Настоящий главный герой Cyberpunk 2077 – Джонни Сильверхенд, а не Ви. Объясняем разницу между героем и аватаром
Что общего у Ви и капитана Шепарда?
Джонни Сильверхенд – анархистский рокербой, лидер популярнейшей музыкальной группы «Samurai», а также один из главных героев Cyberpunk 2077. Но на самом деле, он – не просто один из, а самый настоящий главный герой «Киберпанка». Возможно, даже единственный.
ВНИМАНИЕ: ввиду предмета разговора, в статье есть ключевые спойлеры к сюжету обсуждаемой игры. Поэтому, если вы еще не прошли Cyberpunk 2077, то лучше отложите текст, а потом обязательно возвращайтесь.
Ви – вообще не настоящий персонаж. Он болванка, через призму которого ведется повествование
Для начала определим разницу между персонажем и аватаром. Персонаж – это полноценная личность, созданная авторами произведения со своими проблемами и переживаниями, историями и моральным компасом. Аватары же такой личностью не обладают. Они простые болванки, в которых вдыхают жизнь сами пользователи. Если персонаж совершает какой-либо поступок, игрок может разобраться почему тот так поступил, сделал он правильно или же нет. Все вопросы к аватару игрок должен направлять напрямую к себе. Примерами аватаров можно назвать протагонистов из серии TES или Fallout.
А еще в их число входит Ви. Да, нам говорят кое-какую информацию в качестве предыстории, но это то же самое, что мы знаем о Довакине: он совершил некий проступок и его приговорили к казни. По ходу игры мы обогащаемся информацией лишь о мире и людях вокруг, но не о самом герое. Ви под нашим управлением с первых минут и до финальных титров, Джонни Сильверхенд – далеко не на всем пути, но о последнем мы узнаем гораздо больше – и благодаря его предыстории, и благодаря информации по ходу развития сюжета. И именно эти знания и позволяют говорить о Сильверхенде как о герое, и не позволяют назвать этим словом Ви.
Что-то Сильверхенду удается легко (например, вдохновлять), а что-то приводит к катастрофическим последствиям (например, нежелание и/или неумение слушать других). Это в нем и привлекает – он не идеален. Он показывает, какой может быть жизнь недоступная нам, и какие ошибки в ней можно совершить. Он учит нас.
В то же время Ви, повторюсь, не обладает никакой личностью. Чтобы знать, почему он интеллектуально развитый или социально зажатый, нужно понимать, какие события предшествовали этому. Чтобы знать, почему он стал хакером или стреляет как снайпер – то же самое. Но все, что у нас есть, это знание, что Ви сильный, потому что игрок вкачал на старте «Силу», а хакерство дано не от природы, а от прокачки. Это не рисует перед зрителем персонажа. Это рисует аватара.
У каждого героя должна быть основная призма, через которую ведется повествование. Например, Геральт раскрывается через Цири, Джоэл через Элли. В Mass Effect капитан Шепард сам является призмой сразу для нескольких героев, при этом оставаясь по сути аватаром. В романтических комедиях в качестве такой призмы выступает любовь главного героя. И подобно последним, Ви – призма, через которую нам раскрывают Джонни. По сути, нам просто дали поиграть за неглавного героя, чтобы внимательнее рассмотреть главного со стороны.
Ви ведет конфликт лишь в одной плоскости, в то время как Джонни – в двух
У каждого хорошего героя в истории должны быть конфликты на двух уровнях: внешнем и внутреннем, с окружающим миром и с собственной душой. У Ви конфликт разворачивается лишь на первом уровне. Его цель – выжить. Не нужно мириться с родителями, спасать возлюбленную, исправлять ошибки прошлого, бороться с зависимостью. Единственная его задача – вытащить Джонни из своей головы и жить дальше. Даже в сайд-квестах Ви выполняет что-то для кого-то, но не для себя. Такое положение вещей всегда делает героя плоским, но не в данном случае. В данном случае – мы уже выяснили – Ви вообще не герой.
А вот Джонни воюет на двух уровнях. Внешний конфликт – разрушить тоталитарный корпоративизм и, по возможности, вернуть себе жизнь. Но на внутреннем поле боя Джонни сражается совсем за другое. Он сражается за прощение, которое ему так необходимо, и которое он не успел получить при жизни, обидев всех и каждого, до кого мог дотянуться. Именно это делает персонажа глубоким и непростым, сочетание анархистского рокера и чуткого человека, мечтающего уничтожить зло, сотворенное не только другими, но и собой.
Почему в одних играх классные персонажи, а в других пустышки? Объясняем хитрости сценаристов
К слову о капитане Шепарде из Mass Effect, упомянутом выше. С ним такая же картина, как и с Ви. Несмотря на то, что он очень крут и даже входит в списки самых крутых персонажей, на деле он тоже плоский аватар. У него есть внешний конфликт – спасти мир. И на этом все. Вся предыстория заключается в тройке предложений при создании персонажа и больше практически не отражается в игре. Все выборы и действия зависят только от игрока, а не от внутренних переживаний, а задания всегда связаны с командой Шепарда, потому что с ним самим связать нечего. Он – призма для развития других героев. Кристально чистый «герой», как раз для спасения Галактики.
