Формат ЧМ по футболу устарел. Нужна сетка с двойным выбыванием
Киберспорт может помочь футболу.
Олимпийская система – когда команда проигрывает матч и покидает турнир – так проста и привычна, что мало кто задумывается об альтернативах. Совершенно понятно, почему именно олимпийку выбрали в 1930 году на первый чемпионат мира: тогда в плей-офф выходили всего 4 команды, и было бы глупо не собрать их в два полуфинала.
Но у олимпийской системы куча недостатков, которые ярко проявились и на ЧМ-2018. Недостатков, которые помог бы устранить лучший турнирный формат на свете – двойное выбывание (далее – DE, Double Elimination).
DE уже закрепилась в киберспорте как основная система проведения плей-офф. Конечно, когда нет физических ограничений (даже хорватов бесчеловечно заставлять играть два матча в день, как часто делают команды по Dota 2 и CS:GO), организовать такой розыгрыш намного проще. Но даже в футболе можно ее успешно применять – и я докажу, что это необходимо.
Как это выглядит?
Примерно вот так (не пугайтесь сразу, под картинкой описание)👇
Команды разделены на две сетки: верхнюю и нижнюю – в нижней путь до финала длиннее. Проиграли в верхней сетке – упали в нижнюю, проиграли в нижней – до свидания.
Все результаты матчей условны – я исходил из реально сыгранных матчей на ЧМ, вероятностей победы, и консультировался с Вадимом Лукомским. Разумеется, это условная сетка: если вам кажется, что в ней не хватает сенсаций, или вы просто болеете за Англию, можете ее мысленно подкорректировать – на тезисы ниже это не повлияет.
Я разделил команды просто: победители групп попали в верхнюю сетку (она же «сетка виннеров»), команды со вторых мест – в нижнюю (она же «сетка лузеров»).
Зачем?!
1. Олимпийка не щадит фаворитов
Возможно, вам не повезло с сеткой – и уже в 1/4 финала вы сыграете с еще одним претендентом. Возможно, вам не повезло в конкретном матче – реализация всегда может подвести. Но олимпийской системе плевать на все ваши отмазки: проиграл 90 минут – вылетел. Уже в 1/4 финала нам пришлось расстаться с кем-то из пары Бразилия – Бельгия – любая из этих команд при чуть более удачной жеребьевке могла сыграть в финале. А ведь Бельгия могла и проиграть Японии – в этом случае мы получили бы совершенно слабый и бесполезный четверьфинал Япония – Бразилия, что тоже неприятно.
Как это решается в DE: у любого фаворита, выигравшего группу, есть право на ошибку (а занявший по недоразумению второе место попадет на такого же неудачника). Заодно поднимется важность группового этапа – больше команды не будут прикидывать, а не выгоднее ли им вразвалочку отбегать последний матч ради более простой сетки.
2. Олимпийка очень зависит от жеребьевки
Посмотрите на сетку плей-офф чемпионата мира в России – особенно на нижнюю четверть. Олимпийка устроена так, чтобы разводить 4-8 главных фаворитов по разным ячейкам сетки. Но стоит одному фавориту облажаться в группе, второму – проиграть по пенальти России – и все, мы получаем слабую ветку, где в полуфинал вышли команды, не обыгравшие ни одного по-настоящему классного соперника.
Как это решается в DE: просто посмотрите на симуляцию выше. Чтобы условной Англии дойти до топ-4, ей придется обыграть Испанию, Хорватию и Бразилию. И тогда мы точно будем знать, что свое место в четверке лучших команд мира Англия заслужила, а не получила в подарок.
3. В олимпийке есть матч за 3-е место
У матчей за третье место есть свои фанаты и хейтеры, но глупо отрицать, что слишком много факторов влияют на их успешность. Обе команды должны не потерять мотивацию и играть основными составами. Даже если игроки и правда не забьют на матч, не влияющий почти ни на что, в ход вмешается усталость. В полуфинале или финале любой будет проситься на поле даже с небольшой травмой, в матче за 3-е место – никогда.
Как это решается в DE: матч за 3-е место есть – только он не выведен за сетку, а является ее важной частью. Матчем за 3-е место по сути является финал нижней сетки – проигравший получает бронзу, победитель идет в финал.
4. Олимпийка не показывает прогресс команд
Посмотрите еще раз на картинку выше. Там не зря есть два матча Бразилия – Бельгия (хотя я не подтасовывал, честно) c разным исходом, которые отлично иллюстрируют этот тезис. Для DE это очень важный сюжет: у команд есть шанс развиваться и адаптироваться по ходу турнира, извлекать важный опыт из своих ошибок. Поэтому мне показалось более вероятным, что в финале нижней сетки Тите бы все-таки исправил недочеты первого матча и не оставил шансов Мартинесу.
В олимпийке шанса перестроиться у тебя не будет – разве что в перерыве.
5. Олимпийка слабо разделяет команды ниже топ-4
Вам не кажется абсурдным, что Россия добилась на ЧМ того же, чего Бразилия, а Япония остановилась на одной стадии с Аргентиной? В DE сегментов в два раза больше: 5-6 место отделено от 7-8, а 9-12 – от 13-16. На главном турнире четырехлетия все-таки хочется получить максимально четкое ранжирование команд.
6. Олимпийка редко рождает гениальные сюжеты с камбэками
Снова вернитесь к реальному плей-офф. Чей путь в плей-офф кажется вам самым интересным? Наверное, Хорватии с двумя победами по пенальти или Бельгии, чуть не отлетевшей от Японии. Это неплохие сюжеты, но разве они могут сравниться с тем, как ошарашенный фаворит падает в нижнюю сетку и начинает карабкаться к финалу более сложным и длинным путем?
В 2017 году The International – главный турнир года по доте – выиграла команда, упавшая в нижнюю сетку в первом же раунде, в 2016-м такая команда дошла до финала. Все были в восторге.
И что, препятствий никаких нет?
Есть, конечно. Главное: почти всем командам придется больше играть, а общее число матчей плей-офф вырастет с 16 до 22. Но все равно можно уместить все матчи, не раздувая календарь слишком сильно и не заставляя команды мучиться от изнеможения.
Примерный календарь плей-офф DE
30 июня – 2 матча верхней сетки
1 июля – 2 матча верхней сетки
2 июля – 2 матча нижней сетки
3 июля – 2 матча нижней сетки
4 июля – выходной
5 июля – 2 матча нижней сетки (2 раунд)
6 июля – 2 матча нижней сетки (2 раунд)
7 июля – выходной
8 июля – 2 матча верхней сетки (2 раунд)
9 июля – 2 матча нижней сетки (3 раунд)
10-11 июля – выходные
12 июля – 2 матча нижней сетки (4 раунд)
13 июля – выходной
14 июля – финал верхней сетки
15 июля – матч нижней сетки (5 раунд)
16-17 июля – выходные
18 июля – финал нижней сетки
19-20 июля – выходные
21 июля – гранд-финал
Плей-офф пришлось увеличить на 6 дней (допустимая цена для главного футбольного праздника четырехлетия), но между двумя матчами у каждой команды будет не меньше трех суток.
Да, придется отодвинуть на неделю начало чемпионатов и еврокубков (впрочем, разве при нынешнем формате условный Чорлука не получит дополнительный отпуск от «Локомотива»?) – но возможность максимально точно определить лучшие команды мира того стоит.
С одной стороны, играть придется больше, с другой – разве это нормально, что больше двух матчей в плей-офф ЧМ, самом важном этапе турнира, проводят только 4 команды? Думаю, тренерам по физподготовке не составит труда скорректировать планы под более долгий турнир.
Я прекрасно понимаю, что для многих важнее, чтобы условная Турция могла при везении дойти до полуфинала. Я согласен, что сенсации – это круто, но, мне кажется, их масштабом (на ранних стадиях-то они все равно сохранятся) можно пожертвовать ради объективности и гарантированно мощного финала.
Танцы из Fortnite – в финале ЧМ по футболу
Фото: REUTERS/Dylan Martinez (1,3), Murad Sezer; globallookpress.com/Rodolfo Buhre; globallookpress.com/Darren Staples
Одно дело когда одна команда за компом посидела на пару часов дольше чем соперник по гранд финалу, и совершенно другое дело когда на три часа и в среднем каждый на 20км больше отбегал с пульсом за 150 в предынфарктном состоянии, не говоря уже об эмоциональном напряжении, по которому слава богу дота и киберспорт вообще не сравнится с футболом в обозримом будущем(намного больше аудитория, честь страны и тд)
После выхода команды в ПО болельщики знают, где и когда состоится следующая игра.
"В 2017 году The International – главный турнир года по доте – выиграла команда, упавшая в нижнюю сетку в первом же раунде, в 2016-м такая команда дошла до финала. Все были в восторге." - на скольки аренах в скольки городах проходили игры?
У нижней сетки 6 матчей до финала, у верхней 3. А если дополнительное время? У финалиста нижней сетки будет 10 матчей за месяц. И это после сезона где топы проводят по 50-60 игр. Плюс переезды после матчей.В финале они будут ползать? Нижних просто разорвут после 60й минуты.
Это же не дота где играть можно хоть сутки, а через день ещё сутки.
У школоты подгарает от "неожиданного" вылета Бразилии, капитан которой слишком редко поднимался с газона, во время матчей, чтобы играть в футбол.
А у Киберспорта шикарный формат, но мне кажется он именно киберспорту подходит намного больше.
Но боюсь, как обычно выберут старую проверенную сетку с кучей неинтересных матчей.
> Вам не кажется абсурдным, что Россия добилась на ЧМ того же, чего Бразилия
Вот что на самом деле больше всего волнует автора - чтобы Россия выступила хуже.
Главный матч получится не совсем главным.
Идея то хорошая, но что делать с финальным матчем то?
Не факт, что при такой системе фифа больше денег заработает. Победитель сейчас - в любом случае лучшая команда мира. а остальные места - никого не волнуют. Свои матчи будьте любезны выигрывать и не "обсираться"
Где двойная сетка действительно нужна - так это в ЛЧ. Там это гораздо проще логистически организовать. Остаётся только проблема с финалами (финал верхней сетки и гранд финал), которые могут оказаться одинаковыми матчами. Это весьма нелепо выглядит.
Автору надо меньше резаться в доту и больше смотреть футбол. Тогда у него не будет желания выбросить Японию с Хорватией из турнира пораньше .
Вкратце - этот турнир как раз хорошо тем,, что туи никто не должен иметь второго шанса. Поэтому это чемпионат мира по футболу, самое зрелищное мероприятие на планете, поэтому все готовы принять матч Япония-Бразилия в четвертьфинале