Заметки Погорского
Блог

История серии Assassin’s Creed: как Ubisoft монетизировала конец света и превратила «Ассасина» в конвейер

Третья часть масштабного экскурса от Стаса Погорского.

Assassin’s Creed – одна из крупнейших современных серий видеоигр и главный бренд Ubisoft: за 13 лет компания выпустила уже 12 частей (не считая спин-оффов), а общие продажи перевалили за 155 миллионов копий. Среди игровых франшиз «Ассасин» – одна из немногих, способных прожить так же долго, как и Call of Duty. То есть вечность.

Sports.ru продолжает рассказывать историю великой серии – предыдущую часть материала можно прочитать здесь.

Assassin’s Creed 3 научил Ubisoft делать большие игры часто и быстро

Судя по сюжету игры (о нем будет ниже, в спойлерном блоке), Assassin’s Creed изначально задумывалась трилогией – пока Ubisoft не увидела, насколько серия успешна.

Assassin’s Creed 3 начали делать еще в 2009 году, а к активной разработке приступили в феврале 2010-го – спустя всего полгода после выхода сиквела. Ubisoft уже тогда поняла, что единственный способ выпускать «Ассасинов» регулярно – создавать хотя бы две части серии параллельно усилиями разных команд. Получилось, что фанаты особо и не мучились в ожидании продолжения, ведь за время его разработки вышли большие Assassin’s Creed 2: Brotherhood и Revelations.

Так удалось выделить на разработку «тройки» 2,5 года – приемлемый по тем временам срок, но все равно недостаточный для настолько амбициозного проекта. Успели благодаря еще одной форме разделения труда: куски Assassin’s Creed 3 делали разные внутренние студии. Флагманская Ubisoft Montreal отвечала за основную кампанию, Ubisoft Quebec занималась второстепенными заданиями, а Ubisoft Singapore делала новую морскую часть. Все куски затем собрали в единую игру: если проходить ее не равномерно, а по «блокам», можно заметить отличия в геймплее и тональности.

Небольшая разрозненность финальной версии – скромная плата за релиз игры в срок, что для Ubisoft, конечно, важнее. Такой подход к разработке компания успешно практикует до сих пор. Это еще одна параллель с Call of Duty от Activision: сразу несколько внутренних студий компании работают над разными частями, чтобы шутер выходил ежегодно.

Начало игры затянули ради сюжетного твиста

На этот раз действие перенеслось в колониальную Америку XVIII века.

Тем, кто каким-то образом избежал рекламы игры, кампания уготовила действительно неожиданный сюрприз в самом начале. Главный герой первых нескольких часов – английский дворянин Хэйтем Кенуэй, которому нужно искать древний храм, устранять цели и заниматься другими довольно типичными для ассасина делами. Вот только в конце продолжительного пролога выяснится, что Кенуэй, вообще-то, тамплиер. Так сценаристы показали схожесть двух враждующих фракций.

Затем появляется настоящий протагонист – сын Хэйтема и индианки Гадзидзио из племени ганьягэха по имени Радунхагейду (для друзей, у которых от его имени ломается язык – Коннор). Он растет без отца и воспитывается как ассасин – сами понимаете, в чем будет основной конфликт игры.

Хотя с точки зрения сюжета вступление получилось уникальным, его часто относят к слабым сторонам Assassin’s Creed 3. Пока игрок вместе с Коннором учится важным механикам вроде охоты и лазанья по деревьям, игра остается довольно линейной. Неприятный контраст с предыдущими частями, где почти сразу можно исследовать большую карту и заниматься тем, чем хочется.

Коннор тоже понравился далеко не всем. Предыдущий протагонист, харизматичный и бойкий Эцио, подходил приключенческой серии куда больше, чем наивный и в то же время излишне серьезный Радунхайгейду. После многих лет в резервации он не сразу адаптируется к внешнему миру, не слишком разбирается в людях и толком не знает историю США.

Assassin’s Creed 3 – как плохой учебник по истории Америки XVIII века

Хоть Assassin’s Creed, как и Ubisoft в целом, логично считать в первую очередь французским проектом, основная аудитория серии – американцы. Поэтому хайпа вокруг и без того ожидаемого триквела добавил выбранный сеттинг. Разработчики выжали из него максимум, что даже навредило сценарию.

Как только Коннор покидает Фронтир и отправляется в народ (в игре есть Нью-Йорк, Бостон и другие локации), кампания превращается в исторический аттракцион. Разумеется, протагониста ждет личное знакомство с Джорджем Вашингтоном, а вместе с ним – участие во многих ключевых сражениях американских патриотов с английской армией. Битва при Банкер-Хилле, Сражение при Монмуте и другие – все они вписаны в сценарий с минимальным контекстом и показаны довольно поверхностно.

Если вы не знали историю этого периода Америки изначально, то игра вряд ли даст вам много полезной информации или поводов для размышления – слишком уж много всего здесь происходит со скоростью, не позволяющей вникнуть в суть.

Сюжет в настоящем паразитирует на истерии 2012-го

В триквеле сценаристы разыграли главный козырь сюжетной линии в отдаленном будущем (на момент выхода «тройки» – уже почти в настоящем).

В предыдущих частях выяснилось, что тамплиерская корпорация «Абстерго» создала прибор считывания генетической памяти «Анимус» для поиска могущественных артефактов древней расы Ису, а современные ассасины скопировали гаджет, чтобы предотвратить скорый апокалипсис – тоже с помощью технологий Ису.

В реальности 2012 год тоже прошел в истерии о конце света, якобы предначертанном календарем майя, пятая эра которого заканчивается 21 декабря 2012 года. Кто-то строил бункеры и закупался провизией, другие просто впали в отчаянье. В кино вышел фильм-катастрофа «2012» (и не только он), ну и Ubisoft посвятила предотвращению катаклизма всю игру. Которая, к слову, вышла 30 октября 2012-го – за полтора месяца до дня икс.

В Assassin’s Creed 3 угроза оказалась реальной: человечество вот-вот умрет от гигантской вспышки на Солнце. Оказалось, из-за этого тысячелетия назад вымерли и Ису: их цивилизация была достаточно развитой, чтобы остановить апокалипсис, но не успела из-за междоусобиц. Ассасины вместе с главным героем трилогии Дезмондом отправляются в храм предтечей, чтобы активировать спасительное устройство. Как раз для поиска ключа протагонист и погружается в воспоминания Коннора.

Финал, мягко говоря, не обрадовал фанатов: Дезмонду пришлось спасти мир ценой собственной жизни.

Паркур стал скучнее, но зато появилось мореплавание

Технически Assassin’s Creed 3 превосходил предыдущие игры и по общему уровню графики, и по анимациям, и по механикам – здесь, например, появились враги с мушкетами, от которых нужно уворачиваться или закрываться живыми щитами. В арсенале героя оказались не только мечи и скрытые клинки, но и томагавк, лук и улучшенный пистолет.

Правда, ключевая механика серии – паркур – заметно обнищала из-за сеттинга. Колониальная Америка практически целиком состоит из двух-трехэтажных зданий, не отличающихся архитектурной выразительностью – совсем не то же самое, что покорять величественные строения Италии эпохи Возрождения. Часто герой бегает даже не по крышам, а по подозрительно удобно расставленных деревьям – другого способа разнообразить паркур разработчики не нашли, да и его, наверное, не было.

Зато в Assassin’s Creed 3 появился новый тип геймплея, ставший частью формулы серии – мореплавание. Коннор управляет большим кораблем, участвует в морских сражениях и перемещается по карте по воде – огромный контраст с первой частью, где герой даже не умел плавать.

Больше половины контента – второстепенные активности

В «тройке» серия сделала большой шаг в сторону песочницы, где более чем достаточно занятий и вне основного сюжета.

По мере прохождения открываются три мини-игры: в одной нужно бросать мяч как можно ближе к снаряду оппонента, две другие – настольные игры шашечного типа, мельница и фанорона.

Помимо сбора коллекционных предметов и охоты при исследовании карты можно брать задания охотников, вступить в клуб авантюристов для расследования «сверхъестественных» явлений, выполнять просьбы рекрутов-ассасинов и принимать различные морские контракты.

Самая большая побочная активность связана с развитием усадьбы героя. В разных уголках Америки Коннор встречает людей, которых можно пригласить на свою территорию, а также выполнять их квесты: кому-то помочь со свадьбой, другим устроить похороны родственников и так далее. Из этих миниатюрных зарисовок складывается полноценная сюжетная линия со своими прописанными персонажами.

Некоторым развитие усадьбы показалось даже интереснее, чем основной сюжет – тем обиднее, что эту гигантскую часть Assassin’s Creed 3 многие вообще пропустили.

Получился хит – крупнейший для Ubisoft того времени

Assassin’s Creed 3 в среднем оценили ниже «двойки» и даже оригинальной игры, но на продажах это не сказалось. У финала трилогии было рекордное для серии количество предзаказов, а спустя месяц с небольшим Ubisoft отчиталась о 7 млн проданных копий – Assassin’s Creed 3 тогда стала самой быстро продающейся игрой в истории издателя.

На следующий год появилась информация о 12,5 млн проданных копий, с тех пор пор цифра, очевидно, увеличилась – как бы там ни было, это гигантский успех.

Assassin’s Creed III: Liberation – спин-офф немногим скромнее больших частей

Параллельно с масштабным триквелом небольшая студия Ubisoft Sofia сделала спин-офф серии, на этот раз для портативной PS Vita. В нем сюжет впервые обошелся без Дезмонда, лежащего в «Анимусе» – Abstergo начала выпускать «развлекательные опыты» на основе воспоминаний людей прошлого, доступные любому пользователю. То есть серия Assassin’s Creed дошла до мета-уровня, когда видеоигры, по сюжету, видеоиграми же и являются – на этой идее построят и сценарий следующей номерной игры.

В отличие от предыдущих портативных частей, Liberation точно передавала опыт полноценных игр серии и уступала им разве что графически. В 2014 году ее даже переиздали в улучшенном виде на больших платформах, сократив разницу еще сильнее.

Но отличилась игра в первую очередь тем, что здесь впервые был протагонист-женщина, француженка африканского происхождения Авелина. Она могла переключаться между тремя образами, которые отличались и внешне, и по геймплею. У ассасина был полный арсенал оружия, госпожу пропускали на охраняемые территории, а рабыня легко сливалась с толпой.

Если бы авторы уделили больше внимания сценарию и не полагались так сильно на наработки «тройки», возможно, Liberation даже стала бы хитом.

* * *

Assassin’s Creed 3 обернулся большим успехом Ubisoft, но дальше компании предстояло серьезное испытание. Нужно было продолжить серию-бестселлер, избавившись не только от привязки к месту и времени действия, но и от протагониста. И, конечно, сохранить многомиллионные продажи.

О том, как издатель справился с ситуацией, расскажем в следующей части материала.

20 главных игр 2021 года

ЛГБТ-героиню Mass Effect 2 сделали гетеро из-за консерваторов. Погорский рад, что BioWare исправилась

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные