«Претенденты» – провокационная драма с Зендаей, в которой теннис не главное
Любовный матч-пойнт.
Состоялся цифровой релиз «Претендентов», новой работы режиссера Луки Гуаданьино («Назови меня своим именем», «Суспирия»). Картина интриговала откровенными сценами, подноготной профессионального тенниса и Зендаей в главной роли. Почему это провокационное кино больше похоже на стандартную голливудскую драму, чем на спортивную, – в обзоре Кибера.
О чем «Претенденты»
«Претенденты» – очень лаконичное кино; его исчерпывающее определение – «любовный треугольник». Есть Арт Дональдсон (Майк Фейст) – успешный, но не великий теннисист, размышляющий о завершении карьеры. Его тренер и жена Таша (Зендая), некогда топовая юниорка, но из-за травмы закончила еще раньше. Именно ее нереализованные мечты и жажда побед – причина, по которой Арт продолжает выходить на корт («Я играю за нас двоих»). Третий в треугольнике – Патрик Цвейг (Джош О’Коннор), теннисист-неудачник из третьей сотни рейтинга, в прошлом лучший друг Арта и возлюбленный Таши.
Троица встречается на небольшом турнире в американской глуши. Почти весь фильм мы видим финальный матч между Артом и Патриком, разбавленный флешбэками о том, что происходило с героями с момента знакомства до сегодня.
«Претенденты» – что-то среднее между независимой европейской драмой и голливудской историей о любви
Гуаданьино известен как автор независимых драм, нежных и чувственных историй о любви с вызывающей откровенностью и исследованием табуированных тем. Так что его новая работа все же отличается от классических голливудских мелодрам. Прежде всего – жанрово: «Претенденты» больше напоминают детектив. Здесь практически ничего не проговаривается напрямую, зрители сами должны догадаться по (полу)намекам и символам, которыми полон киноязык Гуаданьино, куда сюжет двигается.
Любовный треугольник тоже не совсем привычный. Вместо двух мужчин, борющихся за трофейную женщину, получается сложная конструкция, которую можно интерпретировать по-разному. Самая простая трактовка скрыта в постере: Таша управляет жизнями претендентов на ее сердце и тело.
Несмотря на всю эту запутанность и претензию на «искусство не для всех», «Претенденты» – динамичное, веселое и развлекательное кино. Однако, чтобы получить удовольствие от него, нужно по-настоящему проникнуться историей, смириться со многими условностями и режиссерским почерком Гуаданьино.
В частности, с тем, что персонажи за пределами этого треугольника одномерные и стереотипные. Ни у кого нет прописанной предыстории, внятной мотивации и каких-либо желаний, не считая стремления обладать друг другом. Даже нет попытки хоть как-то объяснить природу их чувств. Фактически Арт и Патрик, которые дружили всю жизнь, видят Ташу в короткой юбочке и влюбляются в нее на следующие 13 лет. Это болезненное чувство без диагноза, обоснованное исключительно сценарным ходом.
Фильму не хватает иронии, хотя его герои созданы для сатиры. С одной стороны, успешный теннисист, боящийся свою жену. С другой – 30-летний ловелас-неудачник, который так и не повзрослел. Таша – классическая спортивная мамочка, только ее нереализованную карьеру компенсирует не ребенок, а муж. Однако Гуаданьино слишком серьезен, он показывает непривлекательные стороны персонажей, но боится над ними шутить.
Вместо обещанной откровенности (помните те провокационные кадры из трейлера? Забудьте!) и вызова общественной морали получилось даже слишком пуританское кино. Все провокационное умещается в паре сцен и во множестве намеков, а в остальном просто женщина не знает, какого выбрать. Бесконечный поток переживаний, разговоров, интриг, напоминающий мыльную оперу, – и так весь фильм.
«Претенденты» вообще не о теннисе. Его в кадре много, профессиональными терминами сыплют исправно, но ракетки и корт для Гуаданьино – метафоры борьбы, привлекательный антураж и повод почаще показывать Зендаю в спортивных костюмах. С тем же подходом можно снять про крикет или керлинг – результат был бы тот же. Но за Зендаю в коротких юбках – спасибо.