База не горит, hero_name фармит, значит, всё в порядке: достаточно ли урона в стратегии 4+1?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Дота всё сильнее отдаляется от состояния, где деньги, опыт и потенциал наносить урон были распределены по команде очень неравно, и подавляющая их часть была сосредоточена у хард-керри. Теперь всё движется к более равному разделению ценных ресурсов. Или нет?
Для начала я решила посмотреть, как золото обычно разбросано по героям команды. Экономисты придумали довольно простую метрику, подхватывающую степень неравного распределения доходов. Она называется индексом Джини, и при желании вы можете найти одноимённую статью на Википедии. Однако для понимания блога достаточно знать, что это число между нулём и единицей, где ноль обозначает полное равенство (все члены команды имеют одинаковый networth на конец игры), а единица – обратное (один член команды владеет всем, в то время как его тиммейты не имеют вообще ничего).
В своём прошлом блоге я подробно описала используемые данные и, чтобы не повторяться, здесь я отмечу только, что у меня чуть больше тысячи профессиональных матчей за последние 3 месяца. На рисунке выше каждая точка обозначает положение одной команды в одном матче, черная линия подхватывает общий тренд. На первый взгляд, кажется, что индекс Джини, а, следовательно, и внутрикомандное неравенство растёт очень слабо, но несложные методы анализа данных говорят, что это не случайность, а закономерность.
Хотя многие считают, что в среднем не-керри сейчас фармят больше, чем раньше, это не совсем справедливо. Важно, однако, другое, а именно, какая стратегия является более выигрышной: старая добрая 4+1 или несколько героев, активно аккумулирующих золото и причиняющих вражеской команде множество проблем.
Что было сделано? Для начала я поделила суммарный урон игрока, который он наносил оппонентам в течение всей игры на то, сколько в общем надамажил за матч игрок 1-ой позиции. На рисунке видно, что во многих играх вторая позиция наносит столько же урона, сколько первая, а вот все остальные гораздо меньше. Осталось только связать это с победой.
Итак, чем больше урона наносит врагам игрок 2-ой позиции по сравнению с первой, тем выше вероятность победы. С обоими саппортами ситуация обратная. То есть небольшой разрыв между основными героями и поддержкой является явным индикатором нездоровой ситуации. Это может произойти и из-за недофарма керри, на фоне которого которого саппорты начинают казаться сильнее, чем они есть, или же из-за излишнего их участия в создании проблем вражеской команде, которое может привести к случайному стилу убийства.
Всё достаточно просто. Профессиональные игроки тем и отличаются от любителей, что в их командах есть строгое разделение ролей: одни наносят урон, другие помогают. Когда баланс нарушается, вероятность победы падает.
Интересная ситуация возникает с игроком 2-ой позиции. Если его урон превосходит самого богатого игрока команды – это уже заявка на победу, что является ещё одним гвоздём в крышку гроба стратегии 4+1. Командам нужен второй герой, который, требуя меньше золота, способен дамажить на уровне с керри. И всё будет хорошо.
1. "Хотя многие считают, что в среднем не-керри сейчас фармят больше, чем раньше, это не совсем справедливо." Это справедливо. Просто когда об этом говорят, то имеют ввиду не последние 3 месяца а последние 3 года. Но это не так важно.
2. С интерпретацией первого графика есть несколько проблем:
- Хочется увидеть погрешность у этой чёрной линии. Выборка в 1100 игр не такая уж и огромная, так что без погрешности вообще не очень понятно как относиться к этим данным.
- Главная проблема с этим графиком - это изменения в мете. Эти изменения обуславливают много разных факторов. В данном случае самые важные факторы это выбор героев и выбор тактик. Некоторые герои очень плохо фармят и зарабатывают деньги в целом. Если за эти три месяца про команды перешли от использования БХ к ШД, то это явно может сказаться на этом графике. Аналогичным образом, если от ранних пушей команды перешли к затяжным макро играм, то это тоже скажется на распределении денег. Оценить насколько существенен этот фактор нереально. бОльшая выборка по тому же промежутку времени тоже не поможет. Единственный выход - строить график по многим патчам сразу.
- Такие графики могут быть под сильным влиянием одной команды со специфическим стилем игры. Так, например, если это команда не играла в мае, но играла в июле это может оказать большое влияние на график (по крайне мере это надо попробовать как-то оценить)
3. "Итак, чем больше урона наносит врагам игрок 2-ой позиции по сравнению с первой, тем выше вероятность победы." Тут важно сказать кто такой игрок 1 позиции, а кто игрок 2 позиции. Идёт привязка к уровню фарма или к его линии? Есть команды, которые любят играть через кэрри в миде, что естественным образом сказывается на распределении золота, между этими двумя позициями.
4. "Профессиональные игроки тем и отличаются от любителей, что в их командах есть строгое разделение ролей: одни наносят урон, другие помогают. Когда баланс нарушается, вероятность победы падает." Мне кажется тут перепутана причина и следствие :)