Ноу Тайм
Блог

Как работает Valve: нет начальников, есть рейтинг сотрудников и столы на колесиках (это важно)

Нетрадиционная система.

На вопрос «Как работает Valve?» у многих наверняка напрашивается ответ: «А Valve вообще работает? Раз в год кейс в CS выпустить, ну и пару патчей для Доты – тоже мне труд». Конечно же, это преувеличение, хотя вопросов к разработчикам у каэсеров и дотеров достаточно. И большая часть из них – по делу.

Тем не менее, Valve работает: все-таки помимо CS и Доты есть Steam – «машина по печатанию денег», как выразился Gabe Follower. За машиной надо следить, вовремя чинить и апгрейдить. А вот как именно работает Valve – Крисс Братт с ютуб-канала People Make Games поговорил с 16 нынешними и бывшими сотрудниками компании и все узнал.

Все (за одним исключением) имена сотрудников Valve в тексте – вымышленные. Они давали интервью на условиях анонимности.

Поговорили с GabeFollower: Counter-Strike 2 не будет, Гейб ничего не решает, а Valve нужно меньше критиковать

В Valve нетрадиционная система: боссов нет, каждый выбирает сам, что хочет делать

В 2012 году слили официальный гайдбук Valve для новых сотрудников, а потом компания опубликовала его сама; там много любопытного, так что мы еще не раз обратимся к этой милой книжечке.

Один из главных постулатов внутреннего устройства Valve – отсутствие боссов. Все равны. А еще занимаются тем, чем хотят заниматься – никто не может настоять на выполнении определенной задачи. В гайдбуке сказано: «У нас есть основатель компании, он же президент, но даже он вам не начальник».

Когда можно делать все, зачастую не знаешь, что делать. Вопросы, которые предлагает задать Valve, чтобы это понять:

  • В каком из текущих проектов я буду наиболее полезен и над чем я смогу работать в нем?
  • Какой проект в наибольшей мере напрямую повлияет на наших потребителей? Насколько ценной будет для них моя работа?
  • Делает ли компания Valve все то, что ей следует делать?
  • Какие задачи самые интересные? От работы над какими задачами я получу удовольствие? В каких я смогу лучше всего реализовать свои сильные стороны?

У столов, за которыми сидят сотрудники Valve, есть колесики. Это и символическое, и фактическое напоминание: в любой момент можно взять и переместиться в другое место. Чтобы заниматься другим проектами. Более интересным для конкретного человека. Хотя изначально система была классической: «Я был сторонником идеи «Один сотрудник – один кабинет». Но получалось так, что люди ходили к друг другу или вообще собирались в конференц-зале, а их кабинеты пустовали. И я тогда понял, что они приняли верное решение. А моя идея с офисами снижала их продуктивность», – говорил сам Гейб.

Не находите, что в Valve какая-то сверхсвобода? Это ведь не стартап из пяти человек, а огромная компания с сотрудниками не только в офисе в Сиэтле, но и по всему миру. Отказываться от руководителей как минимум рискованно: банально удобнее контролировать процессы, когда за каждой командой стоит тимллид.

И вот тимлиды у Valve-таки есть. Гайдбук объясняет их роль так: «Довольно часто в группе, занимающейся тем или иным проектом, появляется «лидер». Этот человек выполняет функцию, которая отличается от традиционной роли руководителя. Чаще всего он просто доносит нужную информацию до других членов группы. Лидер рабочей группы удерживает в голове сразу всю информацию о проекте, и другие члены группы могут использовать его в качестве информационного ресурса, по которому проверяется правильность принимаемых решений. Лидер помогает рабочей группе и является ее центром».

Бывший сотрудник Valve Майкл рассказал о минусах такого управленческого подхода: «Это неправда, что в Valve нет менеджмента. Там просто нет классического менеджмента. Но есть небольшая группа людей: они – прирожденные управленцы. Есть люди, который фактически занимают эту должность, но не очень хорошо справляются».

