«Аватар: Пламя и пепел»: Джеймс Кэмерон готов сорвать кассу
Опять побьет все рекорды, несмотря на проблемы.
После трагического финала второго фильма семья Салли продолжает жить на востоке Пандоры на тихом архипелаге под присмотром клана Меткаина. Обозленная после потери ребенка Нейтири предлагает избавиться от Паука – сына полковника Куорича. Она все больше ненавидит людей и считает, что в их семье им не место, несмотря на протесты детей, которые очень дружны с подростком. Однако проблемы с человеческим детенышем быстро отходит на второй план, так как на горизонте вновь появляется Куорич. Он мечтает схватить Джейка и племя «пепельных» – враждебный клан огнепоклонников.
Все фильмы Джеймса Кэмерона – от худшего к лучшему
Главное о фильме «Аватар: Пламя и пепел»:
Дата выхода: 19 декабря 2025 года
Жанр: научная фантастика
Режиссер: Джеймс Кэмерон («Терминатор», «Титаник»)
Актеры: Сэм Уортингтон («По соображениям совести», «Горизонты: Часть 1»), Зои Салдана («Стражи Галактики»), Сигурни Уивер («Чужой», «Охотники за привидениями»), Стивен Лэнг («Геттисбург», «Криминальная история»), Уна Чаплин («Час», «Табу»), Кейт Уинслет («Титаник», «Чтец») и другие
Где смотреть: в прокате
О чем фильм: третья часть приключений семьи Салли на Пандоре
Третья часть «Аватара» появилась в прокат всего через три года после второй, отчего нарушился монументальный цикл производства Джеймса Кэмерона. Над первым фильмом режиссер работал 12 лет (по его словам, и того больше), а между оригинальной картиной и «Путем воды» срок увеличился до 13 лет. На скорый выпуск «Пламя и пепла» повлиял тот факт, что второй и третий фильм снимались почти одновременно. Тот же трюк Кэмерон хочет повторить с четвертой и пятой частью, выход которых запланирован на 2029 и 2031 год.
Но не будем забегать вперед, как минимум потому, что сам режиссер не уверен, что продолжит работать над франшизой. В недавнем интервью Hollywood Reporter он заявил, что готов расстаться со вселенной и передать ее в другие руки. Высказывание было воспринято фанатами Кэмерона и «Аватара» двояко. С одной стороны, им хочется увидеть что-то новенькое, ведь над научно фантастической сагой про жизнь Пандоры режиссер работает примерно последние 30 лет. С другой, и это становится особенно очевидно после просмотра «Огня и пепла», всем понятно, что в чужих руках «Аватар» может не выжить. И есть шанс, что повторится ситуация с «Терминатором», когда после двух потрясающих фильмов Кэмерона, франшиза пустилась во все тяжкие и до сих пор не вернула величие.

В «Пламени и пепле» Кэмерон вновь отправляет куда-то на задний план важные для первого фильма вопросы взаимодействия человека и природы, а также проблемы колонизации Пандоры. Он бросает все сценарные силы на новый виток семейных взаимоотношений клана Салли с окружающим миром. Семейство полукровок опять оказывается между нескольких огней. С одной стороны, они испытывают давление со стороны неугомонного Куорича и военных, которые активно продолжают колонизацию плодородной новой планеты. С другой – зритель и Салли знакомятся с «пепельными», племенем бандитов на галлюциногенах, первым враждебным народом на’ви на Пандоре. Их предводительница – Варанг, одержимая и сексуально-активная ведьма, могла бы вообще украсть этот фильм, но ее в «Пламени и пепле» преступно мало. Она вместе с боевой свитой появляется в парочке экшен-сцен и в нескольких «мирных».


Чего не скажешь об остальных. Паук, фигуре которого в «Пламени и пепле» уделяется особое внимание, невероятно блеклый герой. Остальные участники приключений на Пандоре по сравнению с тем же сиквелом не изменились ни на йоту. Разве что Нейтири стала злее, чем раньше, но ее можно понять.
Обещания Кэмерона сделать триквел мрачнее первых двух фильмов почти никак не отразились ни на героях, ни на сюжете. В «Пламени и пепле» есть лишь одна довольно напряженная личная сцена, которая может выбить зрителя из колеи, но и она заканчивается быстро, чтобы зрители ни в коем случае не упрекнули авторов в маргинальности и слезовыжимательности.
В остальном «Пламя и пепел» – логичное и безболезненное продолжение франшизы. Кэмерон все с тем же ребяческим упоением проводит для зрителя еще одну захватывающую экскурсию по Пандоре. Он вновь уделяет много внимания экшену, который тут занимает чуть ли не половину всего экранного времени. И несмотря не некоторую монотонность и повторы, на многофигурность эпизодов, «Аватар» все еще способен визуально ошеломить каждого.
Да, в современном мире графикой удивить сложнее, чем в 2009-м, но фильмы Кэмерона все равно выглядят сногсшибательно. И во многом потому, что уже полузабытое современных кинематографом 3D тут работает в уникальном формате: создает глубину картинки, обволакивает зрителя и заставляет его как будто погрузиться в экран. Это ни с чем не сравнимое ощущение производило впечатление как 15 лет назад, так и сейчас.

Но, увы, по «Пламени и пеплу» видно, что даже у такого режиссера-фантазера как Джеймс Кэмерон, могут заканчиваться идеи. Несмотря на все визуальное великолепие, безупречный ритм повествования, хореографию боевых сцен и другие достоинства, триквел, особенно ближе к финалу, все больше ощущается топтанием на месте.
Вроде ты смотришь новую историю, но тебя не покидает ощущение, что ты это уже где-то видел. И понятно где – в первых двух фильмах. Возможно, и сейчас есть такая теория в интернете, что для того, чтобы производить на аудиторию максимальное впечатление, «Аватарам» надо выходить как раз примерно раз в 15 лет. Это позволит каждому новому фильму совершать технологический скачок по отношению к предыдущему, а также даст зрителю нужную передышку, чтобы он мог как следует соскучиться по Пандоре.

Но это все теории. И если задуматься, к триквелу «Аватара» и без них можно предъявить все те же претензии, что и к оригинальному фильму. Глупые персонажи, тупейшие диалоги, который в «Пламени и пепле» вышли на какой-то совершенно новый уровень, поверхностная история, которая хочет казаться больше, чем она есть на самом деле. И все это правда: и поэтому «Аватар» – далеко не лучшая картина в портфолио Джеймса Кэмерона, который в аккурат к релизу третьей части стал наконец кинематографистом-миллиардером.
Но потом ты приходишь в кинотеатр с ведром попкорна и термосом колы, садишься в кресло, надеваешь уже древние по сегодняшним меркам 3D-очки и на три часа буквально улетаешь на другую планету. И сколько бы в «Пламени и пепле» не было самоповторов, глупостей и проблем, время пролетает незаметно. А на финальных титрах становится чуть-чуть грустно. Потому что за эти три часа Джеймс Кэмерон, и это его действительно уникальная режиссерская черта, успевает настолько влюбить тебя в Пандору и ее обитателей, что возвращаться в реальность уже совсем не хочется.
* * *



























