Daily Oracle
Блог

Турниры и лиги в киберспорте: они больше похожи на футбол или теннис?

Сравниваем с традиционным спортом.

Пока Томас Бах придумывает все новые проблемы, мешающие киберспорту войти в состав Олимпийских игр, все быстрее растет число зрителей у турниров по FIFA19, League of Legends, DotA 2, CS:GO и Overwatch. Киберспорт очень разнообразный, но вникнуть в него несложно: почти у всех турнирных систем есть аналоги в большом спорте. 

Overwatch – НБА/НХЛ

 

Overwatch – шутер, где две команды по шесть человек выбирают персонажей с уникальными способностями и идут сражаться. Компания-разработчик Blizzard сразу позиционировала Overwatch как мировую киберспортивную дисциплину и скопировала устройство своей чудовищно амбициозной Overwatch League с традиционных американских спортивных лиг. Сравниваем:

• Матчи в OWL играются на четырех различных картах. Дальше определяется победитель – почти как четверти в баскетболе.

• Платное участие в закрытой лиге. Участники первого сезона платили по 20 млн долларов за франшизу и место в лиге; по данным ESPN, стоимость слота во втором сезоне достигает $60 млн. Это безумные по меркам киберспорта деньги.

Ниже Overwatch League – региональные Лиги (Overwatch Contenders). Здесь играют как организации, которые не смогли или не захотели покупать место в OWL, так и академии команд OWL. Это аналог фарм-лиг вроде АХЛ.

• Минимальный потолок зарплат и гарантии для игроков. В той же Доте вполне себе нормальным будет участие на майноре команды без спонсора и каких-либо контрактов и зарплат.

• Команды из разных штатов и даже стран. 11 команд прикреплены к городам из США, 4 представляют Китай, две – Канаду, и еще по одной – у Англии, Франции и Южной Кореи. И пока такая мегаломанская идея столкнулась с очевидными препятствиями.

1. Все игры проходят на одной арене, в Лос-Анджелесе. С чего в таком случае жители Шанхая, да и Китая в целом, должны болеть за команду Shanghai Dragons? Думаете, за игроков-китайцев? Сейчас в активном составе «Шанхая» 8 корейцев и только один китаец. 

2. Внутри лиги нет лимита на легионеров. Еще один пример – «Лондон», победитель (!) первого сезона OWL. Состав – полностью корейский:

 

Правда, Blizzard все-таки стремится к настоящей системе домашних арен и международных перелетов. В этом сезоне свои арены открыли «Даллас», «Атланта» и «Лос Анджелес»; в них провели по одной серии матчей. Финал OWL-2019 пройдет на «Уэллс Фарго Центр», домашней арене хоккейного клуба «Филадельфия Флайерз», с вместимостью 20 тысяч зрителей. И главное: в сезоне-2020, третьем для Overwatch League, команды Лиги должны открыть домашние арены, принимать гостей и вылетать в другие города и страны. По крайней мере, так обещает босс OWL Нейт Нанцер.

Самые успешные регионы: есть Южная Корея и все остальные. У этой страны особые отношения с играми. Если местной аудитории нравится игра, то превзойти корейцев почти нереально – или они вообще не рассматривают ее как киберспортивную дисциплину. Все или ничего.

Больше всего в OWL именно корейских игроков – 107. США только на втором месте – 24 игрока. На третьем Китай – 14.

А как дела в СНГ?

Всего в лиге играют два российских киберспортсмена – Илья «NLaaeR» Коппалов из Atlanta Reign и Георгий «ShaDowBurn» Гуща из Paris Eternal. Cейчас идет третий этап регулярного сезона из четырех; команды Георгия и Ильи находятся на четвертом и шестом месте в Атлантическом дивизионе. К сожалению, оба игрока не всегда проходят в основной состав. Например, в первом матче лиги «NLaaeR» играл лишь на одной карте из четырех (что иронично, на той, где действие проходит в России).

 

А вот ShaDowBurn первый матч вообще пропустил, и ему наверняка было обидно наблюдать, как команда сенсационно побеждала действующих чемпионов OWL – London Spitfire. Но по ходу сезона ему выдали куда больше игрового времени, чем Илье Коппалову. 

League of Legends – футбол

 

League of Legends максимально похожа по геймплею с привычной нам Дотой: это командная игра, где две стороны по пять игроков пытаются уничтожить базу друг друга. Но в Доте еще 5 лет назад не было вообще никакой турнирной системы (турниры вразнобой организовывались частными операторами; компания-разработчик Доты Valve субъективно оценивала успехи команд за сезон и сама выслала приглашения на The International) – а в Лиге Легенд почти сразу соорудили четкую структуру.

Дело в том, что Лига вышла позже первой Доты, в которой на тот момент уже сформировалась своя просцена и фанбаза. Был и осовремененный клон Доты: Heroes of Newerth, также со своими турнирами и сообществом. Чтобы отвоевать рынок сразу у двух конкурентов, разработчики Лиги – компания Riot – пошли на радикальные меры:

• Завербовали создателя самого популярного сайта по Доте. В 2008 году он, незадолго до выхода Лиги, резко и навсегда закрыл портал. Вместо контента там находились письмо с извинениями и приглашением поиграть в ЛоЛ;

• Получили права на торговую марку «Defense of the Ancients» и отдали их Blizzard. Дело в том, что Дота изначально была модом для одной из игр Blizzard – Warcraft 3. Valve и Blizzard разрешили вопрос мирно;

• Давили на организации, чтобы те не имели составов по другим играм этого жанра. Об этом говорили сотрудник Evil Geniuses и журналист Slasher, а Riot даже не пытались отрицать обвинения.

Итак, в Лиге Легенд есть сразу 14 региональных лиг. Причем в Европе – лишь одна лига. По одной в СНГ и Северной Америке. А вот азиатских очень много: в Корее, Китае, Японии, Вьетнаме, Юго-Восточной Азии. Есть даже отдельная лига под Гонконг/Тайвань/Макао и лига для Океании, где киберспорт развит слабо. 

Из каждой лиги первые N мест (число зависит от силы региона) выходят на чемпионат мира. Регионы посильнее – сразу в групповой этап. Те, где направление еще только развивается, – в отборочный этап. Очень напоминает Лигу Чемпионов, где третье место АПЛ попадает сразу в группы, а чемпион Греции вынужден играть квалификационные раунды.

Отличия от футбола:

Длительность турниров. Лига Чемпионов растянута по всему сезону, а главная часть сезона в League of Legends – чемпионат мира – длится месяц в начале осени и напоминает скорее чемпионат мира по футболу.

Запасные. Если в футболе из одного клуба можно слепить 2-3 состава, то в составах команд по Лиге не наберется даже на второй. 2-3 игрока замены – это большая редкость. Оно и понятно, все-таки киберспорт – не травмоопасное занятие, и форс-мажоры случаются редко.

Самые успешные регионы:

Южная Корея – как и в Overwatch. Посмотрите статистику участников чемпионата мира.

 

• Даже в европейском чемпионате Корея на втором месте по числу игроков – после Дании.

• С 2013 по 2017 год чемпионат мира выигрывали только команды из Южной Кореи. Лишь в этом году случилась сенсация – ни одна корейская команда не вошла в топ-3. Это как если бы «Реал» и «Барса» одновременно не вышли бы в плей-офф ЛЧ.

• У СНГ все плохо – мы предпочитаем Доту. Только в 2012 году команда Moscow Five заняла третье место на чемпионате мира, а уже в 2016 году 5-8-е место команды Albus Nox Luna считалось невероятным успехом.

DotA 2 – Теннис

 

Регулярный сезон в Доте начинается в сентябре и заканчивается в мае – за это время проходит пять майноров и пять мейджоров (даже название как у ТБШ). Из 16 участников мейджора как минимум две команды должны быть из каждого из шести регионов: Северная Америка, Южная Америка, СНГ, Европа, Китай, Юго-Восточная Азия. Да, ни слова об Африке – с киберспортом на этом материке все очень и очень плохо. Квалификации на турнир проходят следующим образом:

• Четыре из восьми команд закрытого отбора попадают туда по приглашению за результаты последних двух месяцев. Еще четыре проходят через открытые квалификации, принять участие в которых может любой желающий.

• Далее восемь команд проводят мини-турнир, где выявляют два (в некоторых регионах – три) сильнейших коллектива. Они и проходят на мейджор.

• Все, кто не попал на мейджор, пробуют отобраться на майнор – турнир на восемь команд (как минимум по одной из каждого региона). Порядок тот же – команды, игравшие в закрытом отборе на мейджор, но не попавшие на него, плюс две-три команды из открытой квалификации. Победитель майнора получает последнюю путевку на мейджор.

На мейджорах и майнорах команды зарабатывают рейтинговые очки. Лучшие 12 по итогам года отправляются на главный турнир – The International. Еще шесть участников определяются в квалификациях: по одному от каждого региона.

Чемпионом первого мейджора этого сезона стала российская команда Virtus.pro.

Отличия от тенниса:

Квалификации. Уникальность Доты в том, что закрытым квалификациям на турнир предшествует открытая, где принять участие может абсолютно любая команда, даже та, которая до этого никогда нигде не появлялась. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте и запустить игру в нужное время. 

• Соревнования стран. Эта особенность касается любой киберспортивной дисциплины – в киберспорте не развита система соревнований по странам – всем правят клубы. Есть турнир WESG, но отношение к нему скорее как к Лиге Наций или Кубку Конфедераций: команды очень неохотно отпускают туда игроков. Тем более, что WESG порой накладывается на рейтинговые турниры: например, Gambit в апреле выступала на майноре без мидера Afoninje, который уехал играть за команду России. Конкуренция на WESG невысокая; как правило хорошо выступают уже сыгранные мононациональные команды. Зато призовой фонд – до 1,5 миллионов долларов.

• Турнирная сетка. На мейджорах участники делятся на 4 группы, и после группового этапа ни одна из команд не вылетает с турнира. Вместо этого первые два места отправляются в верхнюю сетку плей-офф, а третье и четвертое – в нижнюю. (В теории команды могут и вылетать из групп, если того захочет организатор. А организаторы могут быть разные: перед регулярным сезоном турнирные операторы соревнуются за слоты мейджоров. На практике в этом году этого не было ни на одном мейджоре, и не будет на EPICENTER в Москве).

 

• У топовых команд появляется право на ошибку. Это особенно важно, когда два фаворита турнира встречаются на ранних стадиях. 

Самые успешные регионы: 

Китай. Здесь играет вторая команда прошлого The International: PSG.LGD. Да, Pari Saint-German год назад заключила сделку с одной из самых титулованных организаций Китая. У PSG.LGD даже есть шикарная форма от Nike (про знаменитые бренды в киберспорте можно почитать здесь). Сейчас команда занимает пятое место в рейтинге регулярного сезона, но это нормально: китайские команды расслабляются всю первую половину сезона, а затем все равно проходят на The International и уже там жгут как следует. Кроме PSG.LGD в этом сезоне сильны Vici Gaming (пятое место в регулярке) и Keen Gaming (девятое).

Европа. Регион с бешеной конкуренцией и лучшей командой мира прямо сейчас (Team Secret). Последние два титула чемпиона мира отходили именно европейским командам. Пройти квалификации на мейджор в Европе – далеко не то же самое, что отобраться где-нибудь в Южной Америке.

СНГ. Российская команда Virtus.pro уже третий год входит в топ-3 мира, но на The International парням не везло: 5-6-е место два года подряд. Сейчас от «медведей» ждут только одного – победы на главном турнире года.

В этом регулярном сезоне Virtus.pro лишь вторая по силе команда, а на последнем мейджоре в Париже вообще заняла только 7-8-е место (при 16 участниках). Фанаты выжидают и волнуются: сознательно ли VP экономит силы к TI9, или у команды реальные проблемы?

Время расслабляться кончилось: EPICENTER – домашний турнир, и мы ждем от «медведей» мощное выступление перед The International 2019.

Формат ЧМ по футболу устарел. Нужна сетка с двойным выбыванием

«Игра, которая меняет жизни». Геймеры вспоминают, как познакомились с Counter-Strike

5 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Всё-таки мне кажется простому зрителю со стороны было бы проще вьезжать в киберспорт будь там больше именно соревнований стран. В условный футбол так и вьезжают: смотрят Евро где с твоей сборной играет условная Франция, видят классного игрока во Франции, а уже потом узнают, что он играет за какой-нибудь Ювентус и т.д. СНГ команды по прежнему почти мононациональны (ну пара украинцев в русских тимах, пара русских в украиских, это считайте погрешность и одно комьюнити все равно). И нашему болельщику это просто и понятно,  у нас принято "болеть за своих", а не за какого-то рандомного корейца или пакистанца, потому что он скиловый. 
Поэтому мне жалко, что мало турниров по-типу WESGa или HGG, где были именно сборные стран по Хартстоуну.
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Никогда не думал, что дота похожа на теннис (просто не слежу за теннисом). Но сравнение было интересно прочитать Еще больше удивили цифры за вход в лигу Овера
ещё больше удивляет то, что несмотря на такие цифры всё равно находятся желающие купить слот в OWL
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Никогда не думал, что дота похожа на теннис (просто не слежу за теннисом). Но сравнение было интересно прочитать
Еще больше удивили цифры за вход в лигу Овера
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Biofaker
ещё больше удивляет то, что несмотря на такие цифры всё равно находятся желающие купить слот в OWL
точнее сказать, находились
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
а где StarCraft2 и где сравнение с шахматами?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий