7 любопытных фильмов с Аль Пачино. Подборка Андрея Загудаева
Великому актеру 85!
25 апреля исполнилось 85 лет Аль Пачино – одному из главных актеров в истории Голливуда.
Его карьера началась более 55 лет назад, на рубеже 1996-1970-х. Тогда молодой актер учился в знаменитой школе у самого Ли Страсберга и перебивался небольшими ролями в местных нью-йоркских театрах.

Пачино не раз говорил, что стал актером из-за матери и фильма «Потерянный уикенд» Билли Уайлдера. Мама сильно оберегала сына с самого детства, когда они жили в не самом благополучном районе Нью-Йорка в Южном Бронксе. И часто запрещала подростку Альфредо гулять с хулиганистыми друзьями. Тогда Пачино, как и любой ребенок, не понимал заботу матери и пытался ей противиться. Но позже осознал, что таким образом она спасла его от криминала, алкоголя и наркотиков. Пачино признался в своей автобиографии, что все его школьные друзья умерли в раннем возрасте – кого-то убили в районных разборках, жизни других унесли запрещенные препараты.

Фильм «Потерянный уикенд» Билли Уайлдера тоже показала маленькому Альфредо мать – она взяла пятилетнего сына в кинотеатр. Позже Пачино шутил, что был, наверное, единственным пятилетним ребенком в мире, кому показали этот фильм в таком возрасте. Напомню, что «Потерянный уикенд» – довольно страшная картина, рассказывающая о нескольких днях из жизни писателя-алкоголика, который без присмотра родных пускается в алкогольный трип по барам Нью-Йорка.

Пачино рассказывал, что в первый раз не сильно запомнил фильм, зато научился пародировать Рэя Милланда, сыгравшего в нем главную роль. Особенно ему удавалась сцена, когда герой Милланда искал в своей квартире выпивку. Мама и дед были в восторге.
Эти истории стали первыми искрами, предопределившими дальнейшую карьеру Аль Пачино. Далее были школьные постановки, где подросток Альфредо уже по-настоящему начал получать удовольствие от актерства. Затем – театры, актерская школа и Голливуд. По легенде кастинг-директор «Крестного отца» нашел Пачино то ли на улице, то ли на одной из репетиций какого-то третьесортного спектакля.
Если смотреть на фильмографию Аль Пачино из сегодняшнего дня, и особенно не вглядываясь, то кажется, что почти всю карьеру он играл либо бандитов, либо полицейских разной степени честности и отваги. Но на самом деле это, конечно, не так.
В юбилей великого артиста я отобрал семь интересных фильмов, где Аль Пачино (кроме одного фильма) перевоплотился в не самые привычные роли.
Бродяга – «Пугало» (1973)

Сразу после успеха «Крестного отца» Аль Пачино, на тот момент восходящая звезда Нового Голливуда, снимается в тихом и пронзительном роуд-муви «Пугало».
В нем они вместе с другим важным артистом эпохи Джином Хэкменом играют двух бродяг, которые знакомятся в какой-то глубинке и быстро становятся друзьями. Цель одного из них – открыть автомойку в родном Питтсбурге, второго – добраться до Детройта и повидать бывшую жену с ребенком. Как это всегда бывает в таких фильмах-путешествиях, все в какой-то момент идет не по плану.
«Пугало» – это картина сегодня малоизвестного режиссера Джерри Шацберга, которая в 1973 году выиграла главный приз в Каннах. И это, конечно, очень характерная лента своего времени: остросоциальная, немного путанная, лишенная классического голливудского хеппи-энда. Для полного набора хрестоматийного фильма Нового Голливуда не хватает только избыточной жестокости, но тут ее подменяет горечь событий, в которые попадают главные герои.
«Пугало» – это очень аккуратное, но при этом пронизывающее тебя насквозь кино о маленьких людях и об их незавидных судьбах. До 1970-х в США подобные фильмы снимались крайне редко, а в Новом Голливуде стали его основой.
И конечно, «Пугало» – это совместный бенефис Пачино и Хэкмена, которые тут играют очень непохожих друг на друга персонажей, но при этом схожей судьбы. И делают это блистательно.
📌 9 известных актеров-долгожителей, которые еще в деле
Гонщик Формулы 1 – «Жизнь взаймы» (1977)

Два «Крестных отца» и «Собачий полдень» уже вышли, а Пачино к 1977 году – уже суперзвезда Голливуда.
«Жизнь взаймы» – это вольная экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка о гонщике Формулы 1, который случайно влюбляется в эффектную, но в тяжело больную девушку.
По пересказу кажется, что перед нами спортивная драма о профессиональной и личной жизни гонщика, но это не совсем так. Центр тяжести картины смещен в сторону мелодрамы, а автоспорт и гонки здесь появляются лишь в нескольких эффектных сценах в начале и финале.
«Жизнь взаймы» снял знаменитый американский режиссер Сидни Поллак («Три дня Кондора», «Из Африки», «Тутси»), и фильм чудовищно заругали пресса и зрители. Особенно досталось от фанатов Ремарка: многие сюжетные ходы и в целом история романа заметно переделана.
В итоге спортивная мелодрама провалилась в прокате и сегодня редко кем-то вспоминается. Но это все равно очень нетривиальное кино для карьеры Аль Пачино, а также одна из самых странных и от этого необычных экранизаций Ремарка. Да и целого пласта молодежных картин, вроде «Спеши любить», не было бы без этой ленты.
Полицейский под прикрытием (с секретом) – «Разыскивающий» (1980)

Фильм Уильяма Фридкина («Французский связной», «Изгоняющий дьявола») вырос из одноименного романа 1970 года Джеральда Уокера, а также из событий реальной жизни.
В середине 1970-х в Нью-Йорке фиксируется серия убийств молодых мужчин, которая войдет в историю как «Мешочные убийства». Такое название она получила по характеру преступлений: тела жертв были расчленены, а останки упакованы в мешки для мусора и сброшены в реку Гудзон. Позднее полиция установит, что одежда убитых куплена в магазинах в той части Нью-Йорка, которая пользовалась популярностью у сексуальных меньшинств. Считается, что преступления совершал серийный убийца, который специально знакомился с мужчинами в гей-барах, а потом убивал их.
Аль Пачино в «Разыскивающем» играет детектива Стива Бернса, который под прикрытием должен влиться в эту тусовку и раскрыть преступника.
«Разыскивающий» – один из самых недооцененных фильмов Нового Голливуда. В 1980-м, когда фильм вышел в свет, его ругали все кому не лень. Считается, что картина Фридкина – одна из лебединых песен эпохи. Но спустя много лет она воспринимается совершенно иначе.
Это злой, страшный, местами физически отталкивающий и пугающий триллер, в котором Аль Пачино играет одну из своих самых бескомпромиссных ролей (не будем спойлерить). Впоследствии «Разыскивающий» обрастет культом, но коммерческую судьбу фильма это не спасет.
📌 Лучшие детективные сериалы последних лет
Повар-абьюзер – «Фрэнк и Джонни» (1991)

Главные герои «Фрэнки и Джонни» – неудачливый повар и официантка третьесортной нью-йоркской забегаловки, которую держат потомки, кажется, греческих иммигрантов. Он только что вышел из тюрьмы и рад любой работе, она – наоборот, трудится там уже много лет и как будто не спешит что-то менять. Она ему нравится с первого взгляда, он ей – не особо, но взаимоотношения в тесном коллективе кое-как начинают складываться.
Кажется, что «Фрэнки и Джонни» – очередная сахарная романтическая картина, которые пачками снимали в Голливуде в разные десятилетия. К тому же это фильм Гарри Маршалла, который он снял сразу после культовой «Красотки», идеально подходящей под архетип жанра. Но тем удивительнее впечатление от «Фрэнки и Джонни».
Оказывается, что это довольно злая, местами даже неприятная история любви, которую в сегодняшнем мире либо уничтожили, либо стали бы разбирать под лупой. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это фильм про нерешительную девушку, которая привыкла к абьюзивным отношениям, и про того самого, пусть и аккуратного и обаятельного абьюзера, в которого она – а иначе никак – влюбляется. «Фрэнки и Джонни» поставлен по одноименной театральной пьесе, которая на сцене, уверен, смотрелась более органично, чем в кино.

Аль Пачино играет повара, который очень настойчиво добивается девушки, прикрывая свой иногда даже неуместный напор, желание вытащить ее из кокона. Пфайффер, которую ругали за чересчур притягательную внешность для простой официантки, очень неуклюже и странно этому сопротивляется. В итоге герои много спорят, ругаются, целуются.
«Фрэнки и Джонни» – один из самых странных и неожиданных ромкомов, которые я смотрел в жизни. Особенно если разглядывать его через современную оптику и держать в уме, что это фильм режиссера «Красотки». Но это, безусловно, очень нехарактерная картина для Аль Пачино, тем и ценна.
📌 «Под огнем» Рэя Мендосы и Алекса Гарленда: полтора часа на войне
Главный тренер команды NFL – «Каждое воскресенье» (1999)

