякушки для обмена с детьми, «Мор 3» ушел в сторону детектива с упором на повествование.

Главный герой игры, Даниил Данковский — не какой-то местный «селюк». Он светило науки из столицы, поэтому свою борьбу с неизвестной чумой ведёт «премиум-методами». Раздаёт приказы по управлению кварталами, общается со знатью, проводит научные изыскания. В геймплее это отражено важными выборами политики борьбы города с эпидемией (пока нет в демо, но будет на релизе).

Из-за огромного груза ответственности на психику Данковского оказывается чудовищное давление. Нужно постоянно следить за двумя показателями: апатия и мания. Улетите в первую крайность — Даниил впадёт в депрессию и просто ничего не будет делать. Окажетесь во второй — переизбыток эмоций заставит его руки и голос дрожать, а самого героя охватит адреналиновое безумие. В войне со смертью победит лишь баланс и холодная голова.

Еще одна ключевая фишка — игра со временем. Теперь не нужно проходить сюжет заново, чтобы посмотреть разные варианты истории или сделать более удачные выборы. Данковский сможет отматывать время и менять события, чтобы нащупать наилучший исход для несчастного степного города.

Помимо этого, в игре куча новых медицинских механик: осмотры больных со сбором анамнеза, исследование бактерий через микроскоп, изготовление лекарств из реагентов. «Мор 3» кардинально отличается от предыдущих частей серии, что потенциально может отпугнуть преданных фанатов. Но лучше новое, чем уже подзабытое старое.

Герои Меча и Магии: Olden Era

Что это: продолжение легендарной серии пошаговых стратегий

«Герои» наконец-то вернулись! Силами отечественной студии Unfrozen серия обзавелась новой достойной частью — по крайней мере, если судить по демо. Вновь всадник с флажком скачет по сказочной карте, собирая ресурсы и сражаясь с монстрами. Вновь величественная цитадель растет с каждым ходом, принося вам доход и войска каждый понедельник игровой недели. Чуи, мы дома!

Olden Era интересна тем, как грамотно она балансирует между старым и новым в каждом своем элементе. Музыка свежая, но пестрит отсылками к классике — в теме главного меню слышится мотив HoMM V. Часть звуков в геймплее — ремейки так дорогих сердцу звонов из третьей части. Все же помнят тот самый ламповый «бзынь», когда подбираешь золото или горку самоцветов?

Такая же история и с геймплеем. Фундамент серии на месте: пошаговые бои на гексагональной карте, исследование глобальной карты, менеджмент своих городов-замков, комбинирование существ с разными свойствами и способностями в эффективное войско, прокачка героя одного из двух классов — воин или маг. А также шесть уникальных фракций (в демо были доступны лишь четыре) — от базовых людей и воинов Света до демонического роя жуков и ледяных эльфов с лавкрафтианскими монстрами. Не переживайте — черные драконы, грифоны и прочие любимые фанатами троглодиты на месте! Разве что не хватает замка волшебников с големами и титанами…

А теперь про новые возможности. У героя и его армии появился общий счетчик специальных очков, которые можно тратить на особые приемы. Юниты используют спец-атаки и особые заклинания в стиле пятой части. Герой тоже совершает уникальные действия: например, прокачанный некромант за эти очки может воскрешать свою нежить.

У городов есть свод законов — эдакое древо технологий, позволяющее более гибко настраивать экономику и возможности вашей армии. Больший приток денег, прирост существ в казармах, бонус к характеристикам всех ваших героев на карте и так далее. Очки законов копятся со временем в зависимости от количества замков в ваших владениях и их прогресса застройки.

Неизвестно, как все новшества повлияют на баланс и общие устои серии. «Герои» уже обжигались на излишних инновациях — вспомнить только четвертую и шестую части. Но и обычная ностальгия настрадавшимся фанатам серии тоже не нужна: бессмертную формулу франшизы есть куда развивать. Недавний конкурент в лице Songs of Conquest — яркое тому доказательство.

Curse of Pirates

Что это: Vampire Survivors про пиратский корабль

Очередная игра про то, как ваш персонаж в центре экрана убивает толпы врагов и копит различные бонусы, чтобы сражаться эффективнее. Но есть и отличия: задания на картах (довези сундук до цели, уничтожь волшебные идолы и т.д.), возможность добывать ресурсы (надо остановить корабль у источника и ждать, пока тот их соберет) и настройка инвентаря (с врагов выпадают детали для корабля разной степени редкости).

Еще у игры забавная эстетика: улучшения вам дают различные волшебные пираты в духе богов из Hades, а по карте разбросаны милые пасхалки. Например, перерисованные объекты из «Героев Меча и Магии 3» или желтая субмарина из знаменитой песни Beatles. 

Из недостатков можно выделить плохую читаемость игровых объектов. Ваши способности по цветовой гамме слабо отличаются от спрайтов врагов и их снарядов, отчего часто уклоняешься от своих же скиллов. И иногда волны врагов загоняют вас в такую ловушку из островов, где попросту невозможно маневрировать.

Dead Weight

Что это: «рогалик» про летающих по небу стимпанк-пиратов

Пошаговая тактика про небольшую команду мореходов (или небоходов — все корабли и острова тут летают в облаках). Изучайте местность, побеждайте врагов, собирайте лут и качайте своих персонажей. Умерли? Не беда, это не конец. После смерти вы попадаете в местный божественный план, где за специальный ресурс качаете своего персонажа между забегами по физическому миру.

Боевой системой игра очень напоминает классику инди Into the Breach: все враги сначала замахиваются, а бьют на следующий ход, позволяя вам маневрировать и уклоняться. Противников и декорации можно пинать, нанося урон столкновением или вовсе сбрасывая с края карты в бездну.

К сожалению, пока в демо маловато контента, но основные механики крутые и многообещающие. К тому же у игры совершенно невероятный арт-дизайн и очень интересный сеттинг. Можно сыграть не только за обычных пиратов, но и за варвара-берсерка с огромным двуручником или, например, ловкого робота-дуэлянта.

Lessaria

Что это: RTS про фэнтези-королевство, где юниты сражаются сами без ваших приказов

Lessaria — идейный наследник серии Majesty. Это игра-симулятор короля фэнтезийной страны. Вы со своего трона можете лишь собирать налоги, приказывать крестьянам строить дома и назначать награду за контракты.

А вот будут ли они выполнены или нет — зависит от сложности задачи, величины награды за нее и желания героев, живущих около вашего замка. Если первоуровневый новичок еще согласится отпинать крыс за 100 золота, то профессионал в зачарованных латах даже не посмотрит в сторону такого поручения. А прогонять крыс как-то надо! 

В целом, Lessaria приятна визуально и геймплейно. Вопрос лишь в оригинальности: будут ли на релизе какие-то действительно новые фишки или это лишь дешевый клон Majesty 2. А ведь последняя вышла более 10 лет назад.

Of Ash and Steel

Что это: «наш ответ» Risen и «Готике»

В СНГ любят «Готику». Игра вышла как раз в момент зарождения геймерской культуры в странах бывшего СССР, имела неплохую для того времени локализацию и быстро завоевала сердца русскоязычных игроков. А также пополнила список проектов, аналог которых годами безуспешно пытаются создать наши разработчики. Вернее, пытались, пока у малоизвестной студии Fire & Frost это не вышло. По крайней мере, если судить по одной из лучших демо фестиваля.

Of Ash and Steel — это какая-то аномалия. Она ощущается, как потерянный релиз ныне почившей Pyranha Bytes из 2010 года. Маленький, но до отказа забитый вручную созданным контентом открытый мир. Отсутствие карты, указателей и маркеров квестов. Душевные задания про прополку огорода и разгадку тайн грязных портков фермера вместо эпичных поручений по убийству драконов. И главный герой не Избранный и не Довакин, а случайный хилый картограф, что даже плавает с трудом. А кругом насекомые-переростки, смертоносная нежить и кровожадные бандиты. Пройдя довольно нудный пролог с десятком катсцен, вы буквально оказываетесь в ремейке первой Risen.

Но это не просто «ностальгия по евроджанку 2010-х». Здесь полно современных улучшений, совершенно несвойственных бюджетной российской инди-разработке: герой умеет на ходу забираться на поверхности и перепрыгивать через заборы, одежда пачкается от крови и падения в грязь (NPC реагируют на вашу неряшливость). Если пробежать на полном ходу через лужу или кучу навоза, можно поскользнуться и грохнуться. Персонаж динамически опирается на стены и дверные проёмы, когда проходит мимо, и взбирается на поверхности автоматически по нажатию «пробела».

В Of Ash and Steel десятки взаимосвязанных систем: крафт снаряжения, укрепление брони, пошив одежды, кузнечное дело, взлом замков, карманные кражи, заточка оружия, готовка, алхимия — да даже рыбалка есть! И все полезно, потому что опять же — вы никто. Вас может убить любой жук, в начале игры вы даже ржавый топор поднять не в состоянии, а зелье здоровья найти тяжело — лечитесь своей поганой стряпней, пойманной в ручье рыбой и сворованным у крестьян хлебом. Надо есть и пить, а также следить за ранениями разной степени тяжести, что влияют на вашу эффективность в бою. А в сражениях вы можете уклоняться и маневрировать, попутно меняя боевые стойки.

Игра настолько пропитана духом классических Gothic, что здесь даже можно давить ногами жуков! Сюжет же по-настоящему начинается с того, как вы получаете кулаком по лицу, а первое основное задание — донести важное письмо местному ордену рыцарей. Узнали же?

Но осторожнее с ожиданиями — это игра в духе немецких RPG 2010-х. Крепкая «Б-шечка». Нормальная игра на 7.5 из 10. Удивляет то, насколько качественно сделана эта нишевая игра — и что за ней стоят наши разработчики. Причём не именитая легендарная команда с внушительным бюджетом и десятком ветеранов из времен «Акеллы», а обычные энтузиасты. Разработка Of Ash and Steel и вовсе началась с одного человека. 

У игры релиз уже совсем скоро, в ноябре этого года. И если остальная часть окажется на уровне демо, у проекта есть все шансы понравиться и российской, и зарубежной аудитории.

Группа разработки игры в VK

* * *

Хоррор в диснеевских красках: обзор Bye Sweet Carole

Вышел 2XKO – файтинг для поклонников «Лиги Легенд». Но зайдет и фанатам Mortal Kombat