5 мин.

«Под огнем» Рэя Мендосы и Алекса Гарленда: полтора часа на войне

Загудаев – об уникальном фильме про войну.

Ирак, 2006 год. Небольшой отряд американской армии в городе Эр-Рамади проникает в жилой район и оккупирует без единого выстрела двухэтажный частный особняк. Их цель: провести разведку на местности, и если все пойдет хорошо, в дальнейшем осуществить прикрытие для высадки основных сил.

Первая часть операции проходит ночью безупречно, а вот дальше начинаются проблемы. На следующий день местные вооруженные террористы вычисляют американцев и берут отряд в кольцо, постоянно обстреливая дом. Военные требует подкрепления и бронетехнику для эвакуации, но помощь задерживается, а враги все сильнее теснят немногочисленных морпехов, застрявших в небольшом жилище.

«Под огнем» — детище удивительного авторского тандема, британского режиссера Алекса Гарленда и бывшего американского военного Рэя Мендоса. Последний еще во время службы в армии был во многих горячих точках — от Ирака до Афганистана, — а уволившись, устроился в Голливуд военным консультантом. Судьба свела Мендосу и Гарленда несколько лет назад, когда они вместе работали на предыдущей картине режиссера «Падение империи». Да так подружились, что когда экс-морпех поделился с постановщиком идеей снять фильм, основанный на его личном боевом опыте, Гарленд его поддержал (хотя хотел на время завязать с режиссурой) и выступил в качестве партнера в режиссерском тандеме, как более опытный кинематографист.

Идея «Под огнем», вопреки многим слухам и догадкам, прозаична и даже трогательна. Мендоса задумал снять фильм о кусочке военной операции в Ираке для своего бывшего армейского коллеги Эллиота Миллера, который (небольшой спойлер) во время той самой вылазки получил сильную контузию, потерял ногу и частично лишился памяти. Миллер элементарно не помнил, что произошло в тот день в Эр-Рамади, и фильм по сути является емкой реконструкцией случившегося. Подтверждает все это душевный титр «Для Эллиота» в конце картины и несколько кадров со съемочной площадки фильма с реальным Миллером, которого отдельно пригласили посмотреть, как снимается фильм «для него».

Главное о фильме «Под огнем»

  • Дата выхода: 10 апреля 2025 года.

  • Жанр: боевик, военная драма

  • Режиссер: Алекс Гарленд («Аннигиляция», «Из машины», «Падение империи») и Рэй Мендоса.

  • Актеры: Уилл Поултер («Стражи Галактики 3», «Солнцестояние»), Чарльз Мелтон («Май декабрь»), Космо Джарвис («Сегун»), Джозеф Куинн («Гладиатор 2»).

  • Где смотреть: в кинотеатрах.

  • О чем фильм: уникальный ультрареалистичный фильм про войну, события которого основаны на воспоминаниях реальных американских морпехов.

Главное, что нужно знать про «Под огнем» перед просмотром — это очень специфический, я бы даже сказал, уникальный антивоенный фильм. Он длится всего полтора часа и построен как репортаж из самого центра событий. Кажется, что зритель — еще один морпех в отряде, который проживает этот военный эпизод вместе с другими, находясь внутри того самого злополучного дома.

И это не громкие слова или преувеличения. В «Под огнем» нет классической драматургической завязки, представления персонажей, их характеров и даже внятных диалогов. Главные герои тут примерно 95% времени разговаривают по рации на армейском языке, а между собой перебрасываются за все полтора часа лишь горстью отвлеченных фраз.

Какого-то качельного сюжета, переворотов и сюрпризов в «Под огнем» тоже нет. Вся картина — это емкая реконструкция событий тех нескольких часов в Эр-Рамади. Она включает в себя быстрый старт операции и захват опорного пункта, а после — лишь длительный штурм дома, который осуществляют со всех сторон террористы с автоматами и взрывчаткой.

«Под огнем» разыгран отличным молодым актерским составом, многие из которых уже завтра могут стать голливудскими суперзвездами. Уилл Поултер («Стражи Галактики 3», «Солнцестояние»), Чарльз Мелтон («Май декабрь»), Космо Джарвис («Сегун»), Джозеф Куинн («Гладиатор 2») и многие другие. Они не только идеально выполняют задания Гарленда и особенно Мендосы, но и все-таки являются небольшим напоминанием, что перед нами художественный фильм, а не гиперреалистичная документалка из горячей точки. 

Все это, возможно, в пересказе звучит так себе, но оторваться от экрана полтора часа практически невозможно. «Под огнем», оставаясь фильмом со своей специфической драматургией (или антидраматугрией, если точнее), погружает зрителя в ад военных действий как редко какой еще фильм. И Мендоса с Гарлендом сознательно не приукрашивают события для более сочной картинки. Но от этого становится только страшнее.

Если фильм начинается как просто очередная зарисовка о войне в Ираке, а продолжается как производственная драма о мужчинах на службе, которые очень сильно увлечены «войнушкой», то заканчивается это жуткой мясорубкой, где страшно не столько умереть, сколько навсегда остаться физическим и ментальным калекой. Но Мендоса и Гарленд, несмотря на все соблазны, до самого финала остаются верными себе. Они в «Под огнем» — просто техничные реконструкторы событий, которые показывают зрителям изнанку войны, но при этом отказываются от авторских комментариев, оставляя их аудитории. 

Несмотря на то, что «Под огнем» неистово завораживает своей бескомпромиссной авторской идеей, атмосферой полного погружения на поле боя, военным реализмом и очень непривычной структурой и подачей, очень сложно представить зрителя, который по уши влюбится в фильм Мендосы и Гарленда. В такой емкой и аккуратной форме, где нет места лишнему, «Под огнем» все-таки ощущается больше как фильм-эксперимент, фильм-упражнение. До absolute cinema и до настоящей искренней любви в его сторону в фильме не хватает щепотки той самой киношной магии. Но только если придираться и надевать пресловутый снобистский критический монокль. 

Но все равно: «Под огнем» — это исключительное антивоенное кино, которое воздействует в свои лучшие моменты на зрителя почти в тактильном смысле. Уверен, что когда пыль проката уляжется, работа Гарленда и Мендосы займет заслуженное место во всевозможных топах лучших фильмов о войне. Так войну в Голливуде не показывали почти никогда.

Другие обзоры и материалы Андрея Загудаева на Кибере:

«Мастер» Дэвида Эйра: Джейсон Стэйтем против русской мафии

Пон Джунхо: гид по полнометражной фильмографии режиссера

«Переходный возраст»: неожиданный хит от Netflix и один из главных сериалов года