Центральный персонаж фильма – увядающий суперзвездный тренер команды по американскому футболу «Майами Шаркс». К концу сезона его дружина терпит четыре поражения подряд, плюс к этому ломаются два основных квотербека и приходится выпускать на поле запасного, который за пять лет в лиге так никому и не доказал, что он достойный игрок. А сверху нависает не слишком довольное начальство в лице молодой дочки недавно умершего владельца клуба, которая ждет от команды не только хорошей игры, но и прибыли.
Фильм Оливера Стоуна («Взвод», «Рожденный четвертого июля») сегодня смотрится несколько устаревшим и как будто застрявшим в 1990-х. Клиповая манера съемок того времени, характерные хиты MTV за кадром, а также очень пафосная и при этом контурная история о нескольких неделях жизни клуба по американскому футболу. Которая в итоге сводится более-менее к названию – именно каждое воскресенье проходит чемпионат NFL, и именно каждое воскресенье игроки, тренеры, владельцы и все остальные должны доказывать всем вокруг и в первую очередь себе, чего они стоят.
Но несмотря на некоторый высокопарный слог и постановку Стоуна, «Каждое воскресенье» транслирует зрителю простые истины. Что NFL (как и любой другой вид спорта) – это бег по лезвию судьбы, вечная борьба не только с соперником, но и с собой и собственным здоровьем. Что коллектив в американском футболе как нигде – это важнейшее слагаемое победы. И что некомпетентность и погоня за деньгами часто могут привести к нарушению нужного баланса в жизни команды.
Пачино в «Каждое воскресенье» энергично бегает по бровке поля, в роли ментора пытается вразумить футболистов и материт всех, кто ему мешает работать. Но чтобы получить от его игры кайф, ни в коем случае не смотрите «Каждое воскресенье» в дубляже – только испортите впечатление.
Продюсер телешоу – «Свой человек» (1999)

«Свой человек» Майкла Манна («Схватка», «Джонни Д.») снят по горячим следам огромного скандала, который произошел в США в середине 1990-х. Он был связан с враньем табачных компаний, которые при производстве сигарет использовали дополнительные химические вещества, усиливающие привыкание у курящих. Это нации рассказал доктор Джеффри Уайгэнд в эфире рейтингового телешоу «60 минут».
Аль Пачино в «Своем человеке» (пожалуй, лучшем фильме сегодняшней статьи) играет продюсера «60 минут», который, как ищейка, охотится за подобными сенсационными материалами. И не только в США, а вообще по всему миру.
Фильм Майкла Манна – это сложный витиеватый психологический триллер, который в очередной раз показывает изнанку большого американского бизнеса. На этот раз табачного. И хотя что-то похожее мы видели в десятках американских фильмов – от вранья в судах до почти криминального преследования информаторов – «Свой человек» так блистательно написан и поставлен, что невозможно ни на секунду заскучать.
Но игра Пачино здесь была бы менее выразительна, если бы не Рассел Кроу. Он играет противоположный типаж, более спокойный и тихий, тем самым прекрасно оттеняя и дополняя взрывного героя с телевидения.
«Свой человек», как и многие фильмы сегодняшней подборки, провалился в прокате. Но был по достоинству оценен чуть позже. У фильма 7 номинаций на «Оскар» (правда, холостых) и высочайшие оценки в прессе. Это самая высокооцененная картина в карьере Аль Пачино после оригинального «Крестного отца» на популярном агрегаторе Rotten Tomatoes.
Патологоанатом – «Вы не знаете Джека» (2010)

В пожилом возрасте у Аль Пачино не так много ярких ролей, но телевизионный фильм Барри Левинсона («Человек дождя», «Плутовство») для HBO – приятное исключение.
Здесь Аль Пачино играет реально существовавшего известного патологоанатома Джека Кеворкяна, который в начале 1990-х становится чуть ли не самым популярным врачом в США. Дело в том, что Кеворкян – один из первых, кто продвигал идею самовольной эвтаназии для смертельно больных людей. Но в США, стране во многих штатах очень консервативной и религиозной, ему было очень сложно публично вести врачебную деятельность.
Ценность «Вы не знаете Джека» в том, что это один из самых известных фильмов новейшей истории, который пытается вступить со зрителем в диалог. Нужно ли дать человеку возможность самому решать, как он хочет умереть? Приведет ли легализация эвтаназии (пусть даже частичная) к необратимым проблемам в системе здравоохранения? Как на это все реагируют власти, в том числе и религиозные? На эти и другие вопросы авторы картины пытается если не найти ответ, то по крайней мере дать всем сторонам высказаться.
И как будто понимая сложность и неоднозначность темы, в «Вы не знаете Джека» Аль Пачино почти не перетягивает одеяло на себя. Да, здесь есть несколько сцен, в которых он просто уничтожает все вокруг, но без них как будто вообще нельзя было обойтись.
В остальном «Вы не знаете Джека» – это сложное полемичное кино, которое поднимает очень тяжелую и неоднозначную тему. В прошлом году Левинсону вторил Педро Альмодовар со своей «Комнатой по соседству». Но по сравнению с «Вы не знаете Джека» у испанского мэтра получилось очень аккуратное бархатное кино. Здесь же углы намного острее, так что будьте осторожны.
* * *
«Рейс навылет»: веселый одноразовый боевик в духе «Джона Уика»
«Переходный возраст»: неожиданный хит от Netflix и один из главных сериалов года





























