Блог Киберспортивный журналист
Трибуна

Как воспитать чемпиона The International. Гайд для родителей

От редакции. Вы находитесь в блоге «Киберспортивный журналист», автор которого подробно рассказывает как про киберспорт, так и одиночные игры. Подписывайтесь на его блог, чтобы не пропустить новые тексты! А свои заметки он публикует еще и в телеграм-канале.

Этот текст – часть дня блогеров, который проводится на Sports.ru 27 сентября.

* * *

Киберспорт взрослеет с каждым годом. Взрослеют и фанаты интерактивных баталий. Вчерашние школьники через несколько лет сами станут родителями, и уже их дети будут забивать вам стрелку на руне. Размышляя на эту тему, я задумался: а как я буду воспитывать своего ребенка? Буду ли посвящать его в киберспортивный движ?

Ответов на эти вопросы у меня пока нет, спросите через пару лет. Но я решил выяснить: что нужно делать, чтобы воспитать из ребенка будущего киберспортмена, а то и чемпиона The International? Давайте разбираться!

Дисклеймер: У меня в столе лежит диплом бакалавра педагогического образования. С материалом мне помогала жена, которая является магистром педагогического образования. Кстати, спасибо ей! Тем не менее, статья не претендует на научность. В конце я укажу авторов, на работы которых мы опирались.

Очевидно, что начинать работу по формированию навыков, необходимых для успешной киберспортивной карьеры, нужно с раннего возраста. Нет, не сажать за ПК ребенка, который еще не умеет ходить, я не об этом. Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, на которую и стоит ориентироваться.

Младенческий возраст: 0 – 1 год;

В первый год жизни ребенка развиваются ощущения, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с людьми. Ему необходимы новые впечатления. И для удовлетворения этих потребностей окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной. Как бы банально это не звучало, комнату ребенка нужно оформить яркими персонажами из Dota 2. Полуголая Queen of Pain и сшитый из частей плоти Pudge не подойдут, а вот Snapfire и Puck – вполне.

Для формирования целостности восприятия и наглядно-действенного мышления ребенку нужны игрушки. Благо Valve давно об этом позаботились и выпустили кучу плюшевых персонажей. Конечно, не стоит увлекаться и окружать ребенка только вещами, связанными с Dota 2. Речь скорее идет о включении этих игрушек в дополнение к остальным.

Хотя ребенок в этом возрасте еще не разговаривает, речевая деятельность уже начала свое формирование. Основным его направлением является понимание речи окружающих взрослых. С ним нужно разговаривать – чем больше, тем лучше. И вот тут, пожалуй, стоит воздержаться от чтения вслух гайдов и открытых писем игроков, а также комментирования Вилата перед сном. Мы же все-таки хотим воспитать чемпиона, а не травмировать ребенка с детства. Но вот рассказать сказку про принцессу луны, которую зовут Mirana – более адекватный подход.

Есть ли лор в Доте, и в чем неправа Valve? Решаем главный спор комьюнити

Раннее детство: 1 – 3 года;

Основное нововведение этого периода – возникновение совместной предметной деятельности ребенка и родителя. Взрослый учит его правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и как их использовать. Это не значит, что в один год ребенку стоит дать мышь и клавиатуру и учить прокасту Инвокера. Важно развить моторные функции, для чего подойдет Beasy Board. Есть разные типы для разных возрастов с разным набором предметов. Впрочем, такую штуку можно смастерить и самостоятельно.

Также важно развитие памяти, речи и мышления ребенка. Но на данном этапе развития этих навыков нет смысла делать «киберспортивный» уклон в каком-то из аспектов. Подойдут общеприменимые методики воспитания.

В раннем детстве также оформляется первичная самооценка, но при этом еще не сформировано отношение к результату своих действий как к успеху или неудаче. И здесь важно выдержать баланс между чрезмерными похвалой и строгостью. Объективность – ключ к адекватной самооценке ребенка, правда, стоит все же делать скидку на возраст.

Дошкольный возраст: 3 – 7 лет;

Ролевая игра – ведущая деятельность этого возрастного периода. В рамках этой игры ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы впоследствии. Это тот самый период, когда стоит начать знакомить ребенка с компьютером. Именно «начать знакомить», а не сутками оставлять у экрана, лишь бы он отстал. 

В рамках ролевой игры дети будут копировать поведение взрослых, их ежедневные ритуалы и привычки. И если вы долгое время проводите у компьютера, а то и за игрой в Dota 2, то ребенок это точно заметит и попытается повторить. Важно подробно объяснить: чем вы занимаетесь, зачем и почему ему еще рановато это делать. Ближе к 6-7 годам можно на очень короткие промежутки времени (10-15 минут) подпускать ребенка к ПК и смартфону под наблюдением взрослых.

Также этот возраст – ключевой в плане развития восприятия, мышления, воображения и речи. Формируется полноценная личность ребенка. При регулярных поощрениях со стороны взрослых за положительные результаты действий у дошкольника начинает формироваться устойчивый мотив достижения успехов, что критически важно для будущего киберспортсмена.

«Ребенка нужно хвалить всегда и везде. И ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что он самый красивый, умный и любимый», – отмечает Ирина Ищенко, спортивный врач и мама Натальи Ищенко, Олимпийской чемпионки 2008 года.

Развитию личности дошкольника на этом этапе способствует не только воспитание родителей, но и детский коллектив. В зависимости от способностей, в возрасте около 6 лет его можно записать в шахматную секцию. Эта древнейшая игра поможет развить необходимые навыки, научить стратегическому мышлению и расширит круг общения ребенка.

Младший школьный возраст: 7 – 11 лет;

Дети с iPhone в первом классе – не исключение из правила, а скорее реальность 2020 года. Потому нужно продолжить работу по изучению гаджетов и грамотному их использованию. В том числе, в процесс на постоянной основе можно начинать интегрировать компьютерные игры. Все еще в ограниченном формате и под присмотром старших. Для Dota 2 пока рановато, но есть куча других подходящих возрасту игр, вроде Shrek 2 (олды поймут). Постепенно от аркад и платформеров плавно можно переходить к более сложным и комплексным жанрам.

Говоря «под присмотром старших», я не имею в виду тотальный контроль действий ребенка. Родитель должен стать не надсмотрщиком и карателем, а другом и тиммейтом. Важно хвалить ребенка за игровые успехи, давать подсказки в трудные моменты, объяснять почему все происходит на экране именно так. Наша задача – не просто развлечь ребенка, а сформировать понимание происходящего в игре.

Конечно же, все сказанное выше не исключает чтения книг и знакомства с другими медиа. К тому же, очевидно, что большая часть дня ребенка будет проходить в школе. Задача школы – дать ребенку необходимые знания и воспитать нравственные качества личности. Наша задача – научить его применять эти знания на практике и стимулировать к дальнейшему развитию. Также продолжается работа по формированию самооценки. Она зависит от оценок, даваемых ребенку взрослыми. Самооценка влияет на то, какой мотив будет развиваться и укрепляться у ребенка – мотив достижения успехов или же избегания неудач. 

На базе мотива достижения успехов у младшего школьника закладываются качества трудолюбия и самостоятельности, которые очень пригодятся в дальнейшей карьере профессионального игрока. Главным условием формирования трудолюбия становится систематическое достижение успехов при приложении достаточных усилий и получение поощрения за это. Поощрения от взрослых должны быть более значимыми за те успехи, достижения которых больше определяются приложенными ребенком усилиями, а не имеющимися у него способностями.

«Я сделал словесный понос своей работой». Как застенчивый студент, записывающий интервью в багажнике, стал звездой СНГ-CS

Подростковый возраст: 11 – 15 лет;

Тот самый возраст, когда от просто «видеоигр» нужно переходить к Dota 2, ну или другой выбранной дисциплине. Если вы считаете, что это рано, то вспомните девятилетнего Сашу, который просил президента устроить соревнования по киберспорту. Возможно, это даже поздновато.

На этом этапе родитель из друга и тиммейта должен превратиться в тренера. Для этого, кстати, нужно самостоятельно погрузиться в игру, актуализировать свои знания и понимание всех процессов. Конечно, в идеальном мире мы могли бы просто записать ребенка «в секцию Dota 2», но в реальности такие курсы вряд ли помогут достичь необходимых результатов, потому придется отдуваться самим.

Начинать обучение, конечно же, стоит с игрового лора и основ игры. Это самая интересная и веселая часть. Сначала ребенок будет воспринимать Dota 2 как игру, а не как спортивную дисциплину. Постепенно одно понятие перетечет в другое. Юного игрока должно мотивировать достижение успеха и желание стать лучшим киберспортсменом города, страны и всей планеты. Со временем ребенок сможет определиться со своей внутриигровой ролью и обучение перейдет в активную фазу. Важная часть обучения – его систематичность. Ребенок должен быть готов к потенциальным многочасовым еженедельным тренировкам и затяжным bo5-сериям.  

Также важно не забывать про общую физическую подготовку и социальную активность. Эти аспекты гораздо важнее, чем могут показаться на первый взгляд. Умение точно сформулировать свою мысль и донести ее до другого человека – один из важнейших навыков киберспортсмена. И его нужно тренировать также, как и другие навыки. Ну и вообще, не стоит забывать, что перед нами ребенок, а не чар, которого нам надо обязательно вкачать до максимального левела.

Старший школьный возраст: 15 – 17 лет;

На этом этапе родителю добавляется еще одна роль – менеджер. Знания, умения и навыки ребенка пора применять на практике. Для этого ему нужна команда, условия для тренировок вместе с тиммейтами, КВ и максимально возможное количество ЛАНов. Вообще, с турнирами будущего чемпиона TI нужно познакомить как можно раньше: как в качестве зрителя, так и участника. Все-таки атмосферу происходящего на стадионе трудно почувствовать через экран монитора.

Очевидно, что путь от школьника за компом до профессионального игрока долог и тернист. К этому нужно быть готовым как ребенку, так и родителю. Киберспортивные организации неохотно берут молодых игроков, даже если они обладают хороших скиллом. Почему? Во-первых, они могут быть эмоционально неустойчивыми. Во-вторых, зачастую у них плохо развит навык общения. В-третьих, они слабо понимают игру на макро-уровне. В-четвертых, из-за отсутствия опыта они не готовы играть на больших турнирах перед многотысячной толпой зрителей. Решением этих проблем мы занимались на прошлых этапах жизни ребенка, теперь нужно уделить им повышенное внимание.

Не помешает, кстати, канал на Twitch. Благодаря нему менеджеры команд вполне могут заметить будущего чемпиона. Главное, чтобы стримы не отвлекали от тренировочного процесса.

В целом, проделав такой путь длинной в 17 лет, вполне реально воспитать хорошего профессионального игрока. Возможно, лучшего. Но я еще не говорил о главном – желании самого ребенка. Не нужно с его помощью пытаться реализовать свои несбывшиеся надежды и мечты. Вы можете покупать своему чаду только вещи с персонажами Dota 2, но если эта игра ему будет не интересна, то ваши старания никак не изменят положение дел. Очень хорошо эту мысль раскрыла Галина Мальчугина – мама Юлии Чермошанской, Олимпийской чемпионки 2008 года:

«Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять заниматься «из-под палки», нужно дать ему возможность выбрать то, что ему действительно интересно, разделять его любовь к спорту и поощрять любую, даже самую маленькую победу – похвалу тренера, успешно выполненное упражнение, полученную грамоту на местных соревнованиях. Ребенок всегда должен ходить на занятия с радостью, а заметить талантливого маленького спортсмена на соревнованиях – это уже задача профессионалов».

В первую очередь, нужно исходить из желаний самого ребенка. А если он захочет стать чемпионом The International, тогда вы знаете что делать!

P.S. В небольшой статье трудно отобразить все многогранные аспекты 17-и лет воспитания. Я понимаю, что прошелся по верхам, для глубинного изучения вопроса вам стоит обратиться к тематической литературе. Для подготовки материала я использовал работы по возрастной психологии Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хилько и В.А. Сластенина. С помощью их монографий вы сможете основательно разобраться в теме и найти ответы на более сложные вопросы.

6 уроков, которые сделали Себа чемпионом

Видеоигры полезны. Шутеры восстанавливают зрение, а Тетрис борется с посттравматическим синдромом

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья