7 мин.

10 игровых дисциплин, которые стоит ввести в реальной школе

Такому точно не учили.

Современные школьные программы часто ругают за то, что они оторваны от реальности: слишком много зубрежки, мало практики. При этом игры, которые принято считать просто развлечением, давно учат планировать, мыслить системно, экспериментировать и даже понимать чужие эмоции. Представим, что школу реформируют, а вместо привычных уроков добавляют дисциплины из виртуальных миров. Вот как это могло бы выглядеть.

Основы самообороны и критического мышления (Hogwarts Legacy)

В игре: Темные искусства и защита от магии.

Учебный план Хогвартса просится в нашу школьную систему.

На уроках защиты от темных искусств герои учатся дуэлям, заклинаниям и тактическому использованию окружения. В реальности этот предмет стал бы курсом по безопасному поведению и навыкам самозащиты: как быстро оценить ситуацию, распознать потенциальную опасность, выйти из конфликта словами или действиями, привлечь помощь.

Отдельный блок курса стоит посвятить критическому мышлению. Занятия включали бы отработку поведения в бытовых ситуация. Фантастическую часть можно перенести в VR или AR: виртуальный переулок, школьная площадь или волшебный лес, где школьники реагируют на неожиданности в безопасной, контролируемой среде.

Биология будущего (Mass Effect)

В игре: Ксенобиология.

Ксенобиология изучает инопланетные расы – их физиологию, среду обитания и культуру. Игрок, который игнорирует такие различия, проваливает миссии.

В классе это легко превратить в курс биологии и антропологии с элементами фантастики: как выглядели бы существа с высокой гравитацией? Как функционировал бы социум вида с иным способом размножения? Такой предмет развивал бы креативность и логику, а заодно учил анализировать чужую культуру.

Химия прикладного назначения (The Witcher, Harry Potter)

В игре: Алхимия и зельеварение.

Алхимия в «Ведьмаке» держится на свойствах растений и ингредиентов. Игроки, смешивающие ингредиенты наобум, получают яд вместо эликсира. В «Гарри Поттере» зельеварение тоже строится на точности рецептов и понимании свойств веществ. В реальности это напоминало бы интегрированный курс химии, ботаники и фармакологии. На уроках можно было бы собирать гербарии, извлекать вещества из растений, создавать красители и лечебные мази, изучать токсикологию и основы фармакологии.

Психокинетика и нейроуправление (Mass Effect)

В игре: Биотика.

В игре биотика – способность, которая позволяет героям перемещать предметы, ставить щиты и атаковать врагов через импланты и поле темной энергии. Если перенести механику из игры в реальность школы, биотика стала бы полноценным курсом по нейробиологии и когнитивным наукам. Ученики разбирали бы устройство мозга и нервной системы, а практическая часть могла бы включать технологию дополненной реальности и эксперименты с нейроинтерфейсами.

Основы государственного управления (Civilization)

Суть Civilization в управлении государством: игрок развивает города, строит дипломатию, регулирует экономику и решает, стоит ли вступать в войну. В школьной программе такой опыт мог бы лечь в основу курса по государственному управлению. На уроках ученики разбирали бы взлеты и падения империй, строили экономические модели и искали решения политических кризисов.

Психология и этика (Persona)

В Persona герои исследуют «дворцы» – искаженные миры человеческого сознания, где сталкиваются человеческие желания и страхи. Игрок, который не обращает внимания на внутренний мир персонажей, застревает в сюжете или приходит к плохой концовке. На уроках это могло бы воплотиться в курсе психологии и этики: ученики разбирали бы когнитивные искажения, социальные роли и влияние общества на личность. А дискуссии о свободе воли и природе зла помогли бы развить критическое мышление.

Логистика и планирование (Death Stranding)

В Death Stranding игрок рассчитывает вес, баланс и маршрут, чтобы довезти груз целым. Если хватать все подряд, легко потерять самое ценное. В школе это могло бы стать частью курса логистики и проектирования, где ученики выполняли бы задания по доставке хрупких грузов. Например, донести яйца через школьный двор. Ограниченные ресурсы учили бы искать нестандартные решения и просчитывать риски.

Курс пространственной логики и физики (Portal)

Portal строится на головоломках, где приходится учитывать законы физики, инерцию и траектории движения. Игра учит мыслить в трех измерениях. В школе это могло бы стать курсом геометрии и физики с 3D-моделями, VR-головоломками и проектами по созданию простых механизмов. Отличная база для будущих инженеров и программистов.

Астрономия и критическое прогнозирование (Hogwarts Legacy)

Астрономия знакомит со звездами и созвездиями, а прорицания учат пониманию символики. Вместе они формируют интересный дуэт науки и веры. В школе такой предмет можно было бы построить на астрономии с ночными наблюдениями и астрофотографией, дополнив анализом прогнозов. Ученики учились бы отличать научные данные от суеверий и применять прогнозирование к погоде или экономике.

Астродинамика и орбитальная механика (Kerbal Space Program)

В Kerbal Space Program игрок получает конструктор космоса. Нужно создать ракету, вывести ее на орбиту и рассчитать полет по законам Кеплера. Такой опыт можно представить в виде курса астрономии и физики, где моделируются орбиты, планируются запуски и осваиваются основы космической инженерии.

* * *

Большой разговор с человеком, который знает Кодзиму лучше всех

Российского певца обвиняют в плагиате саундтрека Clair Obscur Expedition 33. Он огрызается в ответ

В Death Stranding 2 ужасный сюжет, но я от него в восторге