Resolut1on: «Мама не понимает, что происходит в доте, но смотрит игры и спрашивает, почему проиграли»
Украинец Роман «Resolut1on» Фоминок – один из самых известных игроков в Dota 2 в мире. В 19 лет Роман уехал играть в Америке и через полгода занял второе место на чемпионате мира c командой Digital Chaos. После неудачного сезона DC распалась, и Роман перешел в одну из сильнейших команд, четыре раза выигрывавшую мейджоры, – европейскую OG.
Resolut1on рассказал Cyber.sports.ru, как сорваться в другую часть света, чем опасен танец буги-вуги и почему каждый дотер должен ходить в спортзал.
Путешествия, Украина, Америка
– Ты много путешествуешь. Какое место тебя впечатлило больше всего?
– Парки аттракционов в Лос-Анджелес, в Орландо. Мне в принципе очень нравятся Штаты – очень хорошая страна, там удобно жить. Люди думают о том, как улучшить свою жизнь. Там приятнейшие люди, с ними здорово общаться.
В Швеции тоже понравилось – мы были в Стокгольме на буткемпе. Там все такое модерновое, офигенное. Но там дорого.
Последний раз я был в Греции, и мне очень понравился город Миконос – очень красиво, атмосферно, весь город белый. Прикольный стиль.
– Куда нужно обязательно съездить человеку, который никогда не был в Украине?
– Мне кажется, надо обязательно подняться на «Родину-мать». Там очень красивый вид на Киев.
– Когда тебя позвали в Digital Chaos, ты долго сомневался?
– Да, я думал порядка недели, может, даже полторы. Это все-таки очень серьезное решение – переехать в другой регион. Тем не менее, я об этом думал уже год-полтора, хотел поиграть с европейцами или американцами. И вот предоставился шанс, и я такой: «Ага, это ж нужно переехать в Америку. Я по сути один, никого там не знаю, нет ни знакомых, ни родственников – никого». У меня еще девушка была на тот момент, плюс семья, друзья. Просто бросить все и уехать в Штаты – непонятно, когда я вернусь, – было сложно.
Но я понимал, что это правильно, это даст мне толчок в развитии, мне тогда было очень это нужно, потому что в тот момент я немножко остановился на одном месте.
– Что тебе помогало, да и сейчас помогает освоиться в новой обстановке?
– Да время помогает. Ты приходишь в новый коллектив, начинаешь общаться с ребятами, с каждым днем узнаешь их все больше, и тебе становится проще. Появляются какие-то шутки и так далее. Трансфер в OG мне сейчас очень легко дался, я буквально на второй день очень комфортно себя чувствовал с ними.
Английский у меня был нормальный, но в Америке он однозначно улучшился. Волей-неволей ты его постоянно слышишь, смотришь телешоу, общаешься и постоянно улучшаешь его.
– Что тебя больше всего поразило в американском стиле жизни?
– Поразило, сколько там едят фастфуда.
– Ты еще ощущаешь себя украинцем – или уже, скорее, гражданином мира?
– Забавный вопрос. Да, у меня паспорт еще украинский, поэтому я украинец.
– Многие игроки НХЛ рассказывают, что им часто звонят папы, мамы, дедушки и обсуждают игры. С хоккеем это просто, потому что он всем понятен, а у тебя с дотой такое бывало?
– Вообще, да, мама смотрит игры и иногда мне звонит. Она не понимает, что происходит, и спрашивает: «Выиграли? Проиграли? Почему проиграли?». Ей интересно, она переживает за меня, но какого-то понимания игры у нее нет. Брат мне тоже любит звонить, общаться на эти темы.
– Кто твой лучший друг в мире доты?
– Наверное, Alwayswannafly, Андрей Бондаренко. Мы с ним начинали играть и хорошо дружим сейчас.
Alwayswannafly – слева от Романа
Вне мира доты у меня тоже остались друзья – по-прежнему общаемся с ребятами, с которыми я познакомился после переезда в Киев. Периодически общаюсь с ребятами из моего родного города – Никополя. Но мне, конечно, сложно к ним приехать, потому что график загруженный, но как только могу – стараюсь с ними видеться.
– Сейчас ты приезжаешь на турниры и живешь в пятизвездочных отелях. А какое худшее место, где ты жил во время турнира?
– Худшее, ха. Из худшего могу вспомнить какие-то хостелы в Москве, когда мы только начинали. Наверное, мой первый турнир был. Нас было 6-7 человек в одной комнате, двухэтажные кровати. Но, в принципе, было весело тогда.
