Выход новых фильмов – больше не праздник и даже не событие
Погорский о новом восприятии кино.
Несколько лет назад, до того, как пандемия коронавируса уничтожила наш мир в привычном понимании, я посещал кинотеатры с частотой, с которой прилежные католики ходят в церковь – каждую неделю, а иногда и чаще. Было нечто особенное в том, чтобы приходить в зал и на полтора-два часа погружаться в чужую историю в темноте, а затем возвращаться в реальный мир, на свет. Конечно, во многом это личный обряд, но отдельным опытом становился просмотр новых блокбастеров. Пойти на новых «Мстителей» или, например, «Интерстеллар» в первые дни проката – все равно что заглянуть на метафизическую поп-культурную вечеринку мирового масштаба. Ты не просто посмотрел фильм, но и влился в глобальное обсуждение культурного явления. Вне зависимости от того, оказался ли блокбастер хорошим или плохим, ты ощущал пьянящее чувство причастности к чему-то больше тебя, твоего города и даже твоего континента.
С тех пор для меня все глобально изменилось как минимум дважды. Сейчас у меня все еще есть возможность ходить в кино на новинки в день мировой премьеры – потому что я сам нахожусь в другом месте. Вот только опыт просмотра все равно другой – и дело совсем не в том, что в кинотеатре я теперь безальтернативно слышу англоязычную речь актеров без субтитров. Пропала та самая социальная составляющая киносмотров, которая раньше добавляла красок и контекста любой новинке. Теперь я смотрю фильмы для себя. Я ощущаю себя одиноким – это нелепо и странно, но иначе не сказать.
Когда пришел на «Индиану Джонс» в пустой IMAX-зал.
Такое состояние я в полной мере ощутил только этим летом. Главной причиной его возникновения – среди тех, о которых может писать автор российского издания – стали санкции крупнейших киностудий Голливуда. Как вы знаете, весной 2022-го в Россию перестали отправлять большинство новинок американского кинопроката. Однако к тому моменту, когда мы вообще были в состоянии думать о походе в кинотеатры, возникла странная схема параллельного импорта: окольными путями фильмы все-таки попадали на российские большие экраны. Да, с небольшой задержкой и меньшим охватом – но в целом будто бы «как раньше». Поэтому когда я смотрел, скажем, «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» вне России, то знал, что через неделю-две смогу поспорить о фильме с друзьями из России. Чувство причастности дало трещину, но сохранилось.
Так было до июня-июля. Волшебный параллельный импорт, позволявший россиянам смотреть голливудские блокбастеры практически одновременно с миром, превратился в тыкву. Я все еще смотрел «Флэша» и «Индиану Джонса» в первые дни проката, но лишился возможности обсуждать их в привычных кругах. Конечно, я все равно продолжил делиться мнениями о фильме – в рецензиях на Кибере и в чатах, – но теперь я ощущал себя бабушкой из моего любимого мема, которой улыбчиво кивают и отвечают: «Конечно-конечно, бабуля, пойдем уложим тебя спать». Потому что для этих людей я рассказываю о каких-то небылицах, которые появятся в их жизни в лучшем случае спустя пару месяцев.
Как я ощущаю себя, выпуская рецензии на новые фильмы.
Странный момент в том, что восприятие мной самих фильмов как художественных произведений не изменилось. У меня все еще на пару недель пропала воля к жизни после отвратительных новых «Трансформеров», я все еще пришел в полный восторг от умной и смешной «Барби». Но теперь мне не с кем разделить эти сантименты в осмысленной манере. Когда мои русскоязычные знакомые посмотрят «Барби», для меня этот фильм уже станет прекрасным, но далеким воспоминанием. И, судя по всему, в будущем положение дел сохранится.
Конечно, посвящать целую колонку чувству причастности от просмотра фильмов – это «проблемы первого мира», учитывая нашу реальность. Я это понимаю. Но поскольку моя профессия связана с обсуждением игровых и кино- индустрий, мне хотелось зафиксировать это неочевидное, но значимое изменение в культуре потребления медиа.
Кажется, и для россиян – тех, кто все еще живет в России – это явление тоже будет ощущаться все сильнее. Представьте себе: почти во всем мире выходит «Мстители: Война бесконечности», а вы получаете возможность посмотреть фильм только спустя 2-3 месяца. Когда интернет уже утонет в мемах про щелчок Таноса и откровенных спойлерах, возможно, одного из самых культурно значимых кино современности. Каково это? Вероятно, узнаем в ближайшем будущем.
Это вообще твоя главная проблема, судя по предыдущему тексту: ты слишком умён, чтобы быть счастливым, и слишком туп, чтобы быть счастливым. Ну то есть ты можешь насладиться фильмом, но наслаждаешься дерьмом уровня Барби, считая его умным фильмом. Лень развивать мысль.
Я думаю россиянам тоже очень тяжело, что они не смогут обсудить с вами эти и новые фильмы. Но вы держитесь
Я тебе прочитал Есенина,
А ты, усмехнувшись немножко,
Быстро брассом к дальней дорожке.
А потом я подсел к тебе в плавках
Прям на мокрую длинную лавку.
И читал долго, нежно так Лорку,
Все вдыхая с воздухом хлорку.
Но и тут ты меня озадачила
И границы свои обозначила.
Как же сделать тебя мне податливой?
Может, текстом великого автора?
Предвкушаю забавы я плотские
И читаю на ушко Погорского.
Тебя рвет прямо в воду, из носа кровь.
Так от Стаса погибла моя любовь.
Разбил лицо фейспалмом, поставил синяки на оба глаза, и дальше читать не смог. Хорошо, что умею печатать вслепую.
И вообще, я вот уже три идеи вам на блюдечке принес, а редакции плевать:
- Погорский AI
- Конкурс стихов про тексты Стаса
- Тематические интеграции душевных излияний Стаса с сервисами психологической помощи
Когда работать начнем, товарищи?
Вспоминая Погорского Стаса.
Осознание горячит кровь:
Только Стас – твоя страсть и любовь.
Я и до санкций много лет назад стал всё реже и реже ходить в кино. И дело тут вот в чём:
1) Бескультурье посетителей.
В 9 походах из 10, было хоть что-то из следующего списка: разговоры по телефону и т.п., сёрбанье газировкой, что-то у кого-то постоянно падает на пол с грохотом, кто-то обязательно пару раз пройдёт перед экраном, кто-то вслух начнёт обсуждать происходящее на экране. Школьники в кино -- вообще отдельная тема, ведут себя как дикари. Это не только раздражает, но и убивает атмосферу погружения в кино.
Если в Москве есть 100500 кинотеатров, и можно найти те, где всё тихо и культурно, то в регионах, где на весь город несколько залов, и люди вообще не парятся над тем, как себя вести в общественных местах -- это реально проблема.
Поэтому серьёзные фильмы, требующие погружения, я смотрю исключительно дома.
2) Реклама.
Когда смотрел Джокера вообще попал на рекламу минут так 15 длинной. Потому что есть реклама от прокатчика и отдельно реклама от кинотеатра. И если прокатчик просто рекламирует трейлеры других своих фильмов, то вот от кинотеатра можно увидеть, что угодно, за что им заплатят третьи лица -- рекламу трусов, колгот и помады, смартфонов и т.п. Вот оно мне надо перед просмотром, этот телемагазин?
3) Хороших топовых релизов стало меньше, что-ли. Больше проходных и пустых фильмов. А немейнстримовые вещи прокатываются ограничено и только в крупнейших городах страны. Вот выбрал ты фильмы, на которые хочешь сходить, а их в твоё городе не прокатывают. А только в городах-миллионниках, и с ценой билета в 600-1000 рублей. Конец истории.
4) Драмы и триллеры -- вообще плохо подходят под формат кинотеатров. Такие картины должны прочувствоваться зрителем наедине в камерной обстановке. А такое возможно только дома.