«Темная материя» – новый сай-фай Apple про физика в мультивселенной. Вы видели это много раз
Стоит ли смотреть снова?
На Apple TV+ вышли первые эпизоды сериала «Темная материя» о физике, который встречает свои альтернативные версии из параллельных реальностей. Высокие ожидания шоу обеспечили предыдущие научно-фантастические хиты стриминга («Основание», «Бункер», «Разделение»), интригующая концепция и звездный каст. Многообещающе звучит и тот факт, что сценаристом и шоураннером сериала выступил автор оригинального романа – известный американский писатель Блейк Крауч (сериал «Сосны»).
Рассказываю, каким получился техно-триллер и есть ли у него потенциал встать в один ряд с другими сай-фай хитами Apple.
Физик Джейсон Дессен (Джоэл Эдгертон) – заурядный обыватель с большим домом, машиной, любимой женой Даниэлой (Дженнифер Коннелли) и сыном-подростком Чарли (Оакс Фигли). Но несмотря на рафинированные семейное счастье, до полной удовлетворенности ему далеко. После рождения ребенка герой забросил науку и обучает посредственных студентов в провинциальном вузе. Когда его лучший друг-нейрофизиолог получает престижную премию за открытие, сделанное на основе его разработок, Джейсон задумывается: не ошибся ли он, променяв карьеру на семью.
Полноценно погрузиться в экзистенциальные муки физика зрители не смогут. Героя похищает загадочный человек в маске, и с этого момента начинаются параллельные миры, доппельгангеры и прочие стандартные последствия фантастического сеттинга.
Две первые серии «Темной материи» – это смесь стандартной мелодрамы, посредственного триллера и плохой научной фантастикой. Все это с грехом пополам собрано в цельное произведение, на удивление скучное и предсказуемое. Перед зрителями вновь злодеи, которые проводят таинственные эксперименты. Главный герой – снова в чужом мире и снова на грани безумия. Опять густой, темный, неонуарный саспенс с акцентом на мелких деталях (чтобы уж каждый различил двойников). И немного экшена с погонями, в которых простой университетский профессор с легкостью скрывается от профессиональных наемников. Все это – в ужасно медленном темпе: едва ли не каждую локацию герои посетят несколько раз, в каждом диалоге будет долгая многозначительная пауза, а многие действия покажут с документальной дотошностью – видимо, чтобы нагнать напряжения и загадочности.
Сериал неплохо снят и поставлен, актеры старательны, камера берет неожиданные ракурсы, а мир, практически лишенный фантастических элементов, намекает на психологизм и раскрытие отношений между персонажами. Вот только в первых сериях сериал не предложил ничего интригующего.
Проблема даже не в том, что мы это видели уже не один раз – просто шоу лишено неожиданных идей или нестандартного взгляда на приевшийся сеттинг.
В «Темной материи» для зрителей нет никакой загадки (вспомните «Разделение» или «Маньяк»). Зачем тогда смотреть научно-фантастический триллер? Мы знаем, какой из Джейсонов перед нами, в какой реальности мы оказались, и хорошо понимаем, что вообще тут происходит. Сериал не удивляет сюжетными поворотами, не интригует персонажами с неоднозначной мотивацией, и не разбрасывает пазлов, которые зрители должны сложить.
Единственный вопрос, который будет мучить вас во время просмотра «Темной материи»: а какую идею хотят донести создатели?
В середине второй серии нам помпезно презентуют ключевую концепцию шоу: один выбор может полностью изменить жизнь человека. Хочется спросить у Крауча, а для кого Рэй Брэдбери написал «И грянул гром» полвека назад? Какие еще глубокомысленные трюизмы подарит сериал: будущее не предопределено? Жизнь – это коробка конфет?
Вся научная таинственность, на которую сподобились создатели «Темной материи», заключается в самом скучном в истории человечества пересказе эксперимента с котом Шредингера. По версии сценариста, его суть в том, что Шредингер хотел познать вселенную. В сериале про физиков, в основе которого парадоксы квантовой физики, нет никакой науки. Даже Дуэйн Джонсон в роли биолога в «Рэмпейдже» больше похож на настоящего ученого, чем Эдгертон-физик.
Вместо ошеломительных миров альтернативных реальностей, где можно придумать что угодно – хоть общество, победившее борщевик и коммунизм, хоть нацистов, захвативших Америку, – в «Темной материи» параллельные реальности отличаются только сексуальными партнерами главных героев. Но это не единственная возможность, которую упускает сериал.
«Темная материя» могла бы рассказать историю персонажа, который попал и иную реальность и постепенно сходит с ума. Показать, как двойник крадет его личность, как главный герой все больше теряет себя. Однако вместо хоть какого-то психологизма «Темная материя» просто показывает, как все версии Эдгертонов и Коннели любят друг друга. Разговорам по душам, слезам, поцелуям, воспоминаниям прошлого и признаниям посвящена чуть ли не половина экранного времени.
Возможно, следующие серии внесут хоть какую-то противоречивость и глубину в эту банальную мелодраматичную историю, но особых надежд на это нет – у шоу слишком много концептуальных ошибок.