Чаще всего тимлидами крупных проектов становятся сотрудники, которые давно работают в Valve. Их статус как самых главных нигде не закреплен, но все понимают, что условный Джон, пришедший в компанию десять лет назад, отвечает за перенос CS:GO на Source 2.

Джерри Эллсворт, работавшая в Valve над Steam и Half-Life, рассказала, что в Valve все-таки есть начальники: «В компании существует скрытая управленческая структура, и это было очень похоже на старшую школу. Есть популярные ребята, которые завладели авторитетом в компании, а есть те, кто создает проблемы, но они лишь хотят сделать лучше».

Как Valve нанимает cотрудников

«Найм новых сотрудников – самое важное во вселенной», – иронично, но серьезно рассказывает гайдбук. Зачем в руководстве для новичков отдельная глава про то, кого берут на работу в Valve? Да потому что в процессе найма эти новички тоже участвуют:

«Когда вы новичок в Valve, очень важно начать участвовать в собеседованиях. Держитесь людей, которые занимаются этим уже давно. В некотором смысле наши собеседования похожи на те, что проводятся в других компаниях, но у нас есть свой взгляд на этот процесс. И чтобы ему научиться, важна практика».

Три вопроса, которыми задаются в Valve, когда берут людей на работу:

1. Хотел бы я, чтобы этот человек был моим начальником?

2. Многому ли он меня научит?

3. Что будет, если этот человек будет работать у конкурентов?

Valve почти всегда берет на работу только опытных претендентов. И ищет и ценит людей, которые соответствуют т-образной модели – ее придумали в самой компании.

Суть: «Такие люди являются одновременно и специалистами широкого профиля (разбираются сразу в нескольких основных областях – горизонтальная перекладина буквы «Т»), и узконаправленными специалистами (в своей отрасли они лучшие из лучших – вертикальная перекладина буквы «Т»)». Грубо говоря: нужно знать по чуть-чуть обо всем и быть топовым специалистом в одной области.

Крис Братт отметил, что в Valve преимущественно работают белые мужчины. «Представьте, что вы занимаете лидирующие позиции с нулевых. И все это время вы были ответственны лишь перед своими коллегами, которые выглядят и думают так же. И вы зарабатывали о-о-очень большие деньги. Вы становитесь невероятно консервативным», – делилась мнением бывшая сотрудница Valve Клара.

В компании нет расистских, сексистких или гомобофных настроений. Но, например, во время пика активности движения Black Lives Matters среди сотрудников возникли разногласия: часть сотрудников хотела услышать публичную позицию компанию, часть считала, что это не дело Valve.

В Valve есть рейтинг сотрудников. И непонятная система увольнений

В Valve есть две системы оценивая сотрудников: классическое ревью и рейтинг (или ранжирование, как написано в русскоязычной версии гайдбука).

С ревью все понятно: раз в год каждый сотрудник дает фидбэк по всем, с кем работал. Этот фидбэк доходит до всех анонимно.

А вот с рейтингом гораздо интереснее. Сотрудников делят на большие группы – по глобальным проектам, над которыми они работают. И каждый человек должен оценить коллег по четырем критериям:

  • Профессиональный уровень/ Технические навыки.
  • Продуктивность/ результативность работы.
  • Роль в команде.
  • Вклад в разработку продукта.

На основе оценок и составляется рейтинг сотрудников. Те, кто оказался внизу, наиболее подвержены увольнению. А это еще один отдельный и не донца понятный процесс: если нет главных, кто наделен властью уволить человека? Не Гейб же этим занимается.

«Ты никогда не убедишь человека, что он заслуживает увольнения. Вы садитесь с ним и разговариваете: «Есть проблема, но я не скажу тебе, как ее решить. Ты взрослый человек, и это твоя работа. Но я всегда буду рад помочь». Сложность заключается в том, что тут нет одного руководителя, поэтому этот человек не может вернуться ко мне спустя время и спросить: «Я достаточно хорош?» – рассказывал бывший сотрудник Valve Фрэнк.