Еще мне нравился отель «Молодежный» – тоже в Москве.
– Как ты умудрился повредить ногу на отдыхе?
– Да я просто танцевал буги-вуги и немножко не так поставил ногу, вывихнул ее. Потом оставшиеся три-четыре дня меня возили на коляске. Я попробовал сначала костыли, но на них безумно трудно ходить, руки устают очень сильно. И мне дали коляску, на ней так удобненько: сидишь, тебя возят, вообще не надо напрягаться – комфортненько.
Зато мы заслужили уважение людей пожилого возраста. На следующий день в лифте старички показывали буги-вуги и смеялись над нами.
Работа, зарплата, рост
– Ты можешь вспомнить момент, когда ты понял: да, дота не просто хобби, а занятие, которым можно зарабатывать на жизнь?
– Да как только вышла Dota 2 и появился The International (2011 – прим. cyber.sports.ru), я понял, что на этом можно сфокусироваться полностью и ставить себе цель стать профессионалом и побеждать.
Я особо не задумывался об этом, как-то все само собой получилось. Я хотел стать профессионалом еще в первой доте, в те времена приехал в Киев, начал играть-играть-играть. Потом вышла Dota 2, и я перешел на нее, как и все.
– Ты сейчас относишься к доте как к работе, и нужно ли это вообще?
– Да нет, я не думаю. Это все-таки занятие, которое мне по душе, которое я люблю. Я много, конечно, работаю над собой, но я бы не сказал, что это прямо работа какая-то, где у меня есть определенный график. Тут я сам выставляю для себя: что мне нужно поправить, что потренировать. Единственное, что мы ездим на турниры – тут уже мне говорят, когда собраться и лететь.
– По сколько часов ты обычно тренируешься?
– От 10 часов в день, если нет каких-то других дел.
– Ты сейчас зарабатываешь больше, чем в DC?
– У дотера заработок зависит от выигранных турниров, а турниров мы пока не выигрывали. Зарплата – немножко больше, да.
– Ты помнишь, как ты потратил призовые за второе место на TI6 (617 тысяч долларов до вычета налогов – прим. Cyber.sports.ru)?
– Если честно, я их вообще не потратил – потому что банально нет времени тратить. Последняя серьезная покупка – свозил семью на круиз, на этом все. Ты играешь, играешь, играешь, и у тебя даже нет времени потратить эти деньги. Ну и у меня нет каких-то особых желаний, которые давно хотелось бы осуществить. Пока есть – и есть, я еще найду, как их потратить.
– Был момент в карьере, когда тебе хотелось бросить доту?
– Да, в моменты стагнации, когда долго ничего не происходило, все надоедало, и я задумывался о том, чтобы заняться чем-то другим. Тем не менее, я понимаю, что еще не достиг тех целей, которые я хотел сделать, как бы близко я к ним ни подходил. Мне нужно продолжать трудиться, стараться и верить, что у меня получится.
Американская команда Digital Chaos
– Альтернативная история – это всегда гадание, но все-таки. Предположим, что Digital Chaos заняла не 2-е место на TI6, а, скажем, 5-6-е. Тебе не кажется, что тогда вам было бы попроще играть прошлый сезон – без груза ожиданий?
– Эти ожидания выставляет коммьюнити и лично вы сами. Если бы мы заняли 5-6-е, я не знаю, продолжили бы мы играть вместе. Хотя 5-6-е – это не так плохо, вот если бы стали 12-ми, то точно были бы серьезные изменения. А так второе место не дало нам распасться, мы заменили только одного игрока. Мы поверили, что можем хорошо играть, потому что до этого все результаты были суперплохими, мы на всех турнирах занимали последнее место.
Да, как ты сказал, это гадание, я не люблю об этом задумываться. Все так, как есть, и никак иначе.
– Ты участвуешь в проекте MoreMMR – системе, которая должна помочь дотерам играть лучше. Ты посол этого проекта или еще и помогал со стороны игрока разрабатывать алгоритм?
– Да, я выступаю в роли амбассадора, чтобы дать ему освещение, помочь найти свою аудиторию. Потому что я более-менее известен и в нашем коммьюнити, и за рубежом. Но и по поводу формирования траектории и других важных вопросов ребята тоже со мной советуются. Так что я держу руку на пульсе.
– Насколько реально такому тренеру-программе повысить уровень игрока?
– Там есть задания, которые развивают твое понимание игры как минимум. Такие проекты очень помогают, когда ты жаждешь информации, но тебе неоткуда ее взять. В доте очень сложно получать эти знания. Ты просто играешь, но не понимаешь, что ты можешь делать лучше?
– До какого уровня можно поднять игрока с 2000 MMR?
– Мне кажется, это зависит только от людей. Если человек хочет стараться, уделяет этому время, то пределов никаких нет. Я знаю много историй, когда люди поднимались с 4 тысяч до 8-9 и даже профессионалами становились.
Team Liquid, патч, OG
– После возвращения с буткемпа ты успел сходить на Старладдер в Киеве. Тебя удивили результаты?
– Да нет, все ожидаемо, только Mineski удивили игрой. А Ликвиды заслуженно взяли первое место, никто не может остановить их, к сожалению.
– Тебя сейчас не пугает сила Liquid?
– Не особо пугает, потому что скоро (1 ноября – прим. Cyber.sports.ru) должен выйти новый патч, произойдет reset, там уже все команды будут на одном уровне. Кто быстрее адаптируется – тот и будет выигрывать.
– С тобой как с топ-игроком разработчики обсуждали патч?
– IceFrog меня спрашивал, но по поводу предыдущих патчей, в этот раз не интересовался. Но я знаю, что он общался с нашим капитаном Флаем, вроде и с Нотейлом, многих игроков спрашивал.
– Одно радикальное изменение геймплея, которое ты бы ввел в доту?
– Я бы изменил систему матчмейкинга, но не знаю, в какую сторону. Как минимум ужесточил бы наказание немножечко. Чтобы люди серьезнее относились к играм.
– Я не мог визуализировать выражение «купаться в лучах славы» до момента, когда ты вышел из кабинки после игры с EG и не пошел к фанатам. Насколько для тебя важно, чтобы тобой восхищались?
– Мне кажется, чувствовать какое-то уважение со стороны других людей это важно, мне нравится ощущать это. Ощущать, что я делаю что-то не зря, и кто-то восхищается или просто уважает то, чем я занимаюсь.
– Ты чувствуешь себя звездой?
– Нет.
– Ты пришел в команду с победными традициями, но она только что потерпела, наверное, главное поражение в жизни. Ты не боялся, что тебе сейчас придется вытаскивать их из моральной ямы?
– Ну, они заняли 8-е место на The International – это не так уж и плохо, могло быть все намного хуже. Конечно, не первое и не второе, но и не 16-е. Это что-то среднее, и я бы не сказал, что они были в глубоком отчаянии. Они выиграли два мейджора в том сезоне, отличные результаты показывали весь год. В целом, они были довольны сезоном, так что ни в какой моральной яме они не были.
Почему у нас такие результаты (OG не смогла отобраться ни на один из осенних турниров – прим. Cyber.sports.ru) сейчас – наверное, просто люди взяли немножко больше отдыха, чем нужно было. Да и в принципе, это начало сезона, мы пока разгоняемся, привыкаем друг к другу, все-таки новый игрок, новый стиль. Но после буткемпа мы уже намного лучше играем, мне нравится, что мы импрувимся.
– Ты обычно самый веселый человек в команде?
– Нет, думаю, я что-то среднее: могу поддержать разговор и пошутить, а могу и серьезно играть. Самый весельчак у нас Нотейл.
– Когда ты пришел в OG, тебе стало понятнее, почему они регулярно выигрывали мейджоры?
– Да, я потихоньку начинаю понимать. Потому что эти люди очень стараются, очень серьезно относятся к игре, постоянно хотят улучшаться. помогают друг другу и никогда не сдаются. Поэтому они и победили в том финале против Virtus.pro – потому что они всегда ищут варианты для победы, даже если все совсем плохо. Это круто.
– В OG есть ли какие-то особые тренировки, например, специально довести отставание до 20 тысяч и пытаться вытащить?
– Ха, да нет, я не думаю, что они специально тренировались. Просто у некоторых людей есть такая фишка – никогда не сдаваться, всегда искать ауты и доводить до победы.
– Можешь на конкретных примерах объяснить, чему тебе пришлось переучиваться в новой команде?
– Как минимум все, что связано со сменой роли. Я перешел с керри на мид: мне нужно заново обучаться, тренировать лейнинг, знать все матчапы – Инвокер против Эмбера, Эмбер против Дрэгон Найта и так далее. Короче, куча разных матчапов, в которых тебе нужно знать, как нужно действовать, чтобы выиграть линию или отстоять хорошо.
Постоянно надо держать в уме передвижение саппортов вражеской команды, как и своих, чтобы всегда знать, когда можно нападать, а когда нужно постоять за вышкой, подождать. Действия по игре немного отличаются. Если ты на керри всегда идешь вперед, бьешь вышки, то на каком-то Инвокере тебе надо постоять сзади, подождать пока начнется драка и потом давать свои спеллы.
Думаю, на миде и общения с командой больше. Ну это лично мой стиль игры, на керри я обычно играю один, по крайней мере, раньше так работало. Патч меняется – все меняется. Если раньше можно было играть 4+1 на Антимаге или Морфе, то сейчас так уже не поиграешь, тебе надо бегать с командой как можно раньше. Ликвиды это и показывают, хотя они тоже любят пикать Антимага и Инвокера, которые много времени проводят вдали от команды. Важна больше не линия, на которой ты стоишь, важен твой герой.
Дота в принципе очень сложная игра, многому нужно учиться каждый раз.
– Ты уже готов стоять мид на каких-то нетрадиционных мидерах вроде Шейкера или Аппарата?
– Как раз на Шейкере я недавно много тренировался, поэтому готов.
– Против какого оффлейнера мира неприятнее всего стоять? Если брать ситуацию 1 на 1 без саппортов.
– В последнее время, мне кажется, это Mind_Control. Он очень противный, у него очень специфический стиль игры. Он всегда пытается заставить тебя тильтовать. Старается крипов денаить, давит на мораль.
– А тебя легко просадить по морали?
– Не особо, я думаю, что я достаточно стабильный в этом плане.
Единоборства, спорт и киберспорт
– Я видел, что в Киеве ты проиграл в армрестлинге менеджеру Team Liquid Мураду. С кем следующий поединок?
Liquid vs OG @mhmd_elmrd @Resolut1on_ pic.twitter.com/fFqK5zd8vL
— Blitz (@Blitz_DotA) 16 октября 2017 г.
– Ха-ха-ха, уже все видели? Это был такой фановый армрестлинг: Уильям (аналитик Blitz) попробовал с ним, потом с Мираклом, потом я попробовал с Мираклом, а потом уже с Мурадом, и он меня уложил.
На самом деле, это опасный вид спорта, я немного повредил себе бицепс, и болит до сих пор. В следующий раз подумаю, прежде чем еще раз попробовать.
– Для тебя спортзал – это способ отвлечься от доты или необходимая вещь для здоровья?
– Два в одном. С одной стороны, я получаю какие-то физические нагрузки, которые необходимы человеческому телу. Сидеть 24/7 за компьютером – это немножко вредно. Мы все люди, мы созданы ходить, бегать, прыгать, правильно?
И разгружаться помогает – такое дополнительное занятие, которое отвлекает от самой игры. Как хобби.
– Кто жмет больше: ты или Fly?
Капитан OG Тал «Fly» Айзик качает не только героя в игре, но и мышцы
– Fly, конечно. Он занимается этим 4 года, а я только год.
– Он еще мастер по единоборству Крав-мага, он показывал тебе какие-то приемы?
– Да, я знаю об этом. Я уже попросил его показать мне пару уроков. Это моя давняя мечта – научиться какому-то единоборству, боевому искусству. Так что будет полезно взять у него пару уроков.
– У тебя есть кумиры в обычном спорте?
– Да, мне нравится читать биографии всяких легендарных личностей: Майкл Джордан, Кобе Брайант, Тайгер Вудс. Можно перенять у них какие-то качества и в своем характере развить.
– Ты не завидуешь тому, что баскетболисты каждую неделю играют перед 20-тысячной толпой, а максимум для киберспорта – это 17-тысячная Key Arena, и то раз в год, а часто это небольшие залы или даже конференц-холлы отелей?
– Мне кажется, это все вопрос времени. Даже в этом году в Малайзии будет турнир на 40-тысячной арене – не знаю, сколько зрителей там соберется.
Какая-то зависть бессмысленна: спорт существует уже сколько лет, всякие эти футболы и баскетболы. Киберспорт совсем новый, и он только развивается.
Конечно, на большой арене совершенно другие эмоции, другое восприятие турнира. Когда ты со сцены видишь толпу людей, которые за тебя болеют, это настолько приятно, настолько крутые эмоции, что заряжаешься чуть ли не на весь год. Вот ты говоришь, что всего 17 тысяч на Key Arena, но все равно эти 17 тысяч чувствуются очень сильно.
https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/diaryofamadman/1144713.html
сидеть с джойстиком это не спорт,а подмена понятий