Формат ЧМ по футболу устарел. Нужна сетка с двойным выбыванием
Киберспорт может помочь футболу.
Олимпийская система – когда команда проигрывает матч и покидает турнир – так проста и привычна, что мало кто задумывается об альтернативах. Совершенно понятно, почему именно олимпийку выбрали в 1930 году на первый чемпионат мира: тогда в плей-офф выходили всего 4 команды, и было бы глупо не собрать их в два полуфинала.
Но у олимпийской системы куча недостатков, которые ярко проявились и на ЧМ-2018. Недостатков, которые помог бы устранить лучший турнирный формат на свете – двойное выбывание (далее – DE, Double Elimination).
DE уже закрепилась в киберспорте как основная система проведения плей-офф. Конечно, когда нет физических ограничений (даже хорватов бесчеловечно заставлять играть два матча в день, как часто делают команды по Dota 2 и CS:GO), организовать такой розыгрыш намного проще. Но даже в футболе можно ее успешно применять – и я докажу, что это необходимо.
Как это выглядит?
Примерно вот так (не пугайтесь сразу, под картинкой описание)👇
Команды разделены на две сетки: верхнюю и нижнюю – в нижней путь до финала длиннее. Проиграли в верхней сетке – упали в нижнюю, проиграли в нижней – до свидания.
Все результаты матчей условны – я исходил из реально сыгранных матчей на ЧМ, вероятностей победы, и консультировался с Вадимом Лукомским. Разумеется, это условная сетка: если вам кажется, что в ней не хватает сенсаций, или вы просто болеете за Англию, можете ее мысленно подкорректировать – на тезисы ниже это не повлияет.
Я разделил команды просто: победители групп попали в верхнюю сетку (она же «сетка виннеров»), команды со вторых мест – в нижнюю (она же «сетка лузеров»).
Зачем?!
1. Олимпийка не щадит фаворитов
Возможно, вам не повезло с сеткой – и уже в 1/4 финала вы сыграете с еще одним претендентом. Возможно, вам не повезло в конкретном матче – реализация всегда может подвести. Но олимпийской системе плевать на все ваши отмазки: проиграл 90 минут – вылетел. Уже в 1/4 финала нам пришлось расстаться с кем-то из пары Бразилия – Бельгия – любая из этих команд при чуть более удачной жеребьевке могла сыграть в финале. А ведь Бельгия могла и проиграть Японии – в этом случае мы получили бы совершенно слабый и бесполезный четверьфинал Япония – Бразилия, что тоже неприятно.
Как это решается в DE: у любого фаворита, выигравшего группу, есть право на ошибку (а занявший по недоразумению второе место попадет на такого же неудачника). Заодно поднимется важность группового этапа – больше команды не будут прикидывать, а не выгоднее ли им вразвалочку отбегать последний матч ради более простой сетки.
2. Олимпийка очень зависит от жеребьевки
Посмотрите на сетку плей-офф чемпионата мира в России – особенно на нижнюю четверть. Олимпийка устроена так, чтобы разводить 4-8 главных фаворитов по разным ячейкам сетки. Но стоит одному фавориту облажаться в группе, второму – проиграть по пенальти России – и все, мы получаем слабую ветку, где в полуфинал вышли команды, не обыгравшие ни одного по-настоящему классного соперника.
Как это решается в DE: просто посмотрите на симуляцию выше. Чтобы условной Англии дойти до топ-4, ей придется обыграть Испанию, Хорватию и Бразилию. И тогда мы точно будем знать, что свое место в четверке лучших команд мира Англия заслужила, а не получила в подарок.
3. В олимпийке есть матч за 3-е место
У матчей за третье место есть свои фанаты и хейтеры, но глупо отрицать, что слишком много факторов влияют на их успешность. Обе команды должны не потерять мотивацию и играть основными составами. Даже если игроки и правда не забьют на матч, не влияющий почти ни на что, в ход вмешается усталость. В полуфинале или финале любой будет проситься на поле даже с небольшой травмой, в матче за 3-е место – никогда.
Как это решается в DE: матч за 3-е место есть – только он не выведен за сетку, а является ее важной частью. Матчем за 3-е место по сути является финал нижней сетки – проигравший получает бронзу, победитель идет в финал.
4. Олимпийка не показывает прогресс команд
Посмотрите еще раз на картинку выше. Там не зря есть два матча Бразилия – Бельгия (хотя я не подтасовывал, честно) c разным исходом, которые отлично иллюстрируют этот тезис. Для DE это очень важный сюжет: у команд есть шанс развиваться и адаптироваться по ходу турнира, извлекать важный опыт из своих ошибок. Поэтому мне показалось более вероятным, что в финале нижней сетки Тите бы все-таки исправил недочеты первого матча и не оставил шансов Мартинесу.
