«Малыш уснул, иду играть». 7 историй игроков в Доту за 30 и с семьей
Очень непохожие люди.
Первые версии карты Доты появились еще в 2003 году. Дети, познакомившиеся с Варкрафтом и Дотой в то время, уже заводят семьи и учат играть своих детей. А кто-то приходит в игру уже взрослым и открывает для себя новое хобби. Мы поговорили с игроками в Доту за 30 и узнали, как они совмещают игру с работой, рутиной, отношениями и семейной жизнью.
Боб, Голландия/Украина, 42 года
Мне 42, у меня двое детей, обоим пять лет. Я разведен, но у меня есть подруга, с которой мы живем. С детьми мы видимся на выходных. В Доте у меня 6400 часов, а ранг – Легенда (4-й из 8 рангов в игре, сильно выше среднего – Cyber.sports.ru). Конечно, я работаю на полную ставку и с подругой вижусь только по вечерам и выходным (тогда же, повторюсь, встречаюсь с детьми). Но совмещать отношения и Доту не так сложно.
До того, как у вас все станет серьезно, надо убедиться, что девушка понимает ваше хобби. Даже если вы взрослый мужчина. Если она считает, что игры – для детей, или что зависнуть в игре на целый вечер – странно, спросите ее, чем такой досуг отличается от просмотра Нетфликса на выходных.
Каждый человек нуждается в хобби. У вас оно вот такое. Девушка должна это принять, как и вы должны принять ее увлечения и личное пространство. Установите простые правила – она смотрит свое женское шоу, а вы играете одну-две игры в Доту. Или пусть у вас будет по два вечера в неделю, когда вы всегда можете сыграть две игры. А на выходных, например, по три в день. Самое главное – баланс. Ни в коем случае не стоит тратить на Доту больше времени, чем на близких. Все просто.
Моя девушка, кстати, не понимает Доту. Она сходила со мной на Kiev Major (нет, я не из Украины – я голландец, но работаю в Киеве), и ей понравилось, но больше из-за атмосферы.
The Kiev Major – один из главных турниров 2017 года
На работе у нас можно смотреть твич, но я включаю стримы только когда идут топовые матчи, например The International. Мы выводим картинку на большой экран и откладываем работу. В нашем офисе, как вы понимаете, полно людей, которые горят Дотой.
Джордж, Румыния, 30 лет
Мне 30. Я играю только ранкед, рейтинг – 4,5к. Немного расстроен, что никак не могу взять дивайн (2-й из 8 рангов). С Дотой познакомился в 15 лет, и как же много я тогда играл! 10 игр в день для меня было обычным делом. Я женат уже два года, у меня годовалый сын, но моя любовь к Доте не исчезла, она съедает меня. Если бы у меня было время, я бы продолжал играть по 10 игр в день.
Жена с уважением относится к моему увлечению. Мы договорились, что день я провожу с семьей, а после 22-23 часов, когда сын засыпает, я могу играть сколько захочу. Загвоздка в том, что сыграть я могу только 2-3 игры, потому что потом мне работать с 8 до 16. Сплю я по 5 часов, привык к этому еще в старших классах. Написал бы больше, но времени уже нет – малыш уснул, иду играть.
Ганс, Болгария, 30 лет
Я работаю в гостиничном развлекательном бизнесе. Очень выматывающая работа – приходится днями стоять на жаре, но работаем мы сезонно: 8 месяцев, потом отель закрывается. Конечно, работа влияет на мой уровень игры: не хватает практики, я пропускаю крипов/плохо отвожу, легко раздражаюсь уставшим. Но я поигрываю в турбо и другие игры – сейчас, например, прохожу Скайрим, а Доту только смотрю. А когда сезон кончается – могу расслабиться и поиграть побольше, но опять же все зависит от настроения. В сезон получается 2-3 игровых часа в неделю, вне – 2-3 часа в день. Я воспринимаю Доту как развлечение и почти никогда не ставлю ее выше более важных для меня вещей – семьи, здоровья, работы, друзей и так далее.
Артем, Россия, 34 года
Меня зовут Артем Степин, я редактор ленты новостей на Sports.ru. С Дотой меня познакомила школота, которую в паблике принято ругать. Свою жену я встретил в ЖЖ в середине нулевых, а она говорит, что встретила меня в 9-м классе, когда мы оба подрабатывали в библиотеке (вообще не помню этого). Мы поженились в 2010-м, воспитывали сына и возили его на айкидо. Там я и услышал, как старшие пацаны оживленно обсуждают какую-то Доту.
Установил, офигел и решил, что это слишком сложно. Кажется, это был 2014 год. В итоге вернулся к доте через год-полтора, решив посмотреть TI5. В упор не помню, почему меня вдруг дернуло (тогда и кибера нашего не было). Помню только, что все было абсолютно непонятно, но при этом страшно затягивало. Снова поставил. Потыкался более целеустремленно. В октябре 2015-го у нас родился второй ребенок, так что полноценно в Доту я вернулся следующей весной. Паблик даже не думал играть – перед первым матчем с людьми сгонял больше сотни игр с ботами, а первый рейтинг сыграл вообще в 2017-м.
Сейчас играю регулярно. За последние 12 месяцев у меня около 650 матчей, грубо это полтора матча в день (просто я еще люблю читать и сериалы, а по ночам сплю). Дота стала для меня уникальной игрой, потому что вытеснила все остальные. Причем не могу назвать себя геймером: первый компьютер – только на первом курсе, играл у друзей и в компьютерных клубах, в нулевые вообще перешел на настолки с друзьями. Но в плане игрушек у моего поколения, наверное, был уникальный опыт.
Помню игры на бобинах и кассетах, где мир спасали три пикселя. Потом – потрясающие Цивилизация, Дюна, Вольфенштейн, на которые сейчас без слез не взглянешь. Был в шоке, когда первый раз сел за Quake – заглядывал за край монитора, так было страшно. Про игры, в которые не мог поиграть (вроде Daggerfall), просто любил читать. Потом еще крутые штуки: Герои, любимый Dark Omen, 98-я NHL, Ведьмаки. А теперь, когда в стиме можно все в пару кликов поставить, смешно вспоминать про игры на пачке дискет, вся крутизна кажется такой обыденной.
И тут – Дота. Трудно, большой выбор персонажей (примерно на половине до сих пор не играл), спеллы, артефакты, все летит во все стороны, постоянный экшен, дикое желание победить, особенно когда катали 80 минут, а потом все-таки закинули. Совсем другие ощущения, потому что в сетевые игры я раньше почти не играл. А возможно, возвращение к старым – сравнил бы Доту с остроконкурентными настолками, только на компе.
Способна ли Дота разрушить ваш брак? Да, если он хлипкий. Моя жена ненавидит Доту в те моменты, когда у мужа горит трон, а ей нужна помощь. В остальное время она согласна с тезисом, что у людей могут быть странные увлечения. А, еще говорит, что когда я ору на тиммейтов на английском – это сексуально. Короче, играйте на европейских серверах и не забывайте помыть посуду.
***
Люк, Ванкувер, 39 лет
Мне 39 лет, жене 32. Двое детей – 2 года и полугодка. До рождения детей я играл 3-4 часа каждую ночь и смотрел большинство турниров. При этом у меня всегда была работа на полную ставку: я мало сплю.
Дети, конечно, оттянули часть времени на себя, но в этот период я также стал больше времени уделять работе. Теперь я играю по 2 часа, четыре ночи в неделю. Стараюсь смотреть TI и большинство игр EG на мейджорах, но часто ограничиваюсь хайлайтами. Сплю все так же мало.
Моя жена не слишком сообразительна и не интересуется Дотой. И я не пытаюсь сказать о ней плохо – это просто факт. Она красивая, общительная латиноамериканка со множеством знакомых. Мне нравится, что у меня есть молодая, симпатичная жена, которая учит наших детей общению в социуме и готовит к полноценной, счастливой (надеюсь) жизни. Ей нравится, что ее муж – умный, толковый и может обеспечить семью. Она спокойно принимает мои ночные игры в Доту. Я спокойно принимаю ее занятия сальсой.
Двухлетняя дочка часто просыпается посреди ночи, выходит из спальни и сидит у меня на коленях, наблюдая за игрой. Я включаю ей специальный плейлист, надеваю ей мои наушники. Она сворачивается клубочком и сидит так пока игра не закончится, какой бы долгой она ни была. Потом я отношу ее обратно в спальню. Это особенное время для меня и, надеюсь, для нее тоже.
Vagrance, 31, Канада
Интернет-кафе в Канаде
Я попробовал первую Доту в 2005 году в LAN-центре, меня с ней познакомили местные игроки. Когда они заметили, что у меня неплохо получается микрить, они стали звать меня десятым игроком и учить тому, что знали. С того момента Дота занимает огромное место в моей жизни, я уверен, что это самая сложная, самая соревновательная игра среди всех прочих. Дота и есть моя жизнь.
Я вошел в число топовых игроков первой Доты на западном побережье США, но так и не получил шанс сыграть на турнирах в Европе и Китае. Да и тогда я лишь краем уха слышал о профессиональной сцене и не подозревал, насколько игра уже популярна. Когда вышел HoN, я перешел туда (главным образом из-за возможности переподключиться к игре – в первой Доте, если ты вылетал, подключиться было нельзя), но все равно не был уверен что игрой можно зарабатывать на жизнь в принципе. Сейчас, когда это очевидно, я хочу реализовать свою мечту.
Мне повезло жениться на девушке, которая понимает мою страсть к Доте и поддерживает мечту выиграть The International. Ей нравится, насколько я увлечен своей целью, и она всегда рядом, когда случается лузстрик. У нас есть трехмесячный малыш – и я надеюсь, что ему тоже понравится Дота, когда он вырастет.
Работаю я на полную ставку. И играю тоже. Жертвую сном, сплю по 4-6 часов среднем. Мне никогда не нравилось спать, я воспринимал этот процесс как трату времени, так что такой образ жизни меня не напрягает. Однажды я стану чемпионом.
***
В 2012 году я переехал в Канаду, а в 2015-м посетил The International. Ехал я туда со своей командой, в которой был капитаном, и парой друзей. Я прибыл в 8 утра, много раньше всех – и понятия не имел, чем себя занять, тем более что мой заезд в хостел был назначен на полдень. Так что я пошел прогуляться, оглядеть окрестности – и увидел Нотейла по другую сторону улицы.
Йохан «N0tail» Сундштайн на TI5. До главной победы в карьере ему еще 3 года
Я решительно направился к нему и сказал, что я не местный, и ищу интернет-кафе поиграть в Доту. Он ответил: «Извини, я тоже не местный». Я засмеялся: «Да неужели! Ты же Нотейл, чувак!» Он посмеялся и сказал, что так оно и есть. Я рассказал ему свою ситуацию, и он предложил прогуляться. Мы разговаривали о Доте часа полтора – о пабах, о турнирах, о разнице между ними, обо всем, что есть в игре. Я даже купил ему сигарет – он ведь выглядел так молодо, а документов с фото при себе у него не было, так что ему даже не продавали ничего взрослого.
Когда Cloud 9 вылетели с турнира, я встретился с Нотейлом, когда он шел в зону раздачи автографов. Он был явно подавлен; на лице читалось глубокое разочарование. В этот раз мы поговорили около пяти минут. Я попросил его обязательно вернуться в следующем сезоне и продолжить бороться, сказал, что они вместе с Fnatic были настоящими королями в Heroes of Newerth 4 года подряд и что он может добиться того же снова. Он взглянул на меня и согласился, поблагодарил за напоминание об этих временах и сказал, что обязательно вернется. Когда он выиграл TI в этом году, я даже почувствовал какую-то причастность.
Перед рекалибровкой мой ММР был 5,7к (довольно высокий показатель. Рейтинг среднего игрока – 2000, у киберспортсменов – 7-8 тысяч – Cyber.sports.ru), а откалибровался я на 4,7к, когда рейтинг только ввели в Доту. Но я никогда не придавал значения обычным одиночным играм – мне не нравилась эта ругань из-за линии, эти нытики, дабл-миды с Тини и прочее. И я по максимуму играл инхаус-лиги, мелкие турниры, квалификации, наивно полагая, что я могу завести там знакомства и приблизиться к настоящей Доте. Но похоже, что заметят тебя только если ты будешь в топ-10 или хотя бы топ-25 лидербордов – и сейчас я буду работать над рейтингом. Да, я отстаю на многие тысячи, но все равно не сверну с пути к цели.
Алессандро, 35, Италия
Меня зовут Алессандро Пуччи. Я руковожу портовым терминалом в Риме, где принимают и отправляют в море автомобили. С 13 до 14:30 у меня обеденный перерыв – тогда я играю в Доту. Рабочий день заканчивается в шесть вечера, я иду домой и продолжаю играть. Иногда весь вечер. Иногда все выходные. Девушка ненавидит меня за это.
До 16 лет я был геймером. Играл в Diablo, Warhammer, Dungeon&Dragons, зависал в чатах, писал хакерские программы. Родители запретили все это – они хотели отправить меня к врачу лечиться от зависимости. Потом я встретил девушку и началась другая жизнь. В Италии все происходит на улицах. Клубы, рейв, секс, спорт, разбитые машины, наркотики, драки. Мафия контролирует все, но не как в сериалах – вы не видите ее, вы не слышите о ней. Это как церковь.
Я родился в маленьком городе возле Рима и начал работать в порту с 18 лет – здесь все крутится вокруг порта, это единственное рабочее место. Много работы тут только летом. Вне сезона я уезжал в другие страны. Год жил в Амстердаме – мрачный красивый город, старое и новое удивительно переплетено вместе. Правда, люди там говорят на смеси немецкого и английского и совсем не помогают тебе разобраться: я так и не смог понять этот язык. А еще там слишком много крэка. Слишком. Потом я прожил 2 года в Лондоне, 8 месяцев в Берлине. Ничего серьезного – работали с друзьями в барах, в ресторанах. Я не искал настоящую работу, просто веселился, узнавал новых людей. И после 20 вернулся в свой маленький город. Тут вообще-то все пытаются сбежать, найти что-то получше. Но, похоже, мир везде одинаковый. Если ты несчастен, тебе ничто не поможет, а счастливый человек счастлив везде.
В терминале я работаю уже 15 лет. Сначала я отдавался работе полностью, потом поругался с боссом. Взамен за труды – ничего. Теперь работаю по инерции, без всякого энтузиазма. Мой мозг сейчас полон стратегий, фишек, механик – вместо чисел и кодов, что я должен помнить по работе.
Дота вернула меня в мир игр в 2011-м. Я поздно ухожу спать, но без Доты тоже не могу уснуть. Это как наркотик. Возможно, мне нравится эта игра потому, что я закрываюсь в ней наедине со своим стрессом, своими порывами, стремлением к насилию и любви как в настоящем спорте. Возможно, я просто рад получить какое-то удовольствие, не потратив денег и не принимая наркотики. Возможно, дело в том, что за пределами Доты я не нахожу понимания. Так или иначе, я зависим от Доты.
Дота приносит мне те же эмоции, что раньше приносили наркотики и техно. Я как Питер Пен, пытаюсь спасти свою молодую душу. Стал бы я играть в нее, если бы мне было 20? Не знаю. Сейчас я бы отдал все за то, чтобы играть в Доту профессионально. Жить мечтой, зарабатывать страстью. Когда я был моложе, я не мог оставаться дома, я ненавидел сидеть дома. А сейчас мне не хочется выходить, ха-ха. Возможно, мое тело уже просто не то. На улице я попробовал все, что мог, и теперь все кажется скучным.
Пойти выпить в баре? Нет, спасибо, я лучше поиграю в Доту.
5...
4...
3...
2...
host pidоr
1...
идиллия!
Я бывший старкрафтер. Старший имеет привелегию - смотреть мультики или заставить меня играть в брудвор(раз в неделю). Доту детям не показываю - там слишком много всякой демонической символики, которую ребенок не должен воспринимать как данность. Сначала лучше пусть узнает что такое аббадон, умертвие и т.д. Чтобы воспринимал это именно как игру. Короче, дота лет с 13 минимум.
Младший, если палит меня за дотой - требует чтобы я играл жар-птицей.
Жена знала за кого выходит.