10 лучших игр 2024 года
Ждем ваши топы в комментариях!
Очередной видеоигровой год подошел к концу. В 2024-м мы, как обычно, с головой погружались в удивительные миры, наблюдали увлекательные истории, стирали клавиши контроллеров в сложных битвах и расслаблялись после тяжелого дня за мини-играми с рыбалкой. Время пришло: давайте обсудим главные игры уходящего года!
Редакция Кибера составила свой топ лучших игр 2024 года. А в комментариях и постах на Трибуне мы с нетерпением ждем и ваши личные итоги. Вдруг мы упустили что-то значимое.
Первая ААА-игра от корейской студии Shift Up с момента анонса не покидала заголовки игровых изданий и роликов популярных блогеров. Иногда потому что постапокалиптичная экшен игра с сексуальной героиней напоминала Nier: Automata. Но чаще потому что главная героиня сексуальна до безобразия. И за всеми скандалами как-то затерялось, что Stellar Blade, вообще-то, отличная игра.
Это грамотно собранный слэшер, в котором каждую деталь откуда-нибудь стащили, но все награбленное подогнали друг к другу с ювелирной точностью. Сражения регулярно дарят зрелищные моменты, стильный арт-дизайн радует балансом экспериментов и сдержанности, графика впечатляет детализацией, не убивающей стабильность, а сюжет не раздражает, и на том спасибо.
Прошел Stellar Blade одной рукой. Все благодаря самой крутой героине в истории souls-like
За последние годы Capcom, будучи некогда одной из самых ненавистных компаний геймдева, будто взяла курс на исправление ошибок. А раз уж начала, то надо идти до конца. Первая Dragon’s Dogma предлагала интересные механики, но была лишена хоть какой-то харизмы, а общая недоделанность и вовсе похоронила серию в памяти игроков.
Вторая часть исправляет все недостатки, а заодно дарит опыт, сравнить который попросту не с чем. Каждая незначительная переменная влияет на приключение игрока. Речь не о сюжетных выборах, а в геймплейных ситуациях, попадая в которые игрок пишет свою уникальную фэнтезийную эпопею.
Благодаря свободе в выборе класса, вариативности сопартийцев-«пешек» и глубокой боевой системе, напоминающей упрощенную Monster Hunter, Dragon’s Dogma 2 становится универсальным ответом на вопрос «в какую RPG поиграть?». В эту – там есть все!
7 необычных механик, за которые полюбили Dragon’s Dogma 2
После нескольких болезненных переносов и долгих лет ожидания главная игра постсоветского геймера наконец получила продолжение. STALKER 2: Heart of Chornobyl будто осталась той же, какой ее задумывала еще не развалившаяся GSC Gameworld в 2011 году. И это по-своему прекрасно.
Стрельба все такая же неудобная, интеллект врагов фрустрирует, открытый мир не отличается наполнением, а баги и костыли дизайна и так стали неотъемлемой частью серии. Наверное, игроки бы даже расстроились, если бы игра вышла без них. STALKER 2 радует поклонников серии той самой атмосферой, вновь оставляет загадки и не дает ответов, а заодно предлагает опыт, давно забытый где-то в компьютерных клубах нулевых.
Игра оказалась в обоих наших топах: и в лучших играх года, и в главных разочарованиях. Но эта двойственность – будто суть STALKER. Котенок плакал, но продолжал есть забагованный кактус.
В «Сталкере 2» ужасная стрельба и море багов. Но ради вайба и дурацких анекдотов стоит играть
Главный и чуть ли не единственный эксклюзив PS5 – это любовное письмо всем играм семейства PlayStation, а заодно и всему геймингу в принципе. Платформер об озорном роботе, собирающем по уголкам вселенной ботов-косплееров, преложил игрокам безостановочное веселье. И в этом его главная сила.
Авторы хотели, чтобы игрок менялся в эмоциях каждые 10 минут. А потому Astro Bot словно большое упражнение в креативности, которое на протяжении всего своего хронометража подкидывает игроку новые испытания. Иногда сложные, а иногда до смешного простые, но всегда веселые.
Надеемся, что это послужит хорошим примером студиям по всему миру – креативить нужно даже в капиталистических лапах гиганта индустрии. Победа игры на The Game Awards и хорошие продажи лишь доказывают, что подход крохотной японской студии Team Asobi работает.
Поиграл в Astro Bot. Теперь понятно, зачем нужна PlayStation 5
Новое творение ленивых гениев из Atlus вновь предлагает игрокам окунуться на добрые сотню часов в мир пошаговых сражений и сложных социальных связей. Но, в отличие от Persona, мы попадаем в фэнтезийный мир, а не в реальный. А значит и проблемы там соответствующие: рабство, расовая сегрегация, влияние духовенства и монархии на жизнь человека.
Привычная для авторов Persona глубина социального подтекста тут удачно разбавлена легкостью полета фантазии, которой будто не давали все эти годы разгуляться. Мир Metaphor похож на типичное фэнтези лишь в общем, зато в частном оказывается оригинален: никаких орков и эльфов, вместо них нидии и эльды; забудьте о привалах у костра с привязанными лошадьми – путешествие пройдет на ходячем танке.
Metaphor: ReFantazio – это традиционная JRPG в авангардной оболочке. Atlus показывает мастер-класс по жонглированию штампами и шаблонами, создавая на их основе игру, не имеющую аналогов по уровню глубины, проработки, и, конечно, стиля.
Автор Balatro при разработке игры будто вернулся к истокам всего гейминга как явления. До шахмат, он, правда, не дошел, но остановился на игральных картах. Классическая колода позволяет создать сотни игр. Но что если все масти, достоинства, даже количество карт подчинить силе математического хаоса, а после сыграть этой проклятой колодой в покер?
Получится Balatro. В одной партии могут встретиться даже пять королей одной масти, а самая слабая комбинация после модификаций статановится аннигилятором игрового стола.
Количество модификаторов, тегов, уровней редкости настолько велико, что их комбинации могут породить пятиминутные вычисления полученного результата, за которыми последует проигрыш. А за ним новая игра, потому что удержаться от очередного забега невозможно.
Победитель Кибер Best в категории «Лучшая российская игра» не могла не попасть и в список лучших игр года. Это напряженный шутер от третьего лица, играя в который сложно не растянуться в безумной ухмылке. Крошить полчища приспешников Хаоса во славу Бога-императора весело, потому что это единственное, чем вам предстоит заняться. Нет бессмысленного насилия над циферками характеристик, отсутствуют нерасторопные диалоги внутри пустых сайд-квестов, даже бежать к заданию не нужно – открытый мир тоже не завезли. Ничто не мешает игроку просто перемалывать тирранидов.
И эта простота подкупает. Saber Interactive сделала шутер по методичке 15-летней давности, но оказалось, что этого достаточно. Другая их большая заслуга – невероятный арт-дизайн, с которым вся величественность построек вселенной Warhammer 40,000, ранее описанная лишь на словах, наконец обрела воплощение. А перемалывать кости рою космических жуков в таких декорациях еще приятнее.
Обзор Space Marine 2. Кровища, тираниды, роскошный дизайн – и ни секунды скуки
В ремейк классического survival-хоррора от Bloober Team не верил, кажется, никто. Первые показы игры удостоились лишь гневных комментариев и десятков роликов, где все грехи польской студии разбирались со злорадной дотошностью.
Но ближе к релизу гнев сообщества постепенно сменился на милость, а с релизом обернулся обожанием. Silent Hill 2 – образцовый ремейк в лучших традициях ремейков Resident Evil. А в некоторых аспектах и вовсе превосходящий конкурента. Bloober Team удалось превратить 20-летнюю классику в самый современный хоррор планеты.
Звук в нем пугает не хуже картинки, а картинка впечатляет своей проработанностью. Сложный психологизм оригинала перевели на понятный современному игроку язык, а это может сделать только автор, питающий искреннюю любовь к произведению.
Silent Hill 2 сводит меня с ума. Настолько пугающих звуков и тумана в играх еще не было
Одним из первых игровых откровений этого года стала Helldivers 2. Самая крупная игра не самой крупной шведской студии Arrowhead, когда-то подарившей нам Magicka, подошла к релизу почти незамеченной. Уже через две недели после выхода о ней говорило все игровое сообщество.
Все благодаря удачной пропорции разнообразия и аддиктивности геймплея. Игра предложила внушительный арсенал для умерщвления инопланетных захватчиков. Он требовал хорошего скилла, но вознаграждал зрелищностью. А в купе с потрясающим юмором, работой с сообществом и неотключаемым френдли-фаером, не делиться своими моментами из игры было невозможно.
Это первый успех Sony на поле игр-сервисов. К сожалению, закрепить его вторым успешным проектом не вышло. Все мы помним, что случилось с Concord.
Sony почти задушила Хеллдайверов, но в комьюнити дали бой. И победили!
Главная игра года пришла, как ни странно, из Китая. Впервые в истории хардкорного гейминга поднебесная вырывает первенство у японских и западных девелоперов, предоставляя ААА-игру такого уровня, будто в стране их делали всегда. И после таких игр действительно хочется, чтобы китайцы их делали всегда.
У Black Myth: Wukong слабый сюжет, а левел-дизайн нередко ставит в тупик даже опытного игрока. Но любые недочеты меркнут на фоне потрясающей боевой системы и зрелищности игрового процесса. Явно вдохновленная souls-like играми, Black Myth: Wukong концентрируется на важнейшем их аспекте – битвах с боссами. Но перспективу выбирает иную.
Никаких заучиваний таймингов и паттернов, поиска оптимального маршрута до сражения после поражения. Даже штраф за смерть тут щадящий. Зато есть все остальное: интересные и комплексные битвы, радующие разнообразием и креативностью.
Поиграл в Black Myth: Wukong. Отличная игра, но восторга нет
Это витрина китайской достижений мифологии, где все экспонаты вам лихорадочно хотят продать. Но не из корысти, а из искренней любви к ним. За каждым поворотом обширных локаций может скрываться интересный противник или, например, потрясающий природный вид. После них обязательно захочется посетить Китай, даже если и нет там таких ландшафтов вовсе.
Black Myth: Wukong не предлагает нового слова в жанре, не радует глубокой историей и не впечатляет наполнением локаций. Зато она отмечает на карте видеоигр Китай, чьи философия и культура возрастом в 5 тысяч лет до сих пор не находили должного воплощения. Надеемся, что это лишь первый шаг – хороших видеоигр никогда не бывает много.
* * *
Самые ожидаемые игры 2025 года
Но а вообще от себя могу вспомнить ещё и The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom, 1000xResist (на секундочку чуть ли не лучшая инди - игра этого года, а у нас о ней почти не говорят), Like a Dragon: Infinite Wealth, Animal Well ну и конечно Tekken 8)
А ещё забавно, что все напрочь забыли о Palworld, хотя она тоже в этом году рвала чарты)
Мой субъективный:
1. Silent Hill 2 - действительно образцовый ремейк. В эпоху ремейков на отвали и повесточки - это прям удивительно.
2. Astro Bot - креативно и красиво. Обошли все игры от нинтендо в этом году на их собственном поле, что уже немало.
3. Metaphor: ReFantazio - игра уровня Персоны от авторов Персоны. Мой личный топ-1.
4. Helldivers 2 - мега-хит начала года. Веселье, экшен, куча мемных роликов с забавными ситуациями.
5. Hades II - хорош, мегахорош, супермегахорош. Первая часть стала чуть ли не игрой года, вторая - лучше во всем. 5-е место только за ранний доступ
6. Like a Dragon: Infinite Wealth - новая Якудза. А значит куча старых и новых механик, миниигр, треша и угара, приправленная пафосом и харизматичными персонажами.
7. Dragon’s Dogma 2 - Качественно, хорошо. Достойная альтернатива Монстер Хантера.
8. Stellar Blade - игра, заимствующая много у NieR: Automata. Но первоисточник столь уникален, что за такое даже ругать не хочется. Как и написал выше - по всем параметрам лучше Вуконга.
9. STALKER 2: Heart of Chornobyl - нормальный красивый шутан с открытым миром. После захеревшей с провала последней части Фар Край, нас авторы не особо радуют играми в этом жанре. Так что в этом году у Сталкера и достойных конкурентов не было.
10. Dragon Age: The Veilguard - если закрыть глаза на повесточку, все еще нормальная качественная рпг, главная претензия к которой - это НЕ Dragon Age. Думал между Banishers и Dragon Age - выбрал все-таки последних
-------------------
Вне конкурса: Path of Exile 2 - мегахит будущего года, уже доступный в раннем доступе. Если планируете куда-нибудь слить тысячи часов геймплей - вот ваш выбор.