Чудесная поп-культура
Блог

Поговорили с создателем «Черной книги». Как живут российские студии и во что играют разработчики

О хоррорах, славянской культуре и господдержке.

«Мортешка» – самая самобытная игровая студия России. Разработчики не смотрят на тренды и выпускают адвенчуры с необычными сеттингом, врагами, сюжетами. К примеру, основой «Человеколося» стала финно-угорская культура, а «Черной книги» – коми-пермяцкая. Сейчас разработчики создают хоррор, злодеем которого станет Лихо Одноглазое, злобный дух из славянского фольклора.

Я пообщался с основателем студии Владимиром Белецким. Что он думает о господдержке, почему в качестве противника выбрали Лихо и зачем «Мортешка» делает хоррор?

Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

Про успех «Черной книги» и провал дополнения

– «Черная книга» вышла 2.5 года назад. Раньше ты не говорил о стоимости разработки и продажах. А сейчас?

– «Черную книгу» мы выпускали вместе с издателем. Информация о финансах под NDA (соглашение о неразглашении), поэтому по-прежнему не могу рассказать. Но для нашей студии это определенно успешный проект.

– Как успех «Черной книги» отразился на студии? Чему научились?

– Команда сейчас того же размера, пять человек, но планируем немного расшириться. Научились мы многому: например, портированию на разные платформы, автоматизации процессов. Хотя всегда необходимо продолжать обучение, это бесконечный процесс. Успех «Черной книги» позволил дальше браться за рискованные идеи.

– Как оцениваешь релиз дополнения «Бесконечные битвы»? Считаешь его успешным в плане продаж и отзывов?

– «Бесконечные битвы» мы обещали нашим бэкерам во время кампании на Kickstarter. Это небольшое дополнение на основе механик игры. Широкой аудитории оно не зашло, успешным я его не считаю. Это повод извлечь уроки и научиться новому.

Про издателей и господдержку

– Как на «Мортешке» отразились события февраля 2022 года? Какие трудности были?

– Пришлось серьезно пересматривать все процессы. Команда теперь разбросана по всему миру, переезды заняли больше времени, чем хотелось бы. Сокращений не было, но все это затрудняет разработку.

– «Черную книгу» издавала HypeTrain Digital, а теперь вы выпускаете игру сами. Почему?

– Возможно, игра обзаведется издателем: мы все еще раздумываем, выпустить игру самостоятельно или найти партнера. Все-таки опыт самиздата уже был, первый проект мы запускали сами.

– Игры о русской культуре часто получают господдержку. Взять хотя бы «Смуту». Вы не пробовали получить инвестиции от государства?

– Мы хотим остаться независимой студией. Любые инвестиции от государства влекут за собой отчетность, на которую у маленькой студии нет времени. Также есть набор требований, который не всегда нам под силу или идет вразрез с предпочтениями. 

О новой игре «Лихо одноглазое» и черно-белой гамме

– В вашем портфолио есть адвенчура и карточная игра. Почему в этот раз решили сделать хоррор от первого лица?

– Когда несколько лет работаешь в рамках одного жанра, устаешь от него. Хочется попробовать свои силы на новой стезе. Мы решили отдохнуть от RPG и попробовать хоррор – тем более «Черная книга» изначально планировалась более хтонической, чем получилась в итоге. «Лихо одноглазое» – повод вернуться к исходным идеям.

– Кажется, что по масштабу «Лихо Одноглазое» не дотягивает до «Черной книги». Почему так?

– «Черная книга» охватывала весь спектр низшей демонологии, а «Лихо» рассказывает всего один сказочный мотив. Поэтому создается ощущение меньшего масштаба. Впрочем, это двоякое впечатление: минута срежиссированного хоррора требует больше сил, чем минута нарративной игры с боевкой. 

Сейчас мы пытаемся взобраться на новую ступень по сравнению с «Черной книгой». Улучшаем графику и делаем геймплей более минималистичным и продуманным. 

– Почему в качестве злодея выбрали Лихо?

– Сюжету о Лихе уделяют мало внимания. Баба Яга встречается часто, а Лихо оказывается обездоленным. Мы всегда берем в работу малозаметные сюжеты и сеттинги, так что Лихо казалось естественным выбором. 

– В игре черно-белая цветовая гамма. Это не оттолкнет геймеров, которые в общей массе предпочитают яркие цвета?

– Это одновременно попытка выделиться и возможность снизить затраты на разработку. Аудитория действительно может сократиться. Зато за счет необычности, в том числе визуальной, мы привлечем игроков, которым интересна именно наша игра. Таких игроков может оказаться достаточно.

– В демо можно ходить, поджигать свечи, задвигать ставни и решать головоломки. А какие еще механики будут? Появится ли стрельба?

– Нет, стрельбы не будет. Только новые взаимодействия, основанные на механиках из демки.

– Сколько времени займет прохождение? Будут ли разные концовки?

– Планируются два часа игрового времени и две концовки. 

– На YouTube мало прохождений и прочих материалов про «Лихо». Кажется, что демоверсия получила мало внимания. Не переживаешь об этом?

– Было бы здорово увидеть прохождения демки от крупных стримеров, но мы не переживаем об их отсутствии. Надеемся, что нас заметят на релизе. Все же демка довольно короткая.

– Рассчитываете на стримеров, которые часто проходят хорроры и рекламируют их?

– Это приятный бонус жанра, но мы выбрали его по другой причине. Именно хоррор позволяет интересно рассказать сказку о Лихе.

– Есть ли примерное окно релиза?

– Мы планируем релиз в конце 2024 года, но решение предстоит пересмотреть ближе к делу. Все зависит от скорости разработки и наличия соседних релизов. 

– Если на релизе в «Лихо Одноглазое» поиграет 100 человек, что будешь чувствовать? Провал?

– Скорее всего, да. Это поставит под вопрос дальнейшие проекты.

О хороших хоррорах и российских играх

– Есть хорроры, которыми ты вдохновлялся? Какие любишь?

– Из игр – Mundaun, Return of Obra Dinn, Visage, Madison. Из фильмов – хорроры студии А24, «Вий» Ершова, японские ужасы. Я люблю хорроры, которые берут атмосферой, погружают в происходящее на экране. 

– Посоветуешь другие игры от российских разработчиков?

– Из отличных релизов в этом году: The Bookwalker, «Неясное», Torn Away.

– А во что играют ребята из «Мортешки»? 

– У каждого свой бэклог. Сейчас в тренде Alan Wake 2. Сам я вернулся в WORLD OF HORROR, так как она недавно релизнулась.

– Появится ли в вашем портфолио игра о новой культуре? Может, о греческой или скандинавской?

– О греческой и скандинавской вряд ли, потому что таких проектов и без нас сделано много. Если имеется в виду не русская культура, то это возможно. Может, это будет необычный сеттинг, как в случае с «Человеколосем».

– Почему игры связаны с коми-пермяцкой и финно-угорской культурами? Хочешь привлечь к ним внимание? 

– «Черная книга» лишь поверхностно затрагивала финно-угорскую мифологию, как и «Лихо». Я бы сказал, что в этих играх есть отсылки к истокам студии. Цели привлечь внимание игрока к культуре у нас нет. Мы просто пытаемся показать, что необычные и локальные сеттинги тоже могут быть интересными.

2 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
В этом году после Атомик Харт ( который не понравился) решил уделить время отложенным в долгий ящик российским играм: Господину Бранте и Черной Книге. И как же я кайфанул от обоих.
0
0
0
Ответ Andy93
В этом году после Атомик Харт ( который не понравился) решил уделить время отложенным в долгий ящик российским играм: Господину Бранте и Черной Книге. И как же я кайфанул от обоих.
Очень ждал Mother of All Secrets от разработчиков Сира Бранте, но игру отменили(
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий