Хоррор в диснеевских красках: обзор Bye Sweet Carole
Не игра, а мультик.
«Все начинается и заканчивается с девочки – слишком маленькой и неподходящей для мира пепла, дегтя и холода, в котором ей довелось родиться». Так встречает Bye Sweet Carole и готовит к истории про Лану Бентон – сиротку из викторианского приюта Bunny Hall в начале 20-го века.
После загадочного исчезновения Кэрол, единственной подруги, девочка отправляется на ее поиски и проваливается в кроличью нору. Так Лана оказывается между двумя реальностями – нашей и волшебной страной «Королла», где за ней охотится теневое существо по имени мистер Кин.

Bye Sweet Carole сочетает несколько жанров: приключенческий платформер, point-and-click, стелс и элементы хоррора. При этом выглядит игра как классический мультфильм эпохи «Спящей красавицы» – любую рисованную деталь хочется разглядывать.
Лана изображается как типичная диснеевская принцесса: большие глаза, розовая лента в волосах, которая ярко контрастирует с мрачной палитрой окружения. Складки ее платья колышутся при ходьбе, а если девушка попадает в беду, птички подхватывают ее за рукава и уносят от опасности прочь. Чтобы добавить еще больше сказочности, разработчики из Little Sewing Machine подарили Лане возможность превращаться в кролика – каждый раз трансформация сопровождается взрывом искр.
Все это волшебство происходит под симфоническую оркестровку Луки Бальбони (соавтора музыки к Remothered), прекрасно уловившего атмосферу каждой сцены: нежные флейты для мгновений покоя и безопасности; зловещие стоны виолончели во время столкновений с врагами. Саундтрек – душа Bye Sweet Carole, та часть, которая работает безупречно.
Визуально и музыкально игра удачно передает атмосферу сказки. Но, к сожалению, потенциал ее совершенно не раскрывает.
Диснеевская ловушка

Повествование в Королле соседствует с магией: цветочные сады, говорящие животные, мрачный лес в духе «Белоснежки» 1930-х. Видно, что разработчики старались для поклонников классики. На Лану нападает теневое существо, мистер Кин, и, убегая от него, девочка проваливается в кроличью нору – игра охотно использует традиционные сказочные символы. В моменте кажется, будто сейчас покажут новые фантастические пейзажи или, может, долины, пышущие разложением.

Но сказка резко обрывается, не успев как следует разогнаться. Лану переносит в приют, и дальше начинаются подвалы, чердаки, пустые классы. Серая палитра доминирует, магия не продолжается, бестиарий вызывает вопросы – вот такое впечатление производит Bye Sweet Carole в первые часы. Имея бесконечный простор для фантазии, геймдизайнеры запирают игрока в однообразных помещениях и не выпускают оттуда почти до самого финала.
Помнится, American McGee’s Alice тоже мешала сказку с хоррором. Только там каждая локация поражала извращенной фантазией, а дизайн врагов завораживал. Если бы Алиса следовала примеру Ланы, весь сюжет серии протекал бы в унылом Лондоне.
Игра, что должна была стать мультфильмом
Поначалу Bye Sweet Carole играется как классическая адвенчура – исследуешь комнаты, собираешь предметы, комбинируешь их и решаешь загадки. Головоломки разнообразные и логичные: где-то нужно расставить зеркала, чтобы перенаправить свет, где-то – активировать механизм в прошлом, чтобы открыть дверь в настоящем. Сами по себе они неплохие. Проблема в том, что после второй главы игра все-таки вспоминает, что она хоррор, и добавляет эпизоды преследования.

Повар мисс Фишерин мутирует в гигантского кролика с мясным молотком и реагирует на каждый шорох. Чудище Мистер Кин устраивает психологические пытки с подставными смертями. Сова Валения отращивает длиннейшие лапы и пытается вас задавить. Бегать и прятаться от них не всегда весело – отчасти из-за технических изъянов.
В форме кролика бежишь быстрее, но постоянно цепляешься за края платформ вместо того, чтобы запрыгнуть наверх. Взаимодействие с лестницами, которые встречаются довольно часто, работает через раз – нужно встать ровно в той точке, где игра ожидает, иначе Лана пройдет мимо. А иногда она и вовсе застревает в текстурах.
Но главный недостаток механики стелса – банальная скука. Враги появляются внезапно и патрулируют как раз те места, через которые нужно пройти. Представьте, как вы в десятый раз возвращаетесь на одну и ту же локацию. Откуда ни возьмись выскакивает босс, закрывая проход к загадке, и теперь надо убегать от него по той самой капризной лестнице.

