Блог Ни слова про Гвинт
Трибуна

AAA-игра по Tower Defense может перевернуть жанр стратегий. Разработчикам лишь надо на это решиться

От редакции. Вы находитесь в блоге «Ни слова про Гвинт», автор которого пишет про знаменитые и любимые игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!

* * *

За месивом из бесконечных шутеров, симуляторов выживания и MOBA-игр легко забыть о других жанрах. Наверняка многие прекрасно понимают, что такое Tower Defense (она же Башенная защита) – скорее всего, играли на телефонах или в детстве. Проблема в том, что это никогда не перерастало в нечто большее. И не могло: за все время так и не вышло ни одной AAA-игры в этом уникальном жанре. Зря.

Неужели совсем ничего не выходило?

Tower Defense дебютировал еще в прошлом веке. Полчища врагов, идущих по лабиринту и уничтожающихся при помощи разнообразных башен – классическая схема этого жанра. Многие современные и уважаемые Tower Defense (Master of Defense, Kingdom Rush и Defense Grid) напрямую заимствовали эту модель, внося лишь косметические правки. Эти игры были хороши, при этом не получили известности для широкой аудитории. Вероятно, и не были должны, поскольку представляли собой стратегии для ценителей этого ответвления.

В Fortnite случился всемирный потоп – теперь остров постоянно тонет

Были и другие. Перечислять всех не имеет смысла, хочется остановится лишь на 2 выдающихся играх, показавших потенциал Tower Defense – стоило лишь приложить усилие и добавить немного оригинальности.

Первая из них – Plants vs. Zombies, ставшая классикой чуть ли не в год выхода. PopCap Games и до этого делали примечательные игры, но здесь, кажется, окончательно превзошли себя. Не знаю, насколько нужно быть увлеченными идеей и чувствовать аудиторию, чтобы выпустить полноценную 2D-игру в 2009 году (без какого либо ощущения вторичности, как это было, например, с Fallout Shelter).

Plants vs. Zombies является вполне типичной Tower Defense. Ее самое заметное отличие заключается в линейности: враги (в данном случае зомби) наступают не по лабиринтам, а с одной стороны в несколько линий. Соответственно, «башни» располагаются на пути врагов и могут ими уничтожаться, что игра умело использует. Все это дополняет гармоничная стилизация – происходящему веришь, насколько это возможно.

Игра сохранила аудиторию и к настоящему времени. Удивительно, но в последние годы статистически регистрируется рост онлайна (по крайней мере, в Steam).

Многие думают, что величающей ошибкой EA стал выпуск ME: Andromeda и Anthem в промежутке менее 2 лет, похоронивший оба проекта. Если разобраться, куда чудовищней стало паразитирование на успешном бренде Plants vs. Zombies: по ней было выпущено 3 (!) шутера, получивших умеренные отзывы и не снискавших популярности у игроков. И ни одной попытки рискнуть, сделав крупный проект в неизведанном жанре (продолжения выходили только на мобильных платформах).

Между тем актуальная игра шутерной серии, которая называется «Битва за Нейборвиль», имеет гораздо более низкий онлайн и уважение игроков, чем оригинал, что показал последний релиз EA в Steam. Игра-жвачка, созданная на пару лет ради получения прибыли, оказалась для американской корпорации гораздо важнее творчества и прогресса.

Вторая популярная игра в жанре Tower Defense совместила механики «башен» и шутера, подарив игрокам не только непревзойденный опыт, но и долгожданный новый взгляд на давно известные вещи. Речь, конечно же, про Sanctum 2 – она гораздо более глубока, чем может показаться на первый взгляд.

Игра доказала, что Tower Defense может быть каким угодно, стоит лишь иметь талант к игростроению и фантазию.

В Sanctum 2 в равной степени сочетаются сразу 3 субстанции: это не только стратегия про «башни», ставшая намного сложнее благодаря требованиям шутерной механики, но и co-op – игра, дающая возможность и стимулирующая играть вместе с другими игроками, заметно повышая ваши шансы пережить все волны и пройти уровень до конца. Все это закрепляется уникальной для этого жанра графикой, не сделанной на коленке.

Если вы когда-то не решились купить Sanctum 2 на распродаже, то этим летом, скорее всего, будет последний шанс получить эти непередаваемые эмоции. Несмотря на стабильную и стойкую аудиторию, игра 2013 года постепенно устаревает и не может оставаться на плаву вечно.

Немного иронично, что фактический успех и любовь как критиков, так и геймеров к игре переросли в Goat Simulator, а не в дальнейшее продолжение серии, уже показавшей заметный прогресс после 1 части и, казалось бы, имеющей прекрасную базу для роста в нечто большее. Широкая аудитория выбрала игру, в которой не нужно думать – против такого аргумента ничего не попишешь. Справедливости ради нужно заметить, что Coffee Stain Studios не отказались от своих принципов и выпустили потрясающую Satisfactory – одну из лучших современных стратегий, существующих на рынке. Может, однажды они вернутся к истокам?

Очаровательный косплей по «Ведьмаку»: Трисс помогает Цири стать императрицей

Какой могла бы быть современная Tower Defense?

Если обратить внимание на корни Башенной защиты, то вы увидите ее главный принцип – защиту тыла, прорыв к которой означает поражение. Концепции Tower Defense проявляются в разных жанрах, что доказывает: сделать высокобюджетную игру в этом жанре реально. Больше всего таковых идей обнаруживается в военных стратегиях (Men of War, Sudden Strike и т.д.), имеющих «миссии обороны». Впрочем, прорыв обороны не является антиподом: термин Tower Offense в широком понимании применим даже к одиночным шутерам с открытым миром, а уж к коридорным – тем более.

Сама идея защиты чего-то ценного может приобрести любую оболочку: обжиться графикой и стать широкой трактовкой Tower Offense, не имеющей конкурентов (и потеснив тем самым слегка заскучавший рынок стратегий в целом); выдающимся кооперативным шутером с элементами стратегии, логически объясняющим постройку «башен» и имеющим богатую вселенную; и, наконец, чем-то совершенно новым, настоящим переосмыслением жанра по ряду характеристик (ярким примером того, как это работает, служат «королевские битвы», отколовшиеся от шутеров и взорвавшие геймерское сообщество в 2010-х).

Вопрос лишь в том, пойдут ли на это крупные компании, ныне все реже готовые рисковать. В ином случае Tower Defense так и останется на попечении не изобилующих лоском инди-студий. А может забудется навсегда.

Иллюстрации: Steam/ovmise, renfield, DeusCrusader/, Garden Warfare, Far Cry 4.

5 сюжетных ошибок «Ведьмака 3»

🎮 Лучшая игра PlayStation 4: 20 млн копий, первую идею забраковал голливудский режиссер, скоро сериал от HBO

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья