Как провал «Смуты» повлияет на российский геймдев? Собрал мнения разработчиков
«Я думаю, всем насрать!»
«Смута» с самого анонса привлекла колоссальное внимание – больше обсуждали разве что Atomic Heart. Геймеры рассчитывали на веселое приключение, но получили забагованную и скучную игру. Но как провал «Смуты» повлияет на российский геймдев?
📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Михаил Светлов, основатель Odd-Meter, разработчик игры INDIKA
«Не думаю, что ситуация со «Смутой» как-то повлияет на российский геймдев. На мировой рынок игра, к счастью, не вышла, а внутри страны к ней уже давно сложилось специфическое отношение. На мой взгляд, «Смута» в первую очередь воспринимается как проект на госфинансировании, а не большая русская игра. Это проект-мем, этакие «Русы против Ящеров» за полмиллиарда рублей. Но денег, конечно, жалко. Наших денег».
📌 «Мне постоянно угрожают убийством». Интервью с разработчиком INDIKA, игры об одержимой монахине
Глеб Кадомцев, директор по маркетингу и PR Game Art Pioneers (разрабатывают Distortion)
«В прошлом году вышла Atomic Heart, что стало мощным бустом для российского геймдева. Появился повод в него поверить и следить за ним с большим вниманием. Однако разработчикам The Day Before и «Смуты» удалось невероятно легко ######## [разрушить] надежды российских игроков.
Главная проблема «Смуты» – это ее PR и маркетинг. Изначально было понятно, что игра привлечет особое внимание в том числе из-за участия государственных средств. Я боюсь, что разработчики так до конца и не осознали, насколько большая ответственность оказалась на их плечах. Они должны были доказать, что хорошей может быть:
- историческая игра в сеттинге Смутного времени (уже довольно спорно, так как это не самая интересная и привлекательная стилистика относительно других исторических сеттингов вроде Древнего Египта, Греции или какого-нибудь классического Средневековья);
- игра от российских разработчиков;
- игра, сделанная за государственные деньги;
В итоге все три момента были провалены.
Я думаю, что государственные фонды продолжат вкладываться в игры, ведь они понимают важность игровой индустрии для развития цифровой экономики страны, но будут делать это аккуратнее. Возможно, это даже хорошо, так как деньги будут тратиться более осмысленно. Также провал «Смуты» даст понять руководителям фондов, что очень важно договариваться с разработчиками и адаптировать в том числе сроки и KPI.
Однако провал «Смуты» создает огромное количество сложностей для разработчиков. Негативный опыт сильно снижает веру людей в отечественные проекты, и любая игра теперь неизбежно столкнется с огромным количеством скепсиса. Это касается и частных инвесторов, которые тоже следят за рынком.
В общем, «Смута» создала много дополнительных препятствий на пути развития отечественного геймдева, которые придется расчищать следующему масштабному российскому проекту. Он просто обязан выйти качественным и громким».
📌 Поиграл в Distortion, российскую игру за $100 млн. Она реально работает и отлично выглядит
Михаил Чупраков, основатель niceplay games, разработчик игры Potion Craft
Заявление, что «игра вышла слабой» – спорное. Смотря с чем сравнивать. Каждый день выходят сотни игр совершенно разного качества и бюджета. Люди, которые не очень знакомы с индустрией, думают, что на игру выделили огромные деньги. Хотя по факту это стандартный бюджет.
Есть проблема маркетинга и ценовой политики. Грубо говоря, игра многими воспринимается как отечественный «Ведьмак», но позиционирование разработчиков совершенно другое. Это больше визуальная новелла, чем RPG, поэтому многие ожидания не оправдались. Цена еще и высоковата, особенно с учетом того, что в России за игры не привыкли платить большие деньги.
У игры объективно интересный незаезженный сеттинг и красивое визуальное оформление. Остальные элементы хромают, но как минимум за сеттинг и визуал можно поставить лайк.
Какое влияние такой неудачный кейс окажет на нашу индустрию? А я бы не назвал это неудачным кейсом. Игру сделали? Сделали. Что-то интересное в ней есть? Есть. Вот если бы отменили разработку, не доведя до релиза, это был бы неприятный момент.
К российским играм теперь будут относиться с большим недоверием? Сомневаюсь, что влияние будет плохим. Скорее, наоборот. Даже если это будет в контексте «они за такую сумму сделали плохо, а мы можем в два раза дешевле сделать хорошо».
Владимир Белецкий, основатель Morteshka, разработчик игры «Черная книга»
«Думаю, провал ни на что не повлияет. ИРИ по-прежнему будет выдавать гранты. Скорее всего, с их точки зрения релиз прошел относительно удачно.
Внешние инвесторы смотрят на конкретные команду и проект, поэтому успех или неуспех отдельных игр мало на что влияет. У игроков не было завышенных ожиданий по поводу «Смуты», так что ничего неожиданного не произошло».
📌 Поговорили с создателем «Черной книги». Как живут российские студии и во что играют разработчики
Дмитрий Качков, основатель Sobaka Studio, разработчик игры Redeemer, 9 Monkeys of Shaolin, «Киборг»
«Думаю, что всем насрать! Не знаю, как более серьезно прокомментировать. Такое уже происходило и будет происходить. Случай с The Day Before ни на что ведь не повлиял. Взглянув на нашего «Киборга», геймеры вряд ли будут ассоциировать его со «Смутой».
Я читал что игра окупилась уже на стадии предзаказов.
И у него, кстати, в отличии от кринжовой "Смуты" игра вышла отличная. В ней есть и демонстрация интересных механик. Хорошая анимация. Сюжет. Графика в целом - норм. Саундтрек в целом норм. Озвучка норм. А это значит заказчик в целом добился, от актеров, которые озвучивали, и от того кто делал саунд того чего хотел. Игра которой легко можно поставить 8/10, и видно большой творческий потенциал у разработчика, который понимает, что делает и который понимает как сделать - это интересно и качественно. Хорошая демонстрация творческих и профессиональных возможностей.