Джонни Сильверхенд проходит все необходимые пути для внутреннего изменения. Ви – не меняется
Ну и самый главный момент: любой удавшийся персонаж должен пройти путь внутренних изменений. А для главного героя это буквально обязательный атрибут. Конечно, если держать в уме, что авторы хотели рассказать хорошую историю.
Однако Ви в Cyberpunk 2077 так и не изменился. Во-первых, как уже говорилось, у него не было никаких внутренних конфликтов, никаких целей и задач, а значит, никаких мотивов к изменениям. Он использовал те же методы, что использовал и до всей этой истории с конструктом Сильверхенда: грабежи, похищения, угрозы, нанесение вреда и даже умерщвление.
Во-вторых, мы итак ничего не знаем о Ви. Поэтому если в нем что-то и изменилось, то как мы должны об этом догадаться? Откуда бы взялась уверенность, что он в финале не такой, каким был всегда еще до начала истории? И говорит ли это о том, что опытные авторы из CD Projekt Red так оплошали с главным героем? Нет. Ведь Ви – не он.
На сцену вновь врывается обаятельный Джонни Сильверхенд. Он проделал длинный путь от эгоистичного ребенка во взрослом теле до человека, готового пожертвовать собой. Это читается даже в смене архетипа персонажа. Начав как «Тень», он скоро становится «Возлюбленным», а в конце превращается в самого настоящего «Героя».
Слово «герой» происходит от греческого корня, значащего «защищать и служить». Герой – это человек, готовый пожертвовать собственными интересами и даже жизнью ради блага других. Именно на этот шаг в финале и идет Сильверхенд. И именно это заставляет прочувствовать сильные эмоции после того, как при первом появлении Джонни зверски измывается над Ви в попытке получить всего лишь сигарету.
Этот пункт – финальный и ключевой в понимании, что авторы Cyberpunk 2077 рассказывают нам не историю Ви, на долю которого выпало соседство с Джонни, а наоборот – историю Джонни, чьи приключения продолжаются даже после смерти. Ви – случайный попутчик.
* * *
Недостаток информации, слабый психологический портрет, конфликт в одной плоскости, отсутствие мотивации к изменениям и, как следствие, изменений – вот что не позволяет называть Ви хорошим персонажем. И все то же самое, но с диаметрально противоположным окрасом, делает Джонни Сильверхенда настоящим главным героем Cyberpunk 2077. Пишите в комментариях, было ли вам интересно, узнали ли вы что-то новое и что вы сами думаете по этому поводу.
Думаю, поэтому и заложены в игре несколько концовок.
Во-первых, если персонаж - прописанная разрабами личность, то почему персов созданных во всяких дьяблах и ММО называют именно "персами", а не "авами"?
Во-вторых, при чем тут значение корня? В той же литературе есть понятие ГГ и далеко не во всех произведениях ГГ - защитник и чем-то жертвует.
Главный герой - тот, вокруг кого крутятся события и тот, кто может повлиять на них в максимальной степени. Тут это Ви, а Джонни - досадная помеха, вызывающая интерес только в нескольких квестах.
Получается, такие себе игроки.
2. А почему люди называют «лоджию» «балконом», или «софу» «диваном»? Это близкие по смыслу и значению вещи, и люди просто не хотят усложнять и путаться. Или даже банальная привычка. То же самое и в вашем примере. Более того, MMO – не сюжетные произведения, причем здесь вообще этот жанр? От скуки взялся?
3. Значение корня идет в довесок тому, что Джонни Сильверхенд изменил свой архетип на «Героя». Что подтверждает наличие изменений, необходимых персонажам.
Я верю, что вы очень хороший человек, но в данном случае написали какую-то глупость. Надеюсь, этому посодействовало лишь раннее утро и скука долгих праздников.
1) Все указанное – действенные методы создания персонажа, которыми в том или ином виде руководствуются 99% авторов во всех сферах. Если вы с этим не сталкивались, то зачем говорите? Дурной тон.
2) Дело не в неграмотности, а банальном удобстве. Зачем для рядового игрока вводить различия между «персонажем» и «аватаром»? Более того, в статье я указал, что есть игры, в которых аватары – главные герои, и игры не становятся от этого хуже (TES, Fallout, Mass Effect). Поэтому ваш сарказм совершенно не к месту.
3) Архетипы никуда не подъезжали. Про них речь уже заходила в статье. И если для вас «создание персонажа» и «архетипы персонажа» – разные плоскости, то, боюсь, больше нам обсуждать нечего.
P.S. Как раз-таки наоборот: убери из игры Джонни – сюжет поменяется максимально полностью, т.к. именно Сильверхенд был катализатором многих событий и решений. А вот поменяй Джонни (upd. Ви) на любого другого человека без истории из Найт-Сити – не изменится практически ничего.
Второе. Ви – это персонаж игрока, которому каждый придумывает свою историю. Но ведь это и есть «аватар» – проекция человека в созданный игровой мир. Персонаж без четкой истории и психологического портрета – слаб. Если каждый может придумать ему принципиально другую личность, то в чем его ценность как конкретного персонажа в остальном прописанной истории? Как ему сопереживать? И без указанных пунктов (и др.) он никак не может быть полноценным.
Да, Ви – главный герой игры, верно. Он ходит куда хочет, прыгает где хочет. Но Сильверхенд – главный герой рассказываемой в игре истории: он двигает ее, влияет на нее, извлекает из нее опыт. Вот о чем говорю я.