Монологи о CS
Блог

Как организуют BetBoom Dacha? Мы побывали на турнире и задали 10 главных вопросов

Сербский репортаж Игоря Ларионова.

Перед поездкой на второй турнир BetBoom Dacha в CS у меня были две цели. Первая, очевидная и понятная, – записать побольше интервью с топовыми каэсерами. После моего путешествия на Дачу в Дубае, где я половину турнира провалялся с градусником в подмышке, эта задача казалась наиболее важной. 

Но чем ближе был ивент, тем больше мне хотелось исследовать его изнутри. Не так часто выпадает возможность поработать на крупном LAN-турнире с топ-командами, да еще так близко к людям, отвечающим непосредственно за все, что вы видите на трансляциях (мой опыт на IEM Chengdu, к примеру, был совсем другим).

Этот материал – ответ на популярный вопрос «Как вообще организуются турниры?». Кто отвечает за картинку, которая появляется на стриме? Почему BetBoom Dacha все меньше похожа непосредственно на дачу? Как справляться с техническими неполадками незаметно от зрителя? Правы ли зрители англоязычных стримов, критикующие рекламу букмекеров?

Разобраться в этих и многих других вопросах мне помогли CEO FISSURE Николай Веснин, Head of Production FISSURE Илья Серков и комментатор FISSURE Егор «GrOm_0_ZeKa» Жучков. В тексте вы найдете как их комментарии, так и истории из моего личного опыта работы на турнире. 

Чем BetBoom Dacha отличается от остальных турниров?

Зрители привычно сравнивают турниры BetBoom Dacha с чемпионатами Summit, которые проводились несколько лет назад. Чилловая атмосфера, неформальный контент с игроками, уютная площадка для проведения матчей – все на месте. Но, попадая на сам турнир, осознаешь всю разницу в подходах. Если для Саммитов расслабленная обстановка была самоцелью, то FISSURE подходит к организации более тонко.

BetBoom Dacha – это все-таки топ-чемпионат, который конкурирует с гигантами рынка в виде ESL, BLAST и PGL. При этом FISSURE важно, чтобы зрители получали больше интересного контента с игроками, чем на более крупных стадионных турнирах. Николай Веснин объясняет это так:

«Когда мы начали проводить чемпионаты под неймингом FISSURE, то главной идеей было сделать турниры, которые не похожи на другие. То есть вывести более-менее новый продукт.

Многие считают, что BetBoom Dacha – это улучшенный Summit, но мы к этому относимся по-другому. У турниров схожий концепт – с домом, с вайбом. Но для нас очень важно количество контента на наших мероприятиях, его качество. Мы хотим показывать игроков с другой стороны. Все привыкли, что они дают интервью очень официально, ничего лишнего. А наша главная цель – показать, что они в жизни простые ребята, как и мы. Что они не ЧСВ-шные звезды».

Николай занимается проведением турниров не первый год. Многие наверняка помнят прекрасные чемпионаты Uprise Champions Cup – небольшие российские ланы, куда приезжали региональные тир-2 команды. Самый легендарный из них прошел в городе Электроугли.

«Когда-то очень давно мы уже делали первый турнир в коттедже. Игроки, которые там были, называют его DreamHack Elektrougli. Там играли Хуч, Дося, Люк, Дима, болгары. И все ребята вспоминают этот чемпионат, как один из лучших. И мы долгое время хотели продолжить эту серию турниров, но не могли найти партнера, с которым могли бы реализовать все свои идеи. Таким партнером сейчас стал BetBoom», – вспоминает Николай.

Как работает пресса?

Месяцем ранее я побывал на IEM Chengdu. Это был безупречный турнир, но с одним огромным минусом – комната для прессы. Организаторы засунули ее в подземный этаж арены, где было невероятно холодно, да и поймать интернет было непросто. И это я не говорю о том, что путь от пресс-рума до сцены занимал не менее пяти минут. 

На BetBoom Dacha Belgrade работать журналистом было в разы проще. Возможно, глупо сравнивать стадионный турнир и более камерный, но все же. Для работы прессы оборудовали отдельную комнату, в которой располагались русскоязычные журналисты, наши бразильские коллеги, а также ребята из HLTV. 

Чем занимается сотрудник пишущего издания на подобных турнирах? Основная часть работы – интервью. В медиа-дни на каждого запрошенного игрока журналисту выделяют примерно 20–30 минут. Для меня это минимальная планка, чтобы записать что-то не поверхностное, поэтому вопросы приходится подбирать осознанно.

Важно учитывать, что одних игроков приходится постоянно направлять по течению разговора, чтобы ответы не были односложными, а другие могут без подготовки наговорить на целую книгу. В первый день я разговаривал с Saffee и постоянно задавал уточняющие вопросы – только так от него можно добиться полноценного диалога. А на следующий день мы записывались с Зоником, и я в итоге выкинул примерно 70% вопросов. Потому что Дэнни настолько подробно и интересно рассказывал о некоторых темах, что время на запись быстро закончилось. 

Вне медиадней работы тоже хватает, начиная от постматчевых интервью и заканчивая турниром по пинг-понгу постоянным нетворкингом и получением новых знакомств. Но большая часть времени все-таки уходит на подготовку к интервью, его запись и расшифровку. 

Что делают вне матчей кастеры, стримеры и прочие инфлюэнсеры?

BetBoom Dacha – не только крупные турниры по CS и Dota. Это еще и в каком-то смысле сходка игроков, комментаторов, стримеров, блогеров и просто инфлюэнсеров, которые так или иначе связаны с киберспортом. Где еще вы увидите в одном месте Хуча, Зонера, Читбаннеда, Рейчела, Fnx и Малрина

Как вообще получается собирать на одном ивенте так много знаменитостей? Отвечает Николай Веснин:

«У нас хорошо работает совместный маркетинг с BetBoom, а многие наши гости – их амбассадоры. Мы стараемся хорошо рассказывать о Дачах, что это не просто турнир, где ты придешь и посидишь со зрителями у телека. Тут ты оригинально проведешь время с инфлюэнсерами, они могут друг с другом взаимодействовать, снять какой-то классный контент, пообщаться с игроками. Здесь ничто не отвлекает, это уникальный формат. И в основном многие пишут сами, что хотят приехать на турнир. Собирать так много знаменитостей не сложно, потому что есть большая поддержка от BetBoom, плюс мы сделали первую Дачу по Доте такой, что всем захотелось попасть на наш турнир».

Атмосфера действительно уникальная. Столько талантливых людей в одном месте общаются, играют в пинг-понг, обсуждают матчи и достопримечательности Белграда. И конечно, снимают тонну контента. 

Как отбирают комментаторов для турнира?

На BetBoom Dacha Belgrade приехало немало знакомых всем комментаторов и аналитиков. Flamie разбирал матчи, Worldedit попробовал себя вне формата комьюнити-каста, Dosia просто был собой. Но как такой состав вообще собирается? Вновь слово Веснину:

«Отбором талантов занимается Илья Серков, я, Злоба, Адекват. В основном всей бандой рассуждаем, кого позвать. У нас уже есть GrOm_0_ZeKa, Zoner, Cyberfocus, Adren, Hooch, Keen. Также мы работаем над подписанием Mousett. Рейчел находится на контракте BetBoom как амбассадор, поэтому мы с ним договорились. С Харуми такая же история. 

Главный смысл – смешивать легенд-олдскулов с молодой кровью. И вроде бы неплохо получается. Для нас очень важен вайб внутри команды, чтобы все ребята болели тем, что они делают, а не приходили на работу, как в офис. Типа пришел, сел, выполнил задачи, дождался 17:00 и ушел.

Для нас очень важна химия внутри коллектива, чтобы не было конфликтов. Недопустимо, чтобы наши таланты ругались. Мы в Доте по такому же принципу формировали коллектив».

Кто отвечает за картинку, которую мы видим на стриме?

Чтобы понять, как именно работает студия продакшена, я пообщался с Head of Production FISSURE Ильей Серковым. Небольшая беседа с ним – ниже.

– Сколько в целом людей работает над продакшеном BetBoom Dacha?

Думаю, около 100 человек на этом турнире.

– Это число выросло с проведения первой Дачи?

– Да, но оно уменьшилось с момента предыдущей Дачи. Потому что мы некоторые позиции увели на удаленку. Но мы также взяли на себя несколько комьюнити-кастов – Адрена и Зонера. Сейчас это тоже наши проекты, мы их делаем своими силами. 

– Мы находимся в комнате продакшена. Кто сейчас перед нами и за что отвечают эти люди?

– Во-первых, здесь у нас сидит главный инженер. Он находится на своем посту и принимает запросы, проблемы непосредственно от продакшена, а затем распределяет задачи между остальными инженерами. Первая линия людей здесь – это ответственные за русскую трансляцию. В нее входят режиссер, звукорежиссер, графист, отвечающий за графику на экране, медиа-режиссер, отвечающий за выход всех видеоматериалов, и продюсер проекта. В отдельной зоне справа сидит синхронный переводчик для перевода наших англоговорящих ведущих. 

– Кто ответственен за визуал, который мы видим на трансляциях?

– Визуал трансляции – это кропотливая работа большого количества людей. Наш СЕО, наши партнеры, наши зрители – все вносят вклад в визуальную составляющую проекта. Со стороны продакшена в создании визуальной концепции участвуют креативные продюсеры, режиссеры, операторы постановщики, художники по свету, редакторы и таланты.

– По твоему мнению, чем студия FISSURE отличается от конкурентов в выгодную сторону?

– В первую очередь мы отличаемся концепцией наших проектов. Это не похоже на классический киберспорт. У нас есть взаимодействие с какой-то дополнительной историей в проекте. У нас классный контент, очень крутая графика, уникальные решения по ingame-продакшену. Плюс мы черпаем вдохновение и из других областей. Но мы всегда стремимся сделать собственный продукт, наполнить его какими-то уникальными деталями. И дорабатывать уже известные всему миру вещи.

– Кто придумал дизайн в стиле различных карт? И что главная сцена выполнена в антураже Pool Day, а комментаторская – как на Awp_Lego?

– Любой проект у нас начинается с креативного митинга, на который мы подключаем людей из разных сфер. Креативных продюсеров из отдела маркетинга, и талантов, и редакторов, и операторов-постановщиков.

Но в наших встречах могут принять участие вообще все. Мы всегда обращаем внимание на зрителей, на партнеров. Наш CEO также принимает непосредственное участие в этих митингах. Поэтому это все коллективное творчество, которое позже дорабатывается выпускающим редактором до финального апрува со всех сторон. Нельзя сказать, что кто-то один придумал такой дизайн. 

Как проходит работа с англоязычной аудиторией?

Несмотря на то что основная аудитория BetBoom Dacha говорит на русском языке, FISSURE продвигает продукт и на англоязычную аудиторию. Уже второй турнир подряд роль ведущих выполняют Stunna и Veracity, известные по многим крупным ивентам. Также FISSURE удаленно работала со студией из Швеции, откуда вещали комментаторы и аналитики.

При этом на прошлой BetBoom Dacha в Дубае от англоязычных зрителей приходило много конструктивного фидбэка. Например, многие пользователи отметили большое количество рекламы букмекеров на трансляции. А что думает Николай Веснин на этот счет?

«Мы читали Reddit и видели все эти комментарии от пользователей. Мы проанализировали их. После турнира в Дубае сели, все это обсудили и решили делать то, что важно для аудитории. Русскоязычная аудитория привыкла к такому виду рекламы, а англоязычная – к другому. Так что мы под это подстраиваемся.

На этом турнире из рекламных инструментов BetBoom на англоязычной трансляции – только логотип и баннер под каналом. Мы даже коэффициенты исключили, чтобы не триггерить зрителей и показать им, что мы их слышим. Для нас очень важен комфорт игроков на турнире и то, что думает зритель.

Мы стараемся расти в этих направлениях всегда. Контент всегда должен быть уникальным, должен быть в тренде. Как только мы видим, что к чему-то теряется интерес, мы сразу пробуем что-то новое. Мы не боимся экспериментировать, не боимся проигрывать в каких-то решениях. Без ошибок не научимся лучше понимать нашу аудиторию», – считает CEO FISSURE.

Что делает продакшен во время технических неполадок?

Легендарный финал BetBoom Dacha Dubai 2023 с камбэком Team Spirit был омрачен длинной технической паузой во время пятой карты. В Белграде подобных проблем было значительно меньше, но несколько раз матчи все-таки вставали на паузу. Илья Серков рассказал, как FISSURE борется с подобными проблемами:

«Если случается какая-то техническая неисправность, то инженеры всегда идут оперативно чинить неполадки. А эфирная группа продумывает это еще до начала проекта. Если совсем у нас нет возможности что-то показать, то мы уходим на заглушку. Если есть возможность работать на камеру, то мы переходим на кадры комментаторов. Если есть возможность показать какой-то контент, то мы переходим на него.

Что касается BetBoom Dacha Dubai, то это была первая Дача вдали от нашей студии. Новая страна, новый опыт. Поиск оборудования в аренду и перевозка собственного оборудования заняла больше прогнозируемых сроков. Поэтому монтаж производился в самые кратчайшие сроки, что напрямую повлияло на качество. После каждого проекта у нас происходит дебрифинг, на котором мы фиксируем какие-то проблемы и потом находим решение.

Нам важно внимательное отношение к людям в кадре. Они должны создать синергию друг с другом и поддерживать интерес зрителей. Также мы снимаем качественный контент для наполнения прямого эфира. Прорабатываем интерактивы и рубрики. Делаем розыгрыши для зрителей. Создаем уникальные декорации и графику, чтобы на нее хотелось смотреть». 

Есть ли особенности работы комментатором на подобных турнирах?

«Здесь нет какого-то пафоса или излишнего официоза» – так описывает атмосферу в студии FISSURE комментатор Егор «GrOm_0_ZeKa» Жучков. Для него это второй турнир BetBoom Dacha, и вновь он прокомментировал финал. Я поспрашивал его об особенностях работы на ивенте с таким форматом.

«У Дачи особенный формат, такого раньше особо не было. Первые турниры были очень камерные, сейчас мы видим больший масштаб. При этом, как мне кажется, атмосфера Дачи сохранилась. Все на чилле, без официальности со всей щелей, как на тех же мейджорах. Все выглядит дружелюбно, игроки не чувствуют лишнего давления, так что им тоже удобно здесь находиться. 

Мешает ли такая чилловая атмосфера работать? Я не могу говорить за игроков – возможно, кому-то сложнее поймать фокус. Но для меня это лютый кайф. В целом я очень пунктуальный человек, и если у меня есть эфир, то я к нему буду готов вне зависимости от атмосферы». 

Чем отличается официальная трансляция от комьюнити-каста?

Одна из особенностей BetBoom Dacha – большое количество трансляций от комьюнити. Помимо официального стрима, турнир транслировали Shadowkek, Zoner, Adren, CS:GO News. И почти все они присутствовали на турнире. У зрителей был огромный выбор, где смотреть матчи: на официальной трансляции с профессиональным подходом, на стриме Адрена с домашней атмосферой и неформальным кастом или же у Шадоукека с рофлами и приколами. 

«Сейчас началась эра комьюнити каста, – считает Громозека. – Это происходит уже не первый день, а началось еще с Доты. Для меня это никакого негатива не несет. Да, официальную трансляцию стало смотреть меньше людей, чем раньше. Зато зрители, как мне кажется, стали от этого счастливее. Теперь у них есть выбор. Мне, например, нравится сидеть на официальной трансляции, даже когда я не комментирую. Кому-то нравится смотреть Зонера с Адреном. Каждому свое. Если студию устраивают цифры, то я только рад».

При этом если в Dota 2 у комьюнити-каста есть очевидный король в лице Никса, то в CS аудитория более распределена между стримерами. Я спросил у Николая Веснина, кто может стать своим Александром Левиным в CS:

«Вряд ли кто-то сможет делать так же, как Саша Никс. Он в этом плане достаточно уникальный и талантливый.

Но ни у кого не должно быть цели стать как Саша Никс. Если каждый будет своей медийкой заниматься, правильно себя раскрывать и работать, то все получится. Тот же Зонер станет более интересным благодаря своему труду и тому, как он будет раскрываться. Нужно работать, уважать зрителя, постоянно креативить и находить интересный контент. 

На сегодняшний день главный комьюнити-стример по CS для молодежи – это Shadowkek. Мейджор показал, что он интересен очень большому количеству аудитории».

Почему Дача – уже не дача?

BetBoom Dacha Belgrade стал вторым турниром от FISSURE, который я посетил. И если стартовая Дача по Dota 2 в Ереване максимально эксплуатировала дачный формат, а первый чемпионат по CS в Дубае перевел его в более элитное русло, то сербский ивент оказался совсем другим по атмосфере. Конкретно дачи тут уже не так много – все становится крупнее и профессиональнее.

После турнира меня это волновало больше всего: а не боятся ли организаторы потерять идентичность чемпионата и стать лишь одними из? К счастью, Веснин меня успокоил:

«Когда мы заходили, у нас был определенный концепт, в рамках которого мы планировали работать 4 турнира. От первого к четвертому турниру BetBoom Dacha формат трансформируется, он идет в более спортивную часть, но с элементами нашего вайба.

Конечно, эта дача в Белграде отличается от всех предыдущих Дач, как и они друг от друга. В Ереване одно, в Дубае второе, в Белграде третье. Следующие наши турниры будут проходить в новом концепте. Также под названием BetBoom Dacha, но будем пробовать что-то новое. Мы как раз считаем, что цикл одного концепта составляет четыре турнира.

Мы будем работать над направлением контента для трансляции, думать над новыми сценами, новыми декорациями, стараться придумывать какой-то другой формат аналитики. Мы ушли в более спортивный формат, потому что в этом сейчас нуждаются команды. Особенно учитывая график, который будет в следующем году. Если бы после каждой Дачи команды нуждались в отпуске, то к нам не приезжали бы именитые составы, их просто не пустили бы. Так что мы будем расти и трансформироваться.

Я думаю, что в конце года мы уже покажем что-то грандиозное и новое».

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий