5 мин.

Поиграл в спин-офф «Смуты». Разработчики напоили и накормили, но хвалить игру я не готов

Лецкий уснул в «Земском Соборе».

21 августа разработчики из «Сайберия Нова» сняли в центре Москвы приятный бар и позвали журналистов играть в «Земский Собор». Мероприятие вышло классным: я повидал старых друзей, много раз подошел к бармену с фразой «Одно пшеничное, пожалуйста» и домой ушел с сумкой мерча.

Разработчики весь вечер ходили по залу, спрашивали впечатления, помечали баги и были очень открытыми. Но не подумайте, что после гулянки, подарков и открытости я стану нахваливать «Земский Собор». Со времен «Смуты» игра сильно прокачалась – и все равно осталась архаичной и местами сломанной.

Главное об игре «Земский Собор»

  • Жанр: экшен.

  • Разработчик: «Сайберия Нова».

  • Дата выхода: 4 ноября 2026 г.

  • На что похоже: «Смута», Mafia: The Old Country.

  • О чем игра: после изгнания поляков в Москве выбирают нового царя, а казак Кирша мешает заговорщикам.

  • Страница в VK Play.

Зимний лес, Кирша и другие казаки сидят у костра и поют душевные песни. Потом внезапно заводят разговор: «Кирша, расскажи, что было на Земском Соборе?» Вот казак и вспоминает: он случайно спас важных людей от поляков и проводил их до Москвы, где выбирали нового царя. Там вляпался в переделку, от которой зависела судьба страны.

Разработчики предоставили демо минут на 40. Этого мало, чтобы внятно рассуждать о сюжете, зато с геймплеем все понятно. Разработчики убрали открытый мир с ролевыми механиками и сделали коридорный экшен – с драками, многочисленными QTE и стелсом. В таком формате игра стала веселее, но, увы, так и не дотянула до статуса хорошей.

Главная проблема «Земского Собора» – стелс. Я обожаю по-тихому выкашивать врагов, если механика проработана и необязательна. Тем временем в спин-оффе стелс до невозможности архаичен: Кирша прячется за телегами, отвлекает врагов снежками, а потом нокаутирует смачным ударом по ушам. Хотя иногда жалуется, что снежки закончились, и не замечает под ногами сугробы. Наверное, они все желтые.

Ждать, пока злодей отвернется, отойдет к стене и вдумчиво ее рассмотрит, – удручающее и обязательное занятие. В демо были эпизоды, где нельзя попадаться. Крадешься по охраняемому двору, вырубаешь одного бедолагу за другим, чувствуешь себя ниндзя-казаком. А затем последняя цель резко поворачивается и замечает тебя. Все, миссия провалена, начинайте заново. Ужасно бесит!

Можно бы сказать, что Кирша не хочет рубить людей зря. Вот только после стелс-вылазки его замечают по сюжету, и резня начинается сама собой. Я бы предпочел изначально иметь выбор: стелс или мясо. Но разработчики решили принудительно разнообразить геймплей. Вот только корявый обязательный стелс никто не любит – ни в недавней «Мафии», ни в грядущем «Земском Соборе».

📌 У «Смуты» будет спин-офф. Как так вышло, если все ругали игру?

Еще разработчики развлекают однокнопочным QTE. То есть механикой, которая процветала лет 20 назад, а теперь забыта. Если помните, в оригинальной Resident Evil 4 хватало QTE, но из ремейка их вырезали. Потому что Capcom сочла механику устаревшей. А в «Земском Соборе» я много раз долбил по пробелу, чтобы победить в армрестлинге или открыть ворота.

Также поучаствовал в кулачных боях, где ни разу вовремя не нажал на «E». Подумал, что с моей реакцией киберспортсменом не стать, а потом выяснил: все коллеги тоже провалили QTE. К счастью, побеждать необязательно. Кирша пропустит пару хуков и завалится в грязь, но потом отряхнется и отомстит.

Обычные бои – достоинство «Земского Собора». Они кратно лучше, чем в «Смуте»: появились новые удары и комбинации, прицельная стрельба и метание ножей, внятное парирование и адекватные пинки. Вполне весело залететь в толпу и помахать саблей, ловко увернуться от выпада и заскочить за спину или лихо прыгнуть и пробить глухую оборону.

Минус в том, что Кирша, несмотря на фокусировку на враге, часто бьет в пустоту, а анимации ударов прерываются неохотно. Один раз я неудачно прыгнул – пока летел, враги провернули пару комбинаций. В итоге казак приземлился уже мертвым, потом заново участвовал в непропускаемых кат-сценах и перепроходил несколько боев.

Драки мне умеренно понравились. Но хватит ли их, чтобы удерживать внимание 6-7 часов полного прохождения? И компенсируют ли они сомнительный стелс? Сложные вопросы.

Лично я багов не встретил, но, когда следил за прохождением коллеги, повидал много чудес. Левая кнопка мыши переставала работать, а Кирша отказывался метать ножи, хотя в инвентаре лежала парочка, и вообще сменил бег стильной лунной походкой. Не особо переживаю за эти мелочи: разработчики все записали и обещали исправить.

Как и не переживаю за визуал. Он традиционно классный: укутанная снегом Москва завораживает, освещение приятное, во дворах и кабаках полно очаровательных деталей вроде раскиданного по телегам добра. Осталось выяснить, как все будет работать на средних ПК, потому что на мероприятиях стояли не компьютеры, а звери на базе RTX 4070 Ti.

Ждем?

«Земский Собор» прокачался и играется веселее «Смуты». Кирша не наматывает километры по миру, а благодаря коридорности всегда находится в центре событий. Жаль, что эти события не всегда интересные: драки вполне приемлемые, но принудительный стелс заменяет снотворное. Прятки от врагов, где цена ошибки – мгновенный перезапуск, вряд ли уберут. Может, их хотя бы будет мало? Ведь так, «Сайберия Нова»?

* * *