Ноу Тайм
Блог

5 главных проблем киберспорта в CS:GO

Киберспорт — стремительно развивающаяся индустрия. Инвесторы охотно вкладывают свои деньги, количество турниров увеличивается, а размер призовых растет.

Существует множество киберспортивных дисциплин. CS:GO — одна из основных и самых популярных. Но сегодня мы не будем говорить о том, как шутер от Valve прошел свой путь становления в киберспорте от подвалов до огромных стадионов. Мы разберем проблемы, которые тормозят развитие CS:GO сцены.

Аномальное количество турниров

Оказывается, большое количество турниров не такой уж и плюс. Игроки — не роботы. Они тоже устают. Всего в году есть два официальных перерыва, согласованных тир-1 командами, турнирными операторами и CSPPA (ассоциация профессиональных игроков): по месяцу зимой и летом. Всё остальное время команды играют, а в краткосрочные промежутки между турнирами — тренируются.

Чтобы понять глубину проблемы, достаточно взглянуть на расписание текущего сезона в CS:GO. ESL Pro League Season 14 проходит с 16 августа по 12 сентября. Через три дня после ее окончания стартует BLAST Premier Fall Groups 2021, который завершится 26 сентября. И уже спустя два дня начинаются РМР-турниры для Европы и СНГ. В таком плотном графике команды играют почти полгода.

Чем чревато столь обильное количество ивентов? Если постоянно играть официальные матчи — не остается времени для тренировок. Отсутствие тренировок — снижение уровня игры. Соответственно, команды вынуждены пропускать некоторые турниры. Но каждый турнир — это возможность набрать очки для рейтинга HLTV или ESL, отобраться на следующую стадию (BLAST) или в конце концов — побороться за Intel Grand Slam. Получается такой замкнутый круг, в котором командам приходится выбирать меньшее из зол. Потерять потенциальные очки и пропустить турнир или всё же выступить на чемпионате в ущерб тренировочному процессу. Страдает и зритель. Смотреть за противостоянием условных NAVI и Gambit каждую неделю со временем наскучивает.

Не стоит забывать, что онлайн-эра немного решила эту проблему. Когда полноценно вернуться LAN-ивенты, командам предстоит постоянно перемещаться из одного места в другое. Именно по этой причине экс-капитан Team Vitality Алекс ALEX МакМикин ушел из команды в начале прошлого года — он устал от бесконечных перелетов и путешествий.

Ужасы тир-2/3 cцены

C момента «перформанса» украинской команды Akuma на EPIC League CIS 2021 прошло три месяца. Сначала малоизвестный состав преодолел открытые квалификации на СНГ РМР. На самом турнире сенсационно занял третье место, по пути всухую обыграв NAVI и Virtus.pro.

После неожиданных побед над грандами СНГ CS:GO в комьюнити появились сомнения относительно честности игроков Akuma. Многочисленные подозрительные моменты эти сомнения только подкрепили. Говорят, что у игроков был доступ к лайв-информации о местонахождении соперников.

«Я думаю, Аkuma играл нечестно», — Андрей B1ad3 Городенский

Крайне успешное выступление Аkuma на РМРе заинтересовала ESIC (Комиссия по добросовестности в киберспорте). Комиссия запустила расследование, в ходе которого выяснилось, что бывший CЕО организации, за которую выступали некоторые игроки Akuma, делал ставки на матчи собственной команды. Также ESIC рекомендовала турнирным операторам не приглашать Акуму на свои чемпионаты. Однако на самих игроков представители ESIC пока ничего не нашли. Но этот случай заставил обратить внимание людей на тир-2/3 сцену и все те ужасы, которые происходят там с завидной регулярностью.

Получение доступа к лайв-информации — новый уровень махинаций в CS:GO. Хочется верить, что подобное случается не часто.

«322» или подставной матч — распространенное явление в низах киберспорта. Часто игроки, которые получают небольшую зарплату или вовсе не имеют контрактов, готовы пойти на крайние меры.

Как это работает? Команде предлагают «слить» матч и получить за это деньги. Тот, кто в этом заинтересован, делает ставки на этот матч, ведь он заранее знает исход встречи. Получается, что в плюсе и игроки, и «заказчик». Существуют даже целые турниры, в которых всё происходит как по сценарию.

С этим пытаются бороться. По словам представителя букмекерской компании LOOT.BET, основной индикатор «нечестного» матча — резкий взлет коэффициентов:

«У всех букмекеров более-менее одинаковый подход к формированию линий и расчету коэффициентов. И если у какой-то конторы коэффициенты вдруг «перевернулись» в пользу слабой стороны перед стартом игры, то это почти наверняка индикатор незаконных махинаций».

Однако полностью искоренить договорные матчи очень сложно. В азиатском CS:GO вообще царит своя атмосфера — там игроки даже не пытаются «не палиться».

Агрессивный нейминг

Террористы, взрыв бомбы, убийство, гранаты — без помощи этих слов и словосочетаний вряд ли получится описать суть CS:GO. Модельки персонажей игры соответствуют реальным прототипам спецподразделений и группировок. А еще в игре есть кровь. Всё это делает CS:GO максимально непривлекательной для компаний, которые хотя вложиться во что-то новое и интересное.

Президент международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах прямо говорят о причине, почему игры наподобие CS:GO не будут включены в программу Олимпийских игр:

«Мы не можем включить в программу Олимпийских игр то, что пропагандирует насилие и дискриминацию. Это я о так называемых шутерах. Если в киберспорте нужно кого-то убивать, то его не может быть в Олимпийских играх».

Конечно, при разработке шутера невозможно избежать моментов, которые трактуются как «пропаганда насилия и дискриминации». Тем не менее Riot Games попыталась максимально сгладить углы, и на выходе мы получили вполне «безобидный» продукт.

В VALORANT все персонажи вымышлены. Вместо террористов и контр-террористов сторона нападения и защиты. Вместо бомбы — футуристичный «Спайк». Гранаты в VALORANT тоже есть, но они замаскированы под способности «агентов». Благодаря более нейтральному неймингу, VALORANT в перспективе ждет очень светлое будущее.

В целом, разработчикам CS:GO ничего не мешает придумать новые названия для команд, бомбы и гранат. Ну а пока этого не произошло, придется мириться с тем, что некоторые крупные организации даже не посмотрят в сторону шутера от Valve.

Cкандалы, интриги, расследования

В сентябре прошлого года ESIC забанила 37 тренеров за использование бага с камерой, с помощью которого наставники команд спавнились в рандомных позициях на карте. Игроков трогать не стали — было очень трудно доказать их причастность. Однако недавно это помог осуществить Николай HUNDEN Петерсен, который, будучи тренером Heroic, передавал конфиденциальную информацию другой команде. 30-летний датчанин отхватил двухгодичный бан и напоследок решил вскрыть все карты. HUNDEN обвинил игроков в том, что они знали о существовании бага. И вот как на это отреагировал Финн karrigan Андерсен:

«Если игроки действительно помогали тренеру активировать баг, то это настоящий позор для того, частью чего я являюсь уже 20 лет. Я буду чувствовать себя отвратительно, если это окажется правдой».

Баг с камерой — в прошлом году, Akuma на РМРе и война Хундена с Heroic — в этом. Подобные инциденты вредят имиджу CS:GO и обрывают на корню все разговоры о профессионализме и стремлении стать большим спортом.

Киберспорт в CS:GО строился энтузиастами, на общественных началах. Когда хобби миллионов стало чем-то бОльшим, появилось возможно сделать из этого нечто грандиозное. Но теперь сцена погрязла в бесконечных скандалах, лжи и лицемерии.

Если бы не внутренние разногласия Хундена с Heroic, мы вряд ли узнали бы об остальных деталях «тренерского дела», в том числе о потенциальной вовлеченности игроков. Страшно представить, сколько подобных вещей происходит за кулисами и остается не замеченными для сообщества.

Безразличие Valve

Решить все проблемы, описанные выше — дело нелегкое. Помочь в этом может Valve. Но, кажется, компании вообще нет дела до развития киберспорта. А когда Valve вносит изменения, которые влияют на киберспорт, хочется задаться вопросом: «Почему они до сих пор не наняли человека, который в этом понимает?»

После скандала с тренерским багом Valve решила наказать провинившихся. Тренеры получили бан на участие в мейджорах. Для некоторых блокировка стала пожизненной. К Vаlve поступали сообщения о существовании бага еще в 2015-м, но в пресс-релизе от 9 сентября 2020 года компания заявила, что узнала об этом недавно. А еще запретила тренерам находиться в тимспике своих команд во время матчей на РМР-турнирах. Этот пример отлично показывает, как Valve «рулит» киберспортом в CS:GO.

Valve практически никак не взаимодействует с комьюнити, в том числе с киберспортивным. Все вопросы чаще всего остаются без ответов, а если Valve делает что-то хорошее — это большой праздник и удача, а не закономерность. Люди слишком сильно любят эту игру, чтобы бросать ее из-за недальновидных решений разработчика. Но терпение людей не бесконечно: в один момент Valve может потерять значительную часть аудитории. Если не принять меры, пользователи перейдут в игры-конкуренты, а новички в мире гейминга даже не узнают о CS:GO.

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные