Как распознать игровую зависимость: проверьте себя по трем критериям
Разбираемся в болезни.
Игровую зависимость обычно ставят в один ряд со страшилкой о том, что видеоигры делают людей жестокими. И если тема агрессии уже исследована и давно опровергнута, то с зависимостью все не так просто.
Как насчет небольшого теста для начала?
Загибайте пальчики, если при прочтении что-то отзывается в душе:
• Вы начинаете отказываться от своих хобби, встреч с друзьями, работы или учебы ради игр.
• Вы понимаете, что жизнь, вообще-то, катится куда-то не туда – из-за прогулов с учебы выгоняют, с работы увольняют, девушка плачет, но вы все равно не собираетесь отвлекаться.
• Вы уже не контролируете время в играх – не знаете, когда начали и когда закончите.
Если вы соответствуете одному или нескольким пунктам, то… вообще-то ничего. Потому что не надо ставить себе диагнозы по статьям в интернете. Но как минимум есть повод забеспокоиться, потому что это критерии игровой зависимости ВОЗ.
Понятно, что есть зависимости от алкоголя и сигарет – там есть вредные вещества. Но в играх ничего этого нет!
Человек – и так самодостаточный химический коктейль Молотова, чтобы создать зависимость самому себе.
Вы начинаете играть во что-нибудь. Игра интересная, классная, скорее всего, сначала не очень сложная – вы быстро поднимаете ранг (или проходите уровни) один за другим. А вместе с этим зарабатываете себе очки дофамина – гормона счастья. Именно он отвечает за поедание куриных крылышек в 2 часа ночи, желание поцеловать ту красивую девушку и «последнюю» сигарету после тяжелой смены – просто это вызывает прилив дофамина, к которому мы неосознанно стремимся.
Вот он. Ну не красавчик ли?
А знаете, что любит сам дофамин? Вознаграждения. Похвалу, награду, комплименты, достижения. То есть все то основное, что вам дает MMORPG и прочие игры – новые звания, уровни, мелкие быстрые победы.
New World – новая большая MMO в топе Твича и Стима. И решающая попытка Амазона зайти в игры
Но все мы немножечко Танос. В нашей дофаминовой системе есть такая штука как толерантность – это наша способность создавать баланс.
Организм вообще очень не любит тратить ресурсы зря. Замечали, как даже самая вкусная конфета после десятого выброшенного фантика становится приторной и невкусной? Это мозг настаивает, что нам хватит.
С играми то же самое. Мозг видит, что вы много играете, получаете много кайфа. А значит, что пора немного снизить выработку дофамина, то есть начать вырабатывать толерантность.
Вы получаете все меньше и меньше удовольствия от пройденных уровней. Да что там игры – вы в целом становитесь менее чувствительными к тому, что раньше приносило радость – дружеские посиделки, сериалы, фильмы и тд.
Но ведь вы уже привыкли к тому состоянию счастья раньше! И чтобы прийти к тому прежнему уровню дофамина, вам нужно играть больше, больше, БОЛЬШЕ.
Но погодите, а как же конфетная приторность? Куда делся стоп-кран?
А здесь даже интереснее. Дофаминовая система работает так, чтобы вы хотели что-то делать и получали от этого удовольствие. Вот как все работает в норме:
1. Вы хотите шоколадку.
2. Первые дольки по вкусу похожи на рай, вы продолжаете.
3. Вы съели много шоколада и теперь получаете все меньше удовольствия.
4. Шоколадку больше не хочется.
5. Вы останавливаетесь.
Дофамин получили, но не слишком много, баланс все еще сохранен, Танос вами гордится.
Но игры (и не только они) научились эту систему взламывать. В тот момент, когда у вас должно пропасть желание продолжать, включаются еще две системы: жажда новизны и страх потерять что-то важное.
Снова «спасибо» эволюции: мы будем бороться и идти до последнего, если есть шанс получить или узнать что-то новое или если есть риск упустить что-то потенциально ценное – потому что мы получаем еще больше дофамина, если не были уверены в успехе.
Так мы получаем идеальную чит-систему: начинаем с постоянного дешевого дофамина, доходим до выработки толерантности, но остановиться уже не можем – постоянная генерация новизны и неопределенности победы в играх просто загоняет нас в ловушку. Мозг привыкает к тому, что дофамина много, снижает его естественную выработку и без постоянной подпитки новыми ачивками вам будет едва ли не физически хреново.
Поздравляем – вы теперь зависимы. Напоминаю, что это просто общий упрощенный механизм – у всех он работает по-разному и зависит от еще миллиона внешних факторов, особенно от того, насколько вы в целом довольны жизнью.
Все равно звучит как бред. А есть нормальные примеры, и чтобы это не было просто «он играет слишком долго»?
Дело на самом деле не в играх как явлении и даже не в том, что кто-то тратит на них слишком много времени – заметьте, в критериях ВОЗ выше нет ничего про критическую планку наигранных часов.
Проблема в том, что геймеры так увлекаются, что забывают есть и спать. Некоторые просто перестают общаться с внешним окружением, а кто-то становится бездомным, потому что перестает ходить на работу и платить за квартиру. Или окончательно перестает учиться и их выселяют из общежития, как это случилось с парнем из истории ниже.
«Шли дни, недели, месяцы непрекращающейся игры. Один раз я играл две недели подряд, игнорируя мигрень, боль в плечах, спине, пальцах. Игра полностью меня захватила.
У меня больше не было времени на кого-либо. Я завалил экзамены и меня выгнали с курса, я потратил все деньги, что были отложены на учебу. Соседи выгнали меня, чтобы отдать место кому-то более заинтересованному в студенческой жизни.
Мне было некуда идти. К родителям обратиться я не мог – слишком страшно было во всем признаться. Денег на новую комнату не хватало, а после того, как я разрушил дружбу со всеми, я не мог ни к кому обратиться за помощью. В итоге я проводил целые дни за игрой в интернет-кафе, а спал на улице».
Ну а некоторые умирают.
Вот, например, два похожих (к сожалению, не единственных) случая: два мужчины, один из Кореи, другой из Тайвани, провели за игрой несколько суток, почти не отвлекаясь на еду и сон. Получили в итоге летальное истощение. Ну а самая чудовищная история случилась в Америке. 25-летняя Реббека Кристи настолько заигралась в WOW, что забывала кормить трехлетнюю дочь. Девочка вскоре умерла от голода. Звучит достаточно серьезно, а?
Как решать проблему?
Лечиться. Феномен новый, но паттерн-то старый, поэтому и лечение классическое – к психологу или психотерапевту, а дальше шведский стол из терапии на любой вкус: когнитивно-поведенческая, групповая, семейная.
Некоторые бывшие зависимые тоже стараются помочь братьям по несчастью: создают группы поддержки, ведут ютуб-каналы, где рассказывают, как сами смогли вырваться из капкана и дают советы.
Вот, например, краткая программа по быстрому кодированию Кэма Эдайера, основателя крупнейшего сообщества для зависимых игроманов:
1. Поймите, зачем именно вы играете. Есть четыре варианта:
а) для временного побега от реальности и стресса.
б) для общения и встреч с новыми людьми.
в) игры дают быстрый измеримый результат.
г) для челленджей и ощущения цели, миссии.
2. Ориентируясь на причину, из-за которой вы играете, найдите другие занятия, которые могли бы покрыть ваши потребности.
3. Составьте четкий план, расписание на каждый день.
5. Дистанцируйтесь от игрового мира. Перестаньте читать игровые новости, отпишитесь от стримеров.
5. Присоединитесь к группе поддержки вроде r/StopGaming или форуму GameQuitters.
В «Героях 3» есть навык, который просто не контрится. Когда его уже понерфят?
Есть даже рехабы – но в Корее, США и Великобритании
Это «reSTART» – центр лечения поведенческих зависимостей в глубинке Америки. Большинству ребят здесь 18-28 лет – по словам основателей рехаба, приезжают они, страдая от недоедания, депрессии, социальной тревожности и суицидальных мыслей. Некоторые до приезда играли в среднем 17-20 часов в день. Главная цель – не просто избавить геймеров от зависимости, но помочь им создать «план жизненного баланса», изменить образ мышления.
Программа длится 45 дней, в ней 12 шагов, цена – около 20 тысяч долларов.
Каждое утро – уборка, групповая терапия или чекап эмоционального состояния. Днем – занятия на свежем воздухе или в спортивном зале, игры на музыкальных инструментах, индивидуальные консультации с терапевтом. Регулярно проводятся уроки по навыкам общения. И никаких девайсов, полный цифровой детокс. И антидепрессанты, конечно же.
Вот как описывает первые дни в рехабе Эндрю Фултон, бывший клиент и ныне один из менеджеров:
«Первое время было странно. Это как резко бросать курить, потому что до этого ты играл часами напролет и вдруг – ничего. Я был всю ночь в поту и с головной болью. Я лежал в кровати и представлял в деталях игры, в которые мог бы играть. Я жаждал их, видел во сне».
Dead Space стал эталоном хорроров. EA не верила в проект, но их переубедил один гений
А если не доводить до крайности?
Зависимость появляется только у 1-4% играющих и обусловлена внешними факторами и вашими внутренними качествами. В первую очередь стоит разобраться с остальными проблемами в жизни – депрессией, плохой социализацией и прочими прелестями, с которых начинаются попытки ухода от реальности.
Но если все-таки беспокойство грызет и вы чувствуете, что гейминг начинает выходить из-под контроля, то вот какие несложные советы дает психолог Джон Грохол:
1. Засечь время, потраченное на игры. Берете тетрадку, ручку и пишите, во сколько начали, когда закончили, сколько вышло часов. Ведете такой дневник неделю-другую и анализируете, насколько все плохо.
2. Осознали, что дела идут не очень хорошо? Высчитайте, сколько часов вы тратите в неделю на видеоигры и поставьте себе планку сократить это время на хотя бы 10% - например, на полчаса в день.
3. Четко выставите время, в какое начнете играть и когда закончите.
4. Заранее продумайте, на что потратить освободившееся время – так вы избежите скуки, которая обязательно возникнет, и желания вернуться к игре. Важно, чтобы по началу это не было что-то совсем новое и незнакомое, потому что так будет сложнее привыкнуть к изменениям. Лучше всего подойдут бытовые дела или хобби, которым вы занимались раньше.
В Hearthstone добавили карту-отсылку на ту самую серию про World of Warcraft из «Южного Парка»
А вообще, я не думаю, что игровая зависимость существует сама по себе. Для большинства людей, я уверен, это просто замена реальной жизни, которой нет. Ибо любой, у кого она есть, всегда поставит её на первое место перед любыми играми, ибо ИРЛ всегда интереснее, даёт те же эмоции, что и игры, но в сотни раз больше.
Помню начало 2012 года. Мой ПК не обновлялся на тот момент с 2004-го, в течение 6+ лет я пропускал абсолютно все новинки, в дальнейшем мог только смотреть геймплей на ютубе. Можете представить мой игровой голод тогда. Ещё и недавно вышло продолжение моей любимой Облы - Скайрим. И вот внезапно для меня мне покупают новый современный ПК. Скайрим, Фаркрай 3, Хитман Абсолюшн, ещё множество того, что я пропустил за все эти годы - список уже был готов, как и я. Мы приехали с Никса, забрали уже собранный ПК, дома осталось лишь собрать всё воедино и утонуть во всём этом на ближайшие пару лет. Тогда был самый счастливый момент в моей жизни наверное) Но в тот день, помню, мы с корешами устраивали футбольный турнир vs другого района. Все мои друзья собрались, ждали этого очень долго, должен был быть супер мясной вечер футбола с хорошими друзьями в арендованном зале. Желание поиграть было просто неописуемо, но я отложил сборку, оделся и поехал к друзьям, хоть в теории мог придумать любое оправдание, чтобы остаться дома, но у меня не было и одной мысли, чтобы это сделать, т.к. ИРЛ в данной ситуации явно перевешивал.
Похожая ситуация была летом следующего года. Я только начинал тогда играть в доту, моя первая моба, вовлёкся в неё максимально, тратил на неё всё свободное время. Но в тот момент (благодаря общим друзьям) появилась *одна тян*. Август, я вовлечён в игру на 100% своего внимания, а тут начинается Интернешнл (тот самый). На лето меня тогда оставляли одного дома на все 3 месяца. Собрался смотреть одну из игр Нави в плейофф, я не мог её пропустить просто никак. Но тут мне пишет эта тян, что стоит под моим балконом и ждёт меня, хочет погулять. Выглядываю из окна, она и правда там. Хоть даже финал заставил бы меня остаться дома в тот момент? Как и любого нормального пацана - нет. Забил на доку и пошёл гулять.
Помимо всего прочего, тян занималась фотографией, уже к тому времени достигла некого мастерства, даже зарабатывала на этом. Если я хотел её, то обязан был ей соответствовать, быть так же интересен ей, как она мне, не рассчитывать на одну лишь симпатию. Это отчасти мотивировало меня помимо игр заниматься и собой, своим делом (делом, к которому меня подтолкнули родители и дали весь необходимый инвентарь для этого, без комментариев), пытаться достигнуть чего-то в нём.
Итог. Будь это всё "зависимостью", я бы 100% остался дома, что в первом, что во втором случае, где эта самая "зависимость" была бы на своём максимуме. Но игры это не зависимость, это просто эмоции и удовлетворение потребности в достижении чего-то (в игре, вместо реальности), у меня же была альтернатива в виде ИРЛ, который давал всё то же, что и игры, только в сто крат больше. Общение ирл > общения в играх, достижение ирл> достижения чего-то в играх. Те, кто выбирают игры, не зависимы, у них просто зачастую нет этой альтернативы.
Взять моего двоюродного братца, он уже стал хикканом в свои 10-11 лет, что очень рано, и остаётся им по сей день. Его родители положили на него болт с самого начала. В школе с друзьями не повезло, бывает, но его не отдавали ни в какие секции, где можно было бы найти новые знакомства, не отправляли в лагеря. Всё детство он провёл в новостройке, где вместо двора - парковка, негде погулять, негде познакомиться с кем-либо. Не уделяли внимание его увлечениям, у него их попросту нет, а начинать что-то самому с нуля - сложно (особенно в раннем возрасте). Не приучили его к чтению, не мотивировали его развиваться и т.п. В отличие от меня у него просто нет и не было этой самой альтернативы в виде ИРЛ. Если бы его также позвали гулять хорошие друзья, или под окном стояла бы симпатичная тян, остался бы он так же дома? Офк нет. Игры не сделали его зависимым, они лишь заполнили эту пустоту. Не было бы игр, был бы телек, не было бы его, были бы книги, что угодно.
Основной посыл заголовка спрятан под водой, которой разлился автор... Который ушёл в такие дебри, когда уже появляются суицидальные наклонности, которые, собственно говоря, к игровой зависимости не имеют никакого отношения...
В общем как всегда, посыл у статьи хороший, а получилось половинка на серединку