Из-за постоянного бэктрекинга головоломки, которые изначально мне нравились, тоже начинают утомлять – особенно когда понимаешь, что после решения придется снова пробираться через те же коридоры мимо тех же врагов. Сколько еще раз нужно пройти между комнатами с боссом, чтобы найти нужный предмет? Сколько одинаковых кат-сцен и QTE придется пересматривать?
Есть, впрочем, и светлые эпизоды – вроде появления Мистера Бэйси, жителя Короллы и спутника Ланы, чья голова может отделяться и действовать самостоятельно. Он неуязвим для врагов, а еще поглощает огонь и электричество, чтобы активировать механизмы или сжигать препятствия. Переключение между двумя героями открывает новые возможности: голова Бэйси благополучно пролезает в узкие проходы, куда не попадает Лана. Благодаря ему геймплей немного оживает, но общего впечатления это не меняет – я не могу избавиться от мысли, что Bye Sweet Carol была бы лучшим мультфильмом.

Сказка не для детей
История раскрывается слоями. Сначала это детектив о поисках пропавшей подруги, затем – социальная драма о правах женщин и насилии системы. Ближе к финалу игра превращается в психологический триллер о травмах, принятии себя и неизбежном течении времени.

Напомню, действие разворачивается в Англии начала 20 века, когда реальные женщины выходили на улицы с требованием права голоса. Bye Sweet Carol тоже обращается к теме эмансипации и органично вплетает ее в сюжет: приют Bunny Hall готовит девочек к единственной доступной им роли – стать женами богатых мужчин. В 16 лет их уже считают готовыми к замужеству и устраивают бал, где аристократы выбирают себе невест, как товар на ярмарке. Лана чувствует несправедливость происходящего, но открыто бунтовать не решается. Другое дело – подруга Кэрол, чья решимость вырваться из цикла и запускает цепочку главных событий.

В игре есть несколько флешбэков, показывающих дружбу Ланы и Кэрол, но их слишком мало, чтобы по-настоящему проникнуться их связью. Завязка с пропавшим другом – избитый троп, но некоторым историям удается подать его так, что веришь в отношения персонажей и переживаешь за них. Bye Sweet Carole к таким не относится. До самого конца дружба главных героинь остается декларативной.
Создатели также поднимают тему буллинга между воспитанницами: Лану травят за замкнутость, новую ученицу Аманду – за внешность и чтение запрещенной литературы. Но эти линии прописаны поверхностно, а персонажи не выходят за рамки стандартных архетипов. Злая надзирательница мисс Хенман воплощает прогнившую систему и транслирует устаревшие взгляды. Добрая воспитательница Жозефина поддерживает Лану и дает мудрые советы. Аристократ лорд Девитт кажется принцем из сказки, но оказывается типичным мизогином, который ждет благодарности за то, что снизошел до сиротки. Все они существуют, чтобы донести мысли, но не живут собственной жизнью.

Единственное исключение – сама Лана. Девочка с трагичным прошлым настолько боится потерь и взросления, что снова и снова совершает ошибки, имеющие последствия как для нее самой, так и для окружающих. К финалу ее внутренний конфликт действительно трогает – жаль только, что для этого приходится продираться через часы монотонного эксплоринга.
Все начинается и заканчивается с девочки

Bye Sweet Carole выглядит как шедевр анимации золотой эры Disney, звучит как симфонический оркестр и пытается рассказать взрослую историю через призму детской сказки. Но она гораздо более камерная, чем хотелось бы.
Окружение, персонажи, сюжет – все это можно было развернуть масштабнее и разнообразнее. Имея в основе интересные идеи, игра не стремится развивать их до конца. Ей комфортно в своем маленьком мирке личного конфликта героини, куда она запирается, избегая сюжетных перипетий и по-настоящему драматичных поворотов.
С одной стороны, такой подход можно понять – не каждая история должна быть эпичной. С другой – когда под визуальной красотой скрывается набор раздражающих механик и шаблонных персонажей, остается горький привкус нереализованного потенциала.
Игра хороша ровно настолько, насколько вы готовы терпеть ее недостатки ради сюжета и атмосферы. Если вам достаточно ностальгии по классической анимации и вы не против неудобного геймплея – возможно, Bye Sweet Carole вас зацепит. Ее стремление к искренности заслуживает уважения, а концовка оставляет ту самую светлую грусть, что возникает после хорошей сказки. Просто не ожидайте от прохождения многого – и тогда проведенное за ним время не покажется потраченным зря.
* * *
No, I’m not a Human – симулятор паранойи. Это не обзор, а погружение в кошмар
Hell Is Us – соулслайк с атмосферой старых игр в славянском сеттинге. Мазохистам зайдет































