«Стану тренером, только когда выиграю TI». Fng – о Доте, тильте и переходе в тренеры
28 июня в 15:00 Артем «Fng» Баршак вместе со своей командой Gambit сыграет свой самый важный матч в этом году – bo3 в нижней сетке мейджора Epicenter. На кону – прямой инвайт на The International 2019.
За день до начала матча мы встретились с Артемом и поговорили о конфликтах между новичками и ветеранами Доты и о настрое команды перед важнейшим матчем.
– Расскажи про групповой этап. Кто расстроил, кто обрадовал?
– Определенно расстроили Evil Geniuses, потому что у них что-то совсем не клеится на этом турнире, совсем плохо выступили. Знаешь, мне казалось, что, может, они и не в самой лучшей форме, но до топ-8 точно должны были дойти. В целом, больше удивлений не было, все плюс-минус закономерно.
– Ваше выступление удивило тебя?
– Ну, я знал, что мы в принципе можем выиграть обновленную Team Liquid, потому что мы играли много кланваров [с ними]. Я примерно знал, как они играют и их уровень. Подозревал, что мы точно должны пройти Infamous, а о форме EG я особо не знал, но у нас были идеи о том, как против них можно сыграть. Когда играли с Ликвидами, то ошиблись очень много раз, проиграли эту игру, пошли выиграли Infamous и потом пошли играть с EG и пробовать наши идеи. И все они сработали.
– Что скажешь про кик Матумбы? Как ты к этому отнесся?
– Знаешь, честно говоря, с грустью. Потому что Матумба – очень крутой игрок и крутой парень. Но при этом я понимаю ситуацию Liquid: когда ты играешь так долго и все видят и понимают, как вы будете играть, и что-то не клеится в игре – изменения нужны, от этого никуда не деться. Liquid это было нужно.
– Многих возмутило, что это случилось под конец сезона.
– Да, но опять же, ограничений никаких нет, здесь никто не застрахован.
– Сейчас вместо него играет W33. Как он тебе?
– Виха точно неплох, он уже доказывал, что он хороший игрок, когда выступал за Team Secret. Мало кто знал, но я знал, что у него были проблемы со здоровьем. Может, поэтому он стал хуже играть на тот период. Но этот парень уже точно доказывал и в матчмейкинге, и на турнирах, что он может.
– Во время одного из интервью ты рассказывал, что у тебя внутри постоянно возникает тильт из-за Team Secret. Только у тебя или у всей команды?
– Я думаю, что у всей команды. Мы заходим, начинаем играть, понимаем, что мы хотим сделать, потом кто-то ошибается и все начинает рушиться.
– А почему с другими командами такого нет?
– Просто потому что Secret так играют, это их стиль. Когда ты играешь на высоком уровне, каждое твое действие и движение будут приводить оппонента к ошибке. И Сикрет производят такое количество подобных действий, которые проигрывают тебе игру.
– В том же интервью ты говорил, что основная проблема СНГ-Доты сейчас – отсутствие игроков-ветеранов на ролях коучей, которые могли бы тренировать молодые составы. Как ты думаешь, почему так? Почему у других регионов они есть, а у нас нет?
– Это очень замкнутый круг. Все начинается с того, что у нас в СНГ в целом было не так много сильных игроков. Ты можешь посмотреть, что на протяжении девяти TI у нас только одна команда выступала прям хорошо. Проблема в том, что самих игроков не так много, и молодые игроки не так сильно уважают ветеранов, чтобы позвать их к себе на коучинг. И, в конце концов, эти же старые игроки не хотят идти к молодым, потому что они те их не уважают. Замкнутый круг, короче. Все вроде бы хотят из него выбраться, но при этом ничего не хотят для этого делать. И когда это пройдет, я не знаю.
– Кто больше виноват в этом, молодые или старики?
– Здесь нет виноватых. Это просто такой случившийся факт. Живи мы в идеальном мире, было бы примерно так: «Будь моим тренером! О-о да, я так хочу тебя тренировать!», но все всегда упирается в конфликты между игроками.
– Сам не думал уйти в тренеры после окончания карьеры?
– Думал, но я считаю, что позволю себе коучить, только когда выиграю TI. Чтобы все точно знали, что да, я вот тогда был хорош.
– То есть тебе мало того, чего ты уже достиг?
– Нет, я имею в виду, что я бы хотел быть не просто коучем, а кем-то, кто достиг высокой планки.
– Три лучших молодых игрока прямо сейчас?
– В моей тиме. Все молодые, все крутые.
– В позапрошлом и прошлом году твоя карьера была, мягко сказать, не в самом лучшем положении. Ты менял составы, часто проигрывал, вообще ничего не получалось. За эти два года у тебя не возникало мысли «да пошло оно все в задницу»?
– Ну вообще да, я несколько раз думал, что, может быть, эти 5-6 (речь идет о месте команды Артема на The International 2015 – прим.ред) – это и был мой предел, и пора заняться чем-то другим. Но фишка в том, что мне ничего больше не нравится. Несмотря на поражения, мне нравится то, что я делаю. Понятное дело, что если бы мне не нравилось, то я бы не стал дальше страдать. Результатов нет, но мне в кайф стараться, в кайф пробовать. И я буду продолжать это делать, пока мне в кайф.
– За последние несколько месяцев меня не покидает мысль, что Артем fng возвращается: начинают появляться победы, вы берете майноры, вроде бы все налаживается. Ты не чувствуешь это внутри себя?
– Могло быть лучше, могло быть хуже. Конечно, мне приятно, что результаты улучшаются, но я не чувствую, что внутри меня что-то меняется. Да, поездил еще по турнирам, но я чувствую, что опыт каким был, таким и остался. Всегда хочется большего, всегда есть куда стремиться. Глобально ничего не поменялось.
– В пятницу тебе предстоит сыграть самый важный матч в этом году. Глупый вопрос, но все-таки – волнуешься?
– Нет, не особо. Мне кажется, нам нужно просто прийти, сыграть в нашу хорошую доту, и пусть уже игра решит, хороша ли наша хорошая дота. Поэтому лично я волнения точно не чувствую. Мы с парнями уже через такое проходили, поэтому могу быть уверен, что они тоже не чувствуют волнения.
– До начала групповой стадии Epicenter ты говорил, что самый оптимистичный прогноз для вас – топ-4. Сейчас он изменился?
– Нет, я как раз-таки все также надеюсь на него. Я говорил, что если все хорошо пойдет по сетке, то попадем в топ-4, но это должно очень повезти. Вот мы дошли до топ-8, обыграли команды, которые я бы хотел обыграть. Альянсов, я думаю, нам тоже по силам обыграть, а вот с Virtus.pro уже тяжело будет. И если мы им проиграем, то я не буду прям сильно расстроен, при условии, что мы вынесем из этой игры что-то полезное. То есть мы заходим, что-то делаем, это не получается, и благодаря этому мы увидим, что же не получается.
– Поговорим про Денди. У тебя нет ощущения, что он немного задержался в роли игрока?
– Давай скажем так. Если бы Денди хотел сорвать все сливки и уйти на высокой ноте, то да, наверное, он бы это сделал. Но я знаю Даню и знаю, что он хочет, он все еще хочет. Опять же, может, у него пока просто не получается. Могу пожелать только удачи.
– Как думаешь, он сможет?
– Все в его руках. Знаешь, у нас еще не было ни примеров, ни антипримеров, чтобы сказать, что это возможно или невозможно. Мне бы очень хотелось, чтобы у него получилось – тогда у нас появится хороший пример того, что у киберспорта нет потолка и что играть может каждый.