В олимпийке шанса перестроиться у тебя не будет – разве что в перерыве.
5. Олимпийка слабо разделяет команды ниже топ-4
Вам не кажется абсурдным, что Россия добилась на ЧМ того же, чего Бразилия, а Япония остановилась на одной стадии с Аргентиной? В DE сегментов в два раза больше: 5-6 место отделено от 7-8, а 9-12 – от 13-16. На главном турнире четырехлетия все-таки хочется получить максимально четкое ранжирование команд.
6. Олимпийка редко рождает гениальные сюжеты с камбэками
Снова вернитесь к реальному плей-офф. Чей путь в плей-офф кажется вам самым интересным? Наверное, Хорватии с двумя победами по пенальти или Бельгии, чуть не отлетевшей от Японии. Это неплохие сюжеты, но разве они могут сравниться с тем, как ошарашенный фаворит падает в нижнюю сетку и начинает карабкаться к финалу более сложным и длинным путем?
В 2017 году The International – главный турнир года по доте – выиграла команда, упавшая в нижнюю сетку в первом же раунде, в 2016-м такая команда дошла до финала. Все были в восторге.
И что, препятствий никаких нет?
Есть, конечно. Главное: почти всем командам придется больше играть, а общее число матчей плей-офф вырастет с 16 до 22. Но все равно можно уместить все матчи, не раздувая календарь слишком сильно и не заставляя команды мучиться от изнеможения.
Примерный календарь плей-офф DE
30 июня – 2 матча верхней сетки
1 июля – 2 матча верхней сетки
2 июля – 2 матча нижней сетки
3 июля – 2 матча нижней сетки
4 июля – выходной
5 июля – 2 матча нижней сетки (2 раунд)
6 июля – 2 матча нижней сетки (2 раунд)
7 июля – выходной
8 июля – 2 матча верхней сетки (2 раунд)
9 июля – 2 матча нижней сетки (3 раунд)
10-11 июля – выходные
12 июля – 2 матча нижней сетки (4 раунд)
13 июля – выходной
14 июля – финал верхней сетки
15 июля – матч нижней сетки (5 раунд)
16-17 июля – выходные
18 июля – финал нижней сетки
19-20 июля – выходные
21 июля – гранд-финал
Плей-офф пришлось увеличить на 6 дней (допустимая цена для главного футбольного праздника четырехлетия), но между двумя матчами у каждой команды будет не меньше трех суток.
Да, придется отодвинуть на неделю начало чемпионатов и еврокубков (впрочем, разве при нынешнем формате условный Чорлука не получит дополнительный отпуск от «Локомотива»?) – но возможность максимально точно определить лучшие команды мира того стоит.
С одной стороны, играть придется больше, с другой – разве это нормально, что больше двух матчей в плей-офф ЧМ, самом важном этапе турнира, проводят только 4 команды? Думаю, тренерам по физподготовке не составит труда скорректировать планы под более долгий турнир.
Я прекрасно понимаю, что для многих важнее, чтобы условная Турция могла при везении дойти до полуфинала. Я согласен, что сенсации – это круто, но, мне кажется, их масштабом (на ранних стадиях-то они все равно сохранятся) можно пожертвовать ради объективности и гарантированно мощного финала.
Танцы из Fortnite – в финале ЧМ по футболу
Фото: REUTERS/Dylan Martinez (1,3), Murad Sezer; globallookpress.com/Rodolfo Buhre; globallookpress.com/Darren Staples
Одно дело когда одна команда за компом посидела на пару часов дольше чем соперник по гранд финалу, и совершенно другое дело когда на три часа и в среднем каждый на 20км больше отбегал с пульсом за 150 в предынфарктном состоянии, не говоря уже об эмоциональном напряжении, по которому слава богу дота и киберспорт вообще не сравнится с футболом в обозримом будущем(намного больше аудитория, честь страны и тд)
После выхода команды в ПО болельщики знают, где и когда состоится следующая игра.
"В 2017 году The International – главный турнир года по доте – выиграла команда, упавшая в нижнюю сетку в первом же раунде, в 2016-м такая команда дошла до финала. Все были в восторге." - на скольки аренах в скольки городах проходили игры?
У нижней сетки 6 матчей до финала, у верхней 3. А если дополнительное время? У финалиста нижней сетки будет 10 матчей за месяц. И это после сезона где топы проводят по 50-60 игр. Плюс переезды после матчей.В финале они будут ползать? Нижних просто разорвут после 60й минуты.
Это же не дота где играть можно хоть сутки, а через день ещё сутки.