«Формула-1» с Брэдом Питтом: гоночный блокбастер, снятый словно 30 лет назад
Андрей Загудаев о самом олдскульном фильме лета.
В 1990-е Сонни Хейс (Брэд Питт) был восходящей звездочкой Формулы-1. Специалисты прочили, что он станет следующим великим гонщиком после Сенны и Проста. На трассе он был одновременно очень быстр и безрассуден. И это привело к тяжелейшей аварии на Гран-при Испании, которая стоила ему карьеры.
Почти десять лет Хейс восстанавливался: как физически, так и морально. Он даже подрабатывал в Нью-Йорке таксистом. И все же к сорока годам он постепенно вернулся в автоспорт – врожденная любовь к гонкам пересилила все страхи и боли. С тех пор он, не растерявший еще былые навыки, участвовал в разных гоночных сериях, но о возвращении в Формулу-1, конечно, и не мечтал.
И вдруг в дверях оказывается его бывший партнер, а ныне руководитель команды Apex из Формулы-1 Рубен Сервантес (Хавьер Бардем): он просит главного героя вернуться в королевские гонки, несмотря на возраст. Команда Сервантеса никак не может прорваться в десятку вот уже третий сезон подряд и близка к продаже, а босс – к увольнению. Под крылом Apex гоняет молодой и перспективный гонщик Джошуа Пирс (Демсон Идрис), есть очень толковая женщина-конструктор (Керри Кондон) и, увы, совершенно потерявший веру в себя коллектив. Хейс, поиграв желваками, почти сразу соглашается.
📌 Нечеловеческий тест: проверь, какой ты болид из «Формулы-1»
Главное о фильме «Формула-1»:
Дата выхода: 27 июня 2025 года.
Жанр: гоночный блокбастер
Режиссер: Джозеф Косински («Топ Ган: Мэверик», «Обливион»)
Актеры: Брэд Питт («Семь», «Однажды в… Голливуде»), Хавьер Бардем («Старикам тут не место», «Дюна»), Керри Кондон («Банши Инишерина», «Мстители: Финал»), Демсон Идрис («Астрал», «Смертельная зона»), Тобайас Мензис (сериалы «Игра престолов», «Корона»).
Где смотреть: в кинопрокате.
О чем фильм: про команду Формулы-1, в котором молодой и пожилой гонщик ведут войну за лидерство
Формула-1, оставаясь одним из самых популярных видов спорта на планете, долго не могла получить большой шумный блокбастер для самой широкой аудитории, в котором рассказывалась бы история о современной жизни гоночной серии. «Гонка» Рона Ховарда посвящена прошлому, а документальные фильмы про Айртона Сенну и Михаэля Шумахера, как и захватывающий нетфликсовский сериал Drive to Survive, сняты для преданных поклонников автогонок. И вот наконец в прокат вышла «Формула-1» Джозефа Косински – 300-миллионный впечатляющий аттракцион, который, с одной стороны, пленяет своей новаторской визуальной техникой, с другой – обезоруживает старомодностью. И этот фильм, уверен, придется по душе далеко не всем поклонникам королевских гонок, особенно тем, кто продолжает в голливудском кино про спорт искать ультрареализм и документальную точность.
«Формула-1» состоит, если касаться только сюжета, из сплошных клише. Стареющий гонщик с мудрым взглядом, модный и дерзкий юнец, конфликт поколений, социальная и бытовая война между главными героями, которая постепенно перерастает в дружбу. Все эти несложные сюжетные арки мы видели в десятках спортивных фильмов (и тут первым делом почему-то вспоминаются картины со Сталлоне – «Гонщик», «Крид»). На фоне основного конфликта разворачиваются и несколько второстепенных – про микроклимат в команде, про борьбу за власть и, конечно, про любовь. И чем лучше ладят гонщики в Apex, тем лучше всем остальным вокруг. И тут, наверное, стоило бы предсказуемо пожурить Косински и других авторов «Формулы-1». Мол, нужно было бы придумать что-то новое, а не пережевывать знакомые всем сюжеты.
📌 7 любопытных фильмов с Аль Пачино. Подборка Андрея Загудаева

Но! «Формула-1» интересна не основной историей, а мелкими деталями, рассыпанными по ней. У Пирса, например, оказывается совершенно прекрасная мама, сразу подмечающая красоту «стареющего» Хейса. Гоночные уикенды были сняты во время настоящих соревнований, а значит в кадре полно реальных гонщиков и болидов. Хейс оказывается, с одной стороны, рок-н-рольщиком, а с другой – спортсменом, одержимым дисциплиной. Он приходит в паддок раньше всех и потихоньку приучает всю команду к внушительным пробежкам перед гонками. И таких нюансов хватает.
Конечно, фильм Косински нельзя похвалить за повороты сюжета и сюрпризы, но в нем полно мелких виньеток и чувствуется авторская теплота и внимание. А также – внятный режиссерский слог: такой фильм с поправкой на техническую часть могли снять лет 30 назад. По вайбу он ближе к Голливуду той эпохи, чем к современному.
Это кино простых эмоций и еще более простых идей. Это фильм о чрезмерной любви к профессии, которая может вытеснить буквально все из твоей жизни. Хейс ближе к финалу признается, что даже после всех проблем и аварий, только находясь на трассе он может достичь высшего спокойствия. Нигде больше он этого за свою жизнь найти не смог – ни в любви, ни в семейной жизни. Это фильм о том, что Формула-1, в основном современная, это не только спорт индивидуальностей, но и сплоченной команды. Потому что победы в ней куются не только на асфальте, но даже больше – в кулуарах паддока, во время бесконечных тренировок на симуляторе и в конструкторских мастерских. Еще одна важная тема, которая присутствует в каждом втором фильме про гонки – тема смерти. Но с ней и так все более-менее понятно.
📌 Боевик «Опустошение» снимали 3 года. Там эталонные экшен-сцены и странный Том Харди

Все это, безусловно, набор банальностей. И кто-то ожидаемо скажет, что фильм Косински не привносит в жанр ничего нового. И тоже будет прав. Но на фоне современных блокбастеров, которые в основном ориентированы на тренды, на мемы, на соцсети, на то, чтобы ни в коем случае не вывалиться из общего нарратива какой-нибудь большой киновселенной, в общем – на все модное, «Формула-1» выглядит единорогом, которого хочется защищать изо всех сил, даже осознавая его сюжетную вторичность.
Но вот насколько фильм Косински сюжетно вторичен, настолько же он впечатляет визуально. Команда для съемок придумала новые приспособления для камер, которые позволили им снимать буквально из кокпита болидов прямо на большой скорости. Выглядит все это просто невероятно, пусть в объективе оказываются только два главных героя. Визуально «Формула-1» очень близка к сиквелу «Топ Гана», который тоже снял Косински. Только места самолетов заняли современные машины королевских гонок. Ультра напряженные кадры из машины авторы очень здорово миксуют с панорамными съемками гонок, которые проводились во время реальных заездов. И это добавляет картинке и происходящему натуральности.

Впрочем, все-таки надо всегда держать в уме, что это Голливуд. И особо придирчивые фанаты автогонок найдут в фильме много условностей и даже глупостей. Но нужно ли обращать на них внимание – тут должен решить каждый для себя сам. Если не слишком воротить нос от самодурства Хейса, которое очень с трудом вписалось бы в жесткие правила современной Формулы-1, от волшебной командной тактики Apex, которая в реальной жизни применима разве что на Гран-при Монако, и от других моментов, вы точно получите от фильма удовольствие. Более того, уверен, люди, поверхностно знающие автогонки, большинство нелепостей и вовсе не заметят.
«Формула-1» – кино предсказуемых и от того не менее приятных эмоций. Уместно поверхностное, но не глупое, визуально впечатляющее. Формула, если задуматься, любого хорошего летнего блокбастера. И учитывая рекордные для Apple сборы картины в первый уикенд и последующие за ними слухи о том, что в компании уже задумались о сиквеле, эта история вполне может получить продолжение. И если сиквел все же выйдет, я буду ждать его с большим нетерпением.
***
«28 лет спустя»: как снятый на айфон хоррор затмил летние блокбастеры
Пон Джунхо: гид по полнометражной фильмографии режиссера
📌 Третий сезон «Игры в кальмара»: стоило ли ждать финал четыре года?





























