Пацанский киберспорт. Как в Москве проходил главный турнир года по файтингам
Георгий Ядвидчук посетил Moscow Fighting Arena, где соревновались лучшие игроки в Street Fighter, Mortal Kombat XL и Guilty Gear Xrd -REVELATOR-.
Чувствуй себя как дома
Московский многофункциональный культурный центр прячется в небольшом здании, рядом с которым расположен колбасный магазин. Вывеска словно маяк для голодающих. И ничто не намекает на то, что по соседству проходят соревнования по файтингам. Только группа молодых людей в костюмах, которые вышли покурить в перерыве между матчами.
Внутри ММКЦ все напоминает о турнирах прошлого: клубная атмосфера, столы с консолями PS4, бегающие по всему залу администраторы и десятки посетителей (150-200 человек только среди участников). Здесь довольно сложно разобрать, кто игрок, а кто зритель. Обычно все сливается в одном человеке. Ты либо участвовал в соревнованиях, но проиграл или ждешь очереди, либо просто очень любишь файтинги и пришел поддержать друзей.
В отличие от того, что наблюдаешь на больших турнирах со звездами из мира CS:GO, Dota 2 или League of Legends, здесь своя ламповая атмосфера, правда, и масштаб не тот: не стадион и далеко не крупный концертный зал. Однако у Moscow Fighting Arena есть своя фишка: мероприятие скорее напоминает посиделки в большой компании друзей, которые ежегодно собираются вместе. И никаких столов, ломящихся от ящиков пива. Все культурно. Разбиваются виртуальные лица, ломаются нервы после поражения.
Да и звезды здесь не то, что мы привыкли видеть обычно. Игроки после матча постоянно смешиваются с толпой, общаются со зрителями, следят за тем, как другие шпилят на консолях, и поддерживают своих. На первый взгляд, попахивает ванилью, но в России не до мемчиков в Twitter и трештока. Можно и огрести.
Мечта всего СНГ
В холле сидят француз с англичанами, которые приехали на соревнования по Street Fighter, ради оплаченной путевки на европейский чемпионат и турнирных очков Capcom Pro Tour.
— А что у вас не действуют никакие региональные ограничения? — спрашиваю я у Игоря Бугаенко, помощника организатора турниров.
— Почему нет? Это нормальная практика для игроков — кататься по миру и играть, — отвечает он.
Только не в случае с участниками из СНГ, поскольку их заработок, как правило, не позволяет разъезжать по Европе. Учитывая текущую экономическую ситуацию в той же России, а также проблемы с турнирами и призовыми, десять раз подумаешь: стоит ли тебе ехать куда-либо с таким курсом на евро. Вроде все и привыкли, но кому хочется быть кибертуристом и потом сидеть на чемоданах и жалеть?
— Сегодня на MFA приехали около 7–8 зарубежных игроков. Они говорили о том, что уровень [у наших ребят] очень хороший, и они были удивлены, что у нас до сих пор нет спонсированных игроков, —добавляет Антон Матлин, главный организатор MFA.
Ситуация очень похожа на то, что происходит в StarCraft. Только сейчас в СНГ от него остались одни воспоминания. Раньше было большое количество команд, организаций, а сейчас едва ли наберется пять сильных игроков на весь регион. Однако у сообщества виртуальных единоборств больше мотивации биться за свою сцену и мечту. Выиграл MFA — поехал на самый престижный чемпионат по файтингам в мире. В случае с Mortal Kombat XL и Guilty Gear Xrd -REVELATOR- речь идет об американском Evolution (EVO). У SF5 свой главный турнир года (правда, и на EVO ему тоже есть место). Пусть ниточка, но за нее все держатся, потому что каждый мечтает приехать на соревнования, где участвуют исключительно лучшие.
«Файтинги — очень русский вид спорта»
При общении с организаторами MFA или ребятами в зале все сходятся к тому, что файтинги привлекают как раз тем, что ответственность за любые действия лежит исключительно на тебе.
«Если ты проигрываешь в бою, проблема исключительно в тебе самом. Это не командный вид спорта, нет отмазок типа „моя команда крабы“ и т. п. Все исключительно твоя вина. Ты либо можешь играть лучше, либо не можешь, и тебе приходится уходить. Поэтому у нас не очень большое комьюнити, но очень сильное. Я считаю, что те, кто профессионально играют в файтинги — характером должны прямо железные быть», — говорит Матлин.
Киберспортсменов можно упрекнуть в том, что кнопки нажимать — это не в зале по голове получать. Однако в сообществе есть люди, которые занимаются различными боевыми искусствами в качестве хобби.
— Как считаешь, занятия тем же джиу-джитсу поможет в виртуальной игре?
— В файтингах властвует принцип йоми, который пришел из единоборств. Йоми — некие уровни понимания противника, когда ты можешь «читать» его действия. Считается, что есть первый, второй и третий уровень. С точки зрения понимания, что хочет сделать твой противник, что он может придумать — файтинги хорошо качают это. По крайней мере, я слышал такие отзывы, что в единоборствах тоже важно предугадать, что хочет сделать твой противник и помешать ему, чтобы он оказался в ловушке.
— Файтинги — про нас?
— Я вообще считаю, что файтинги — очень русский вид киберспорта, потому что 1 на 1, все по-пацански, понимаешь? Все зависит от тебя. Классическое «пойдем, выйдем». Что-то в духе «давай „мани—матч“ забьем». То есть я тебе проиграл в турнире, пошли сядем за вот эту консоль, вот косарь, вот пять косарей, и давай я тебя выпорю, потому что ты меня унизил на турнире, потому что ты вообще ни о чем. Конечно, до рукоприкладства не доходит. По крайней мере, за 10 лет ничего такого не было. Но вот эти эмоции, горячая кровь — это про русских, мне кажется.
В этот момент группа людей выходит из здания и заворачивает за угол. «Что, уже морды идут бить?» — думаю я. Через пять минут возвращаются назад с косплеершами.
Культура консолей и аркадных автоматов
В Америке и Азии свои правила и своя история. В США как раз любят подтрунивать над оппонентами в социальных сетях. Иногда даже бывает, что киберспортсмены серьезно ненавидят друг друга. Но это все для того, чтобы выйти на сцену и размазать противника в виртуальном бою. Только это имеет значение.
«Со слов [американских игроков] комьюнити намного менее дружелюбное, но за счет этого гораздо более конкурентное. То есть многие реально друг друга не любят и хотят побить если не в реале, то хотя бы в файтинге. Не знаю, насколько это правда, но это с их слов», — рассказывает Игорь Бугаенко.
Так или иначе, американцы построили с нуля Evolution — самый крутой ежегодный турнир по файтингам. Это сейчас его превозносят и на него равняются. Раньше файтинги считались маргинальной историей. Однако нашлись люди, которые смогли организовать все с умом. Дополнительным бонусом стал запуск новых игровых консолей PS3 и Xbox, на которых начали выходить файтинги всех мастей.
«Из местечкового турнира, на который приезжало несколько сотен человек, сравнимого по масштабам с тем, что у нас сейчас, EVO благодаря грамотным действиям и росту комьюнити превратился в турнир мирового масштаба с большим количеством спонсоров. В одной Street Fighter принимает участие 2–2,5 тыс. человек», — жонглирует цифрами Бугаенко.
По его мнению, американская культура по файтингам принципиально от нашей не отличается. Просто у них было больше времени и популярность консолей.
В Азии все началось еще раньше. Первые файтинги выходили еще на аркадных автоматах, в которые они резались с утра до ночи. Так что большое количество игровых заведений и соревнований по Street Fighter, Mortal Kombat и другим играм превратили корейцев и японцев в одних из самых сильных прогеймеров на планете. Да и вообще у всех азиатских киберспортсменов максимально серьезный подход к любой дисциплине. Они таким образом самосовершенствуются через игру.
«Есть такой собирательный термин „рисовые культуры“, культуры в которых в сельском хозяйстве долгое время основную роль играл рис (такая небольшая байка на тему). Посадка риса и уход за ним на самом деле требует дикого внимания и тщательности. И это приучает к концентрации внимания, позволяет доводить до совершенства, что очень полезно в файтингах, где не последнюю роль играет исполнение и точность всех комбинаций», — отметил Игорь Бугаенко.
Народный чемпион
Кун «Xian» Сянь Хо, или как его у нас называют Ксиан, начал свой путь с игры Super Street Fighter IV: Arcade Edition, там он занял первое место в рейтинге Shoryuken. Главным достижением киберспортсмена стала победа на EVO 2013, где он обыграл своего же напарника по команде — Tokido.
Важно понимать, что Сингапур считался одним из слабейших регионов по Street Fighter в те годы. Так что никому и в голову не могло прийти, что Сянь заберется так высоко, а он приехал и всех удивил.
Когда киберспортсмен вернулся на родину триумфатором, то открыл собственный аркадный зал и начал учить других людей играть в SF. Правда, занятие бизнесом он прекратил год назад из-запостоянных разъездов и поездок на зарубежные турниры. Но его любят дома и тепло встречают везде, куда бы он ни приехал.
Сейчас у него титульный спонсор Razer и хорошая зарплата. Но, похоже, он как был, так и остается очень скромным, спокойным и рассудительным киберспортсменом. Он входит в 10-ку лучших по версии Shoryuken, но при этом никогда не недооценивает своих соперников. Сянь, пока был в Москве, отметил уровень мастерства русскоязычных игроков.
Practicing with Russian gaming community! Everyone is really nice 😊 pic.twitter.com/pmoWCQaXkl
— RΛZΞR Xian (@XianMSG) 12 июня 2016 г.
На MFA все пророчили ему победу. Даже те европейцы, которые приехали на чемпионат в Москву, хватались за голову и не могли нащупать слабое место. Только финалисту удалось выбить Сяня из равновесия и добавить финалу вкус интриги. В конечном счете, сингапурский игрок, московский любимец публики, взял путевку на европейский чемпионат в красивейшем матче. Его F.A.N.G оказался сильнее лучшей Laura Европы.
После очередного триумфа он похвалит русскоязычных игроков и отметит дружелюбность локального сообщества.
«Мне кажется, вашим игрокам нужно больше посещать турниров в Европе. Тогда они будут еще сильнее», — заключил победитель MFA.
Культурные стереотипы
Во время чемпионата Европы по футболу мы по обычаю ругаем собственную сборную и тренера, которые проигрывают там, где должны побежать, и показывают хороший результат в матчах, в которых у них не было и шанса. Здесь не хватило, там не доиграл, тут мяч передержал, постоянные разговоры об омоложении состава. Тренеры уже не знают, как угодить нашим болельщикам. Но за что бы мы не взялись, все получается плохо.
В файтингах уровень мастерства наших игроков то считают средним, то наоборот — опускают киберспортсменов поглубже на дно и говорят, что у них нет шансов на международной арене. Безликие. И дело не только в деньгах, которые выступают основным мотиватором для киберспортсменов, но и в тех самых стереотипах. У нас нет того, что есть у тех же азиатов.
«В России, опять же в рамках культурных стереотипов, очень мало игроков, которые вкладывают в это много времени и усилий. Вообще очень сложно во всех дисциплинах грамотно тренироваться, любой из нас может наиграть тысячу часов, если ему игра нравится. Но вот так, чтобы прокручивать в голове каждый бой, делать какие-то выводы, почему я победил, почему я проиграл, самоанализ —с этим у азиатов гораздо лучше, а у русских игроков похуже.
По моим наблюдениям, в России очень часто выигрывают не те, у кого технически идеально поставлены некоторые вещи, а те люди, которые могут перестраиваться на ходу, подстраиваться под противника, читать его.
Опять же в файтингах это очень важное умение, потому что длина одного боя — две минуты. Ни в одной дисциплине, в самой быстрой, в шутерах, гонках, Quake — таких сроков нет. Судьба одного чемпионства решается за такой вот короткий бой. Поэтому, мне кажется, многим русским игрокам не хватает мотивации, усидчивости и самоанализа», — делится со мной мнением Игорь Бугаенко.
«Кого ты петухом назвал?»
Дмитрия «Dock» Колесова, победителя MFA по Mortal Kombat XL, сложно упрекнуть в отсутствии усидчивости. До главного турнира в СНГ он в течение двух недель усиленно тренировался. «Спал, ел, играл, спал, ел, играл», — так он описывает мне свой подготовительный процесс. И так 24 на 7. Только по пятницам и суббота Дмитрий работал фотографом на мероприятиях, а все остальное время он с головой погружался в MK.
— Какое место рассчитываешь занять на EVO?
— Думаю, в топ-8 войду. По крайней мере, попытаюсь. Для меня это был бы идеальный результат. Если получится забраться дальше, будет еще лучше. Там очень сильные игроки, но все зависит от сетки, в принципе. У меня есть американская версия MK, и я играю с этими ребятами. Играем ровно, но есть те, безусловно, кто лучше меня играет.
Пока жил в Сибири, Дмитрий вместе с другом смотрели MFA и поигрывали иногда в Mortal Kombat 9. В 2014 году он переехал в Санкт-Петербург, влился в местную тусовку, начал серьезней увлекаться файтингами и пошло-поехало. Mortal Kombat перестала быть просто развлечением.
— Насколько тяжело совмещать работу с профессиональным увлечением в MK XL?
— Одно другому мешает. Если ты на что-то делаешь упор, второе начинает отставать. Либо можно быть крутым файтером и средненьким фотографом, либо крутым фотографом и средненьким файтером.
— Что для тебя важнее?
— Я пока выбрал файтинги, потому что я и так уже средненький фотограф.
Ему нравится, как общаются между собой профессиональные игроки за океаном: с шутками за 300 и постоянными подтруниваниями. Спокойный, веселый, крепкого телосложения. Да, такому и потроллить можно кого-нибудь.
«У нас такого нет, как в Америке. У нас Dangos (прим.: прогеймер из России) „потрештокал“, так ему чуть лицо не набили тут на MFA. Он там петухом кого-то назвал. Пришли в итоге пацаны: „Ты чего, кого петухом назвал? Пойдем, поговорим и все дела“. На этом все и закончилось. У них [американцев] вообще уровень другой. У них и кланы есть, где ребята на зарплате сидят и играют», —рассказывает Колесов.
По его словам, MK XL держится благодаря компании ESL. Соревнования проходят регулярно раз в неделю, и там можно поднять около 500 долларов. Основное опасение российского киберспортсмена —прекращение финансирования со стороны разработчиков и ESL.
— Если EVO пройдет, и ESL не будет, стоит ли играть? Игра-то нравится, безусловно, аппетит есть. Просто смысл вот такого задротства? Просто так, чтобы в интернете убивать?
— Не интересно после файтингов попробовать заняться боевыми искусствами?
— Наверное, нет. Лучше чем-нибудь другим заняться… Я люблю кататься вообще. Я же сибиряк. Мне нравится сноубординг, в Питере лонгборд есть. Сноуборд я не привез, потому что в Питере негде кататься. Я посмотрел на эти горы и сказал: «Я лучше буду в Сибирь ездить». Лучше экстриму посвятить время.
— Файтинги тоже в своем роде некий экстрим.
— А я так и начал играть примерно. Мы катались на горе. И там турнир проходил по MK9. И сноуборд за первое место разыгрывали. И я такой: «О, классный сноуборд. Давай тренироваться». Я умел играть. Был чемпионом двора. Думал: «Убью всех, заберу». В итоге меня какой-то чувак убил. Мы с ним потом познакомились, начали играть, «апались» на равных. Я его по мастерству догнал, поскольку ему вообще не с кем было играть. Так бы, наверное, я бы не играл, если не он. Потом я переехал в Питер, а он там и остался. Болел вот за меня сегодня.
За те 5 часов, что я провел здесь, я понял, что MFA не нужны стадионы и гигантские экраны, которыми меряются организаторы турниров. Им вполне комфортно и так. Конечно, хочется собирать залы побольше, делать яркое шоу и продвигать культуру файтингов в массы. Глядя на EVO с его рингами и выходами под музыку рестлеров, фантастическую поддержку зала (за боксеров порой так не топят, как там), на пышный и мигающий Лас-Вегас, на постоянные приколы со стороны игроков, хочется, чтобы здесь было также. Лампово и дружелюбно. Но без тех гигантских денег, которыми затопили Dota 2 и League of Legends.
«Комьюнити остается сплоченным, потому что у него есть свой стиль, свое ярко выраженное лицо, и его сложно будет потерять, — успокоил меня Антон Матлин. — Люди не захотят так легко променять все, что у них есть, ради денег».
Фото: Fighting.ru, из личного архива Дмитрия Колесова. Xian Twitter.