Карьера Лила – это киберспортивная драма Андрея Звягинцева. А мы играем массовку
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.
Даже если имя Андрея Звягинцева вам ничего не говорит, то вы наверняка слышали о его двух самых успешных картинах – «Левиафан» и «Нелюбовь». За самобытность и остроту картин российский режиссер выигрывал гран-при на международных кинофестивалях и одновременно получал критические отзывы в свой адрес. Звягинцев – это автор с узнаваемым каллиграфическим кинопочерком и пятью полноформатными фильмами за плечами.
Рассказываю в колонке, почему Лил – это главный герой шестой картины драматурга с киберспортивным сообществом в роли массовки.
Универсальный киберспорт
Андрей Звягинцев получил мировое признание за редкое свойство сюжетов – универсальность. Архитектура драмы заложена так, чтобы в судьбе главных героев мог узнаваться вчерашний сосед по парте без нравственного урона для воображения.
Представить молодую пару в состоянии развода из фильма «Нелюбовь» так же легко, как отзеркалить в жизнь сюжет фильма «Левиафан» (особенно когда идею вдохновила реальная история из США). Режиссер отказывается от абстрактных фантасмагоричных сценариев специально, чтобы сохранить нерв драмы. Так после просмотра зритель получает яркую эмоцию, которую он без особых проблем примеряет на себя.
На первый взгляд киберспорт как явление лишен такой универсальности. Достаточно вспомнить, как нелепо выглядят со стороны объяснения увлечения родственникам за семейным столом или девушке/парню на первом свидании.
Брошенная отцом семья с детьми в дебютнике «Возвращение» – это народный, хрестоматийный сюжет. Он больше резонирует в сердце зрителей, чем абстрактные стрелялки на компьютере. Киберспорт пока слишком молод, его трудно примерить обывателям, которые шлют открытки с пожеланием доброго утра в WhatsApp. Для них сложно сказать по аналогии с безотцовщиной что-то в стиле: «Да, у моей подруги было такое». По крайней мере так кажется на первый взгляд.
А с другой стороны киберспорт становится понятнее, когда его суть объясняется через корень «спорт». Здесь также есть восходящие и состоявшиеся звезды, «желтые скандалы», контракты, команды, мешки с деньгами и, конечно же, сломанные судьбы. Ну разве не идеальный стартовый набор для крепкой драмы?
Привычно серый главный герой
Для главных ролей Звягинцев выбирает невзрачных персонажей и трансформирует в личности с полным спектром чувств:
– братья из неполной семьи Андрей и Иван («Возращение» – 2003);
– многодетный глава семейства Александр («Изгнание» – 2007);
– бывшая медсестра, которая вышла замуж за богатого одинокого пациента Елена («Елена» – 2011);
– автослесарь Николай из маленького приморского городка («Левиафан» – 2014);
– администратор салона красоты Женя и менеджер по продажам Борис. В другой интерпретации 12-летний сын Алеша («Нелюбовь» – 2017).
Девять лет назад Лил начал свою карьеру профессионального игрока и пошел ход съемок фильма с ним в главной роли. В режиссерскую систему образов действующих лиц Илья вписывался органично: дурацкая прическа из середины нулевых, оттопыренные уши, излишняя, но привычная для киберспортсменов скромность. Желающих зарабатывать большие деньги на Доте как он – тысячи, если не миллионы по всему миру, и он мало чем выделяется на фоне масс.
В большой киберспорт во многом попадают случайно: увидели в ранкеде, порекомендовали знакомые, засветился в таблице лидеров. В 2014 году Гоблак приметил Лила в паблике из-за крутого исполнения на Визаже, хотя Илья изначально играл на миде. Так стечение обстоятельств выступило пропуском в киберспортивную карьеру.
Концептуально Ильюк резонирует с персонажем фильма «Елена»: он просто занимается любимым делом и ему выпадает редкий шанс. Так медсестра под старость лет выходит замуж за обеспеченного больного, а молодой парень играет в Доту и его приглашают в первую команду. Оба героя благодаря золотому билету начинают получать непривычные для себя большие суммы, меняют привычки и изменяются сами.
Семья – это не мем, а основа драмы
В фильмах Андрея Звягинцева архитектура драмы возводится через непростые семейные отношения. Автор исследует сложные аспекты человеческих взаимодействий через проблемы с близкими людьми и показывает, насколько губительными могут быть недомолвки и недопонимания.
Так молодая пара в состоянии развода из фильма «Нелюбовь» за ненавистью друг к другу не замечает и теряет навсегда своего ребенка. В разгар дележек имущества и взаимных оскорблений сын оказывается никому не нужен и сбегает из наэлектризованного раздраженностью родного дома. Вокруг этого этюда строится сюжет и раскрываются герои картины, вызывая местами сопереживание, а иногда отвращение.
Кажется, что Лил и семья – это давно забытый мем из 2018 года, но на самом деле семья для Ильи это собирательный киберспорт, с которым он выстроил сложную систему отношений. Уже много лет главный герой находится в разводе с метафорической женой – профессиональной сценой – и демонстративно страдает. Вокруг этой истории по привычным паттернам драматурга семья становится несущей стеной сюжета – основой драматической арки, по которой перемещается лирический герой шестой картины российского режиссера.
Эмоциональные переживания в стиле русских классиков
Отличительной чертой всех кинолент Звягинцева является глубокая саморефлексия персонажей. Показать сложные эмоции и глубокие внутренние переживания в фильме сложно, и дело даже не в необходимости сильной актерской игры, а в инструментах и возможности их применения. И, кажется, что российский драматург умеет показать переживания несколько сложнее, чем через банальный кадр с персонажем, который уставился пустым взглядом в окно.
В фильме «Изгнание» главный герой изрывает свое сознание в поисках ответов на вопросы, внезапно вставшими перед ним. Мотивы прошлого и образы будущего он ищет с помощью своего брата-антагониста, выкладывая перед ним все начистоту. Рефлексия действующего персонажа по ощущениям длится практически весь хронометраж фильма (хотя это не так), затягивая в трясину переживаний в стиле Достоевского.
Я обрадовался, когда узнал, что Лил поедет на Инт в качестве таланта, ведь это не только международный турнир с огромным призовым, но и идеальная среда для поиска состава на предстоящий сезон. Однако весь контент с турнира стал публичной демонстрацией на весь ру-сегмент переживаний когда-то крутого игрока, и измышления достигли апофеоза в материале с бывшими коллегами из VP, который со стороны воспринимается как исповедь.
Кажется, что Звягинцев достал с пыльного чердака шаблон из «Изгнания». Не просто так коллегой по кадру стал Фобос – весь такой правильный, приятный, открытый – буквально противопоставление неоднозначному Лилу. Саша выступил в роли зеркала Ильи с параллельной вселенной, где тот начал думать более взвешенно и достиг внутренней гармонии, прекрасно отыграв роль второго плана в этой киберспортивной драме.
Кульминация с привкусом изумления и разочарования
Ключевая фишка Звягинцева – это фактор, обстоятельство, которое в развязке сюжета повышает градус драмы и оставляет послевкусие неоднозначности как побочный эффект. Это может быть возмущение абсурдным действиям на экране или абсолютное непонимание необходимости такого поворота в сюжете.
Например, такой момент произошел с женой главного героя из фильма «Левиафан». Не буду спойлерить этот отрывок, но скажу, что я возмутился ходу сюжета в моменте, и такие отрывки – фирменный почерк Андрея Звягинцева, который прослеживается во всех фильмах. Эпизод закрывает приправу блюда перед подачей финала, расставляя основные акценты и создавая эффект горчицы, когда буквально слезы проступают на глазах. И ты плачешь и ешь. И вкусно.
После публичной исповеди на Инте мне казалось, что Илья понял: он сейчас киберспортивный банкрот и никому нет дела до прошлых достижений. Время закладывать новый фундамент, пройти очищение пабликами и малоперспективными тир-3/4 коллективами. Ведь именно на эти две составляющие Лил забивал больше всего последние несколько лет и, как следствие, оставался за киберспортивной обочиной.
Спустя две недели после финала Инта Лил выпустил в телеге пост, который в привычной для Звягинцева манере запустил маховик драмы с новой силой. «В стак с паберами не пойду, инвайтов больше нет, почему для компетитива предпочитают высокий ММР, а не опыт на профсцене», – задается вопросом главный герой.
После прочтения сложилось впечатление, что исповедь на главном турнире года прошла зря, что протагонист на самом деле ничего не понял и сразу после выноса переживаний в публичное поле встанет на привычные для себя рельсы отрицания и ресентимента. Показалось, что съемки киберспортивной драмы с Лилом в главной роли пробьют юбилейный десятый год.
Титры
По принципу драматической арки, после показа титров персонажи продолжают жить свою жизнь: слесарь Николай из картины «Левиафан» отсиживает 15-летний срок по сфабрикованному делу, а братья из «Возвращения» привычно для себя взрослеют без отца.
Так же продолжает свой киберспортивный путь Лил, который еще год назад пребывал в глубокой депрессии. Сегодня он активно поднимает рейтинг, проходит открытые квалификации с новой командой, делает контент на ютюбе. Кажется, что это происходит после отбивки титров – герой живет свою новую-старую жизнь под умиротворяющую мелодию из концовки.
Шестая картина Андрея Звягинцева с Ильей в главной роли казалась бесконечной и неожиданно подошла к логичному завершению, правда, пока без названия. Банальное «Киберрожденный» кажется пошлым, предлагайте свои варианты в комментариях.
Я если серьёзно, то комментарий скорее расстроил. Потому что ну почему сразу "наркоманский". Параллели можно проводить разные, и тут они вполне грамотно выстроены и обоснованы.
Когда писал текст, то понимал, что широкая аудитория может воспринять материал именно так. Для тех, кто не интересуется драмами и Звягинцевым в частности, история про шестой фильм выглядит не более, чем больная фантазия. По крайней мере я это вижу так и спокойно к этому отношусь