Сотрудники Valve, видимо, тоже не совсем понимают систему увольнений, поэтому опасаются за свое место. «Даже те, кого я считала очень ценными для компании, всегда думали: «А меня уволят?» Люди в Valve не чувствуют себя в безопасности. Думаю, это организационная проблема», – вспоминала бывшая сотрудница Valve Кейт.

Гайдбук гласит, что из Valve никогда не увольняют за ошибки. Даже за такие, которые стоили компании репутации и денег. Да и вообще, фейлы – отличный способ переосмыслить свои идеи и понять, что пошло не так.

Что Valve не умеет?

Под конец гайдбука Valve открыто признается в минусах организационной системы компании. Итак, в чем Valve не сильна (ну или не была сильна – за 10 лет все могло измениться, конечно):

  • Помощь новичкам в поиске собственного пути. Мы написали эту книгу в помощь нашим сотрудникам, но, как мы уже говорили, это всего лишь книга.
  • Наставничество. Слабая сторона нашей организации заключается в том, что нам пока не удается не просто помогать новичкам освоиться в компании, но и активно помогать сотрудникам расти в областях, в которых они больше всего нуждаются в помощи. Отзывы коллег являются хорошим подспорьем, но этого недостаточно.
  • Распространение информации в компании.
  • Поиск и прием на работу специалистов в совершенно новых сферах (экономисты, промышленные дизайнеры).
  • Составление прогнозов на период, превышающий несколько месяцев.

Также компания призналась, что из-за нетипичного подхода к организации работы в Valve не приходят талантливые люди, привыкшие к чему-то более традиционному. Но это не повод менять саму идеологию.

Лучшие посты о CS:GO – у нас

История Сobblestone – мертвой карты, которую обожали все

«Один фанат кричит: «Чоппер, ты красавчик». Следующий орет: «Фак ю». Большое интервью с Чоппером – о мейджорах и пути к капитанству

Денег у Faze не хватит и на год. Клуб обманывал фанатов, а теперь боится банкротства

«От него было мало пользы». Кейн попал в топ-клуб по дружбе, выиграл мейджор и исчез после NAVI

У этого каэсера самая низкая сенса – 0,51! Он водит мышкой по всему столу

«Деда кикнул, а теперь посты с ним пилит» – как Эдварда убирали из NAVI. И при чем тут Симпл

Кажется, Монеси знает CS лучше самих разработчиков. 5 примеров

«Не хочу давать советы. Хотя дам». Интервью с Jerry обо всем

Новые пушки
11%
Sniper Elite 5
Современный античит
27%
ESEA
Улучшенная графика
19%
Call of Duty: Black Ops Cold War
Новая физика гранат
4%
Worms Rumble
Система tickless
12%
Source 2
Переработанная система званий
15%
FACEIT
Новые карты
4%
Cities: Skylines
Сюжетная кампания
8%
Counter-Strike: Condition Zero
7 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Короче, резюмируем. Вся эта фигня про "нет начальников" - для ньюфагов, на 2-3 года отвлечь человека хватит. Отсутствие внятных указаний, критериев успешности и условий для наказаний - компания снимает с себя максимум ответственности, перекладывая ее на сотрудников. При этом в компании есть и наказания, и критерии оценки успешности - просто мы вам о них не скажем, чтобы вы в любой ситуации требовали от себя неадекватный максимум и были тревожны, и для того чтобы при необходимости легко можно было уволить или повысить кого угодно.
Типичная современная система - если обернуть кнут розовой бумагой и посыпать блестками, люди могут не заметить, что он стал длиннее и тяжелее.
+5
0
+5
Есть ещё детали. Одна из основ этого рейтинга — как твоя идея принесла деньги. Если никак, то ты по сути уволен. По этой причине в играх много лутбоксов, но нет свежих разработок, вроде разработки Сурс 2, которую пилили 10 лет или игр вроде ХЛ или Портала. Андерлордс просто не придумали как адекватно монетизировать, поэтому на него просто забили. По слухам, Сурс 2 начали добивать из-за прямого вмешательства Гейба. Команд, которые работали над движком, уволили настолько много, что там уже сложно разобрать что к чему и в чём его проблемы. Поэтому добивали в обход этого рейтинга.
+2
0
+2
Ответ k23_reality
Короче, резюмируем. Вся эта фигня про "нет начальников" - для ньюфагов, на 2-3 года отвлечь человека хватит. Отсутствие внятных указаний, критериев успешности и условий для наказаний - компания снимает с себя максимум ответственности, перекладывая ее на сотрудников. При этом в компании есть и наказания, и критерии оценки успешности - просто мы вам о них не скажем, чтобы вы в любой ситуации требовали от себя неадекватный максимум и были тревожны, и для того чтобы при необходимости легко можно было уволить или повысить кого угодно. Типичная современная система - если обернуть кнут розовой бумагой и посыпать блестками, люди могут не заметить, что он стал длиннее и тяжелее.
Хм, так все не совсем так. У компании безусловно есть система наказания и цели, НО она ждет от сотрудников, что они сами будут понимать что хочет компания и проявлять инициативу. История созданию "Алюкс" - чуваки несколько лет брейнштормили, потом подумали а нам хочется попробовать сделать что-то для ВР. Компания все согласовала потому что выгодна продвигать ВР систему. Ну и ребята начали делать игру.
На каждого чувака, кто не понимает как в такой экосистеме работать (я бы не понимал) приходится такой же для которого такая свобода - манна небесная и он готов творить.
По поводу тревожности у Валв очень низкая текучка кадров, в такой конкурентной индустрие, где кадры решают все - это показатель того, что сотрудникам супер комфортно.
0
0
0
Хм, так все не совсем так. У компании безусловно есть система наказания и цели, НО она ждет от сотрудников, что они сами будут понимать что хочет компания и проявлять инициативу. История созданию "Алюкс" - чуваки несколько лет брейнштормили, потом подумали а нам хочется попробовать сделать что-то для ВР. Компания все согласовала потому что выгодна продвигать ВР систему. Ну и ребята начали делать игру. На каждого чувака, кто не понимает как в такой экосистеме работать (я бы не понимал) приходится такой же для которого такая свобода - манна небесная и он готов творить. По поводу тревожности у Валв очень низкая текучка кадров, в такой конкурентной индустрие, где кадры решают все - это показатель того, что сотрудникам супер комфортно.
откуда инфа про низкую текучку кадров?
0
0
0
Ответ Че Рёжа
откуда инфа про низкую текучку кадров?
Хм, ну 1. Там люди работают десятилетиями. 2. Нет громких скандалов с массовыми уходами/увольнениями.
Ну и производное у них оч маленький штат для такой большой компании.
0
0
0
Хм, так все не совсем так. У компании безусловно есть система наказания и цели, НО она ждет от сотрудников, что они сами будут понимать что хочет компания и проявлять инициативу. История созданию "Алюкс" - чуваки несколько лет брейнштормили, потом подумали а нам хочется попробовать сделать что-то для ВР. Компания все согласовала потому что выгодна продвигать ВР систему. Ну и ребята начали делать игру. На каждого чувака, кто не понимает как в такой экосистеме работать (я бы не понимал) приходится такой же для которого такая свобода - манна небесная и он готов творить. По поводу тревожности у Валв очень низкая текучка кадров, в такой конкурентной индустрие, где кадры решают все - это показатель того, что сотрудникам супер комфортно.
Насчет текучки слышал ровно обратное. Но вообще, я понимаю что такая система жизнеспособна. Другое дело, что когда, условный инженер, парится о прибыли - это отрицательно влияет на качество изделия. Порочный подход для производственной компании( а это именно она).
0
0
0
Ответ k23_reality
Насчет текучки слышал ровно обратное. Но вообще, я понимаю что такая система жизнеспособна. Другое дело, что когда, условный инженер, парится о прибыли - это отрицательно влияет на качество изделия. Порочный подход для производственной компании( а это именно она).
Хм, ну с одной стороны - да, производственная. С другой Валв это конечно такой довольно уникальный случай. Где ты либо - часть команды-часть корабля, либо идешь в нормальную компанию. Я не особо фанат Валв но кажется эффективность в данном конкретном случаи они доказали
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий