Блог Лучший из лучших

Великая Deus Ex: настоящий киберпанк из нулевых

Неон и рок в одном месте.

Мы продолжаем знакомить вас с крутыми играми нулевых, в которые интересно сыграть даже сейчас. Недавно мы рассказывали о Fallout 2 – держите следующую масштабную RPG, Deus Ex.

Deus Ex – RPG с элементами шутера от первого лица, которая стала лучшим шутером нулевых в сеттинге киберпанка. Ее любят за голливудский размах сюжета, широкую кастомизацию и вариативность прохождений. Игроку предлагалось создать собственного терминатора из робо-улучшений (да!) и соответствующих навыков.

В Deus Ex чувствовалось, что решения влияют на игровой мир – даже количество убитых NPC меняло отношение к игроку. Игровая механика находила баланс между навыками геймера и атрибутами персонажа – да, в старых играх скилл еще что-то решал.

Сюжет напоминает события 2020 года – пандемия, вера людей в заговор правительства

Вы играете за Джей Си Дентона, правительственного агента, усиленного аугментациями, которые наделяют его сверхчеловеческими способностями. В начале игры он работает в отделении, созданном в ответ на растущую угрозу международного терроризма. Узнав, что его боссы связаны с иллюминатами, он присоединяется к своему брату-клону Полу и вступает в сопротивление. «Deus Ex объединяет два популярных сюжета, – поясняют в Ion Storm. Тысячелетнее безумие, охватившее мир, которое мы видим в «Секретных материалах», и общее увлечение теориями заговора. И желание поиграть с высокотехнологичными шпионскими игрушками».

Не весь геймплей состоит из шпионажа и проникновений в здания. Вне миссий вы можете свободно исследовать мир. Разработчики сделали всего три крупных города – Нью-Йорк, Гонконг и Париж – и другие локации, включая «Зону-51», зато они насыщены контентом. Это выделяло Deus Ex.

Вместо того чтобы позволить игроку свободно передвигаться по всей локации, между уровнями были переходные области с загрузочными экранами. Разработчики из Ion Storm в документации к проекту назвали этот момент определяющим: «Так много игр имитируют огромные миры и хвастаются этим. Посмотрите на TES: Daggerfall (Bethesda сделала открытые мир с процедурно генерируемыми локациями) с ее сотнями городов и поселений, короткими разговорами и случайными квестами. Мы чувствуем, что можно добиться большего, ограничив размер, но увеличив плотность взаимодействия».

Разработчики сделали всего три крупных города – Нью-Йорк, Гонконг и Париж – и другие локации, включая «Зону-51», зато они насыщены контентом. Для сравнения, в «Даггерфоле» было 15 тысяч городов и 750 тысяч NPC, а в предыдущей части TES: Arena – 400 локаций. Но города Deus Ex были прописаны вручную – вплоть до отдельных автоматов с газировкой и пасхалок.

Игра гиперреалистична даже сейчас: можно взаимодействовать со всем окружением, полно секретов и NPC на 50 часов геймплея

Плотность взаимодействия – еще одна сильная сторона Deus Ex. Уровни заполнены различными предметами, их можно толкать, тыкать, включать и залезать на них – все полностью функционально, от случайных деталей вроде туалетов со смывом, автоматов с газировкой и дверных звонков до сложных систем безопасности, которые можно взламывать для прохождения уровня. На видео ниже у игрока закончились отмычки, но такие мелочи в этой игре не останавливают – он просто взорвал дверь.

В Нью-Йорке вы становитесь свидетелем разрушительного воздействия таинственного вируса «серой смерти», а в Гонконге вы объединяетесь с китайской группировкой, чтобы найти иллюминатов и уничтожить механизм, создающий «серую смерть». В этих локациях спрятано множество секретов и NPC, с которыми можно завязать философские дебаты, так что полное исследование мира затянется на 50 часов – если сравнивать с нынешними играми, то это, например, как Horizon: Zero Dawn.

Из-за этой свободы и интерактивности иногда случаются забавные ситуации. Если вы наткнетесь на женскую уборную в штаб-квартире UNATCO на Острове Свободы – а вы наткнетесь, если полезете туда за лутом – ваш босс Джозеф Мандерли вас отчитает. Разработчики знали, что игроки любят исследовать каждый закоулок, и пошутили над этим. Кажется, что это крошечная и незначительная деталь, но она усиливает ощущение, что вы действительно влияете на этот мир, а не просто живете в нем.

Тут надо вспомнить о Гюнтере Германе – агенте с аугментациями, который донимает вас жалобами о неправильной газировке из автомата и заговоре обслуживающего персонала против него. Да, тут суровая реальность – массовая слежка, коррупция, заговор и пандемия, – но такие шуточные мелочи компенсируют жестокость окружающего мира.

Отличный пример интерактивности можно найти на уровне «Адская кухня». Брат Дентона Пол, которого преследуют иллюминаты, скрывается в грязном отеле. Местные жители называют его «Тонн», имея в виду тот факт, что когда-то это был Хилтон, но надпись «Хил» на знаке исчезла. После завершения нескольких миссий в Нью-Йорке на дом Пола нападают, и иллюминаты посылают отряд «людей в черном», чтобы убить его. Они хорошо вооружены, и Пол велит вам убегать через окно туалета – что и сделает большинство геймеров, когда увидит превосходящих в силе соперников.

Если вы сбежите, Пол умрет и больше никогда не появится в игре. А если вы останетесь с ним, сразитесь, как-нибудь заковыряете людей в черном и спецназ, которые ворвались в отель, Пол появится в Гонконге. 

При первом прохождении не каждый решится помочь брату, но возможность сделать это объясняет, почему Deus Ex до сих пор считается крутой. Дело как раз в свободе выбора, а не погоне за большим пространством на карте. В игре есть комментарии и линии диалогов для всего, что вы сделали. «Вы чувствуете, что уровни живут своей жизнью, независимо от действий игрока», – объясняют разработчики.

Аугментации превращают персонажа в Терминатора. Они влияют на реализм геймплея

Аугментации – импланты, которые заменяют органы и части тела на механические. Это всего лишь способ выделиться среди других RPG, где очки навыков никак не меняли внешний вид персонажа. У протагониста три встроенных аугментации – система «Друг/враг», фонарик и даталинк, позволяющий получать информацию. 

По ходу игры Дентона можно превратить в настоящего Терминатора – всего в игре 18 модификаций, и игрок выбирает именно те, что подходят под стиль прохождения. К примеру, для стелс-прохождения существует аугментация «Маскировка», делающая Дентона невидимым для людей и животных. При ее использовании звуки шагов все равно остаются, поэтому ее сочетают со способностью «Тихий бег». Благодаря правильному тюнингу персонажа каждое прохождение Deus Ex не похоже на предыдущее. 

Демо Cyberpunk 2077: запредельное внимание к деталям, боевка – кайф

Привычной шкалы здоровья в игре нет, но аугментации изнашивались и повреждались. То есть, если вы повредили ногу, вам придется хромать, что замедляет передвижение. То же и с руками, а выстрел в голову становится летальным. У каждой части тела была своя шкала здоровья, так что с поврежденной рукой вы все еще могли пользоваться ногами и глазами как обычно.

В самом начале игры, на Острове Свободы, вам станет понятно, что игра поощряет нестандартные подходы и творческое мышление. Этот уровень меньше других, но статуя обеспечивает полезную навигационную точку, а ее пропавшая голова намекает, что, возможно, не все так круто в этом антиутопическом видении будущего.

В Deus Ex полно отсылок к культуре. Вся научная фантастика в одной игре

В документах, записках и компьютерах часто встречаются отсылки к известным произведениям. Они расширяют и дополняют сюжет, а иногда еще и выдают коды для взлома системы наблюдения или сейфа. Среди них – цикл Азимова «Основание», «Искусство войны» Сунь-Цзы,»Ричард III» Шекспира, «Киберпространство» Гибсона и многие другие. Разработчики спрятали пасхалки и отсылки во многих кодах и паролях.

• Один из паролей – «reindeerflotilla», ранее использовался в фильме «Трон».

• Первая дверь с кодовым замком открывается кодом 0451 – это отсылка к роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

• Напоминаем, что игра вышла в 2000 году, но в Нью-Йорке нет силуэтов башен-близнецов. Это баг – в файлах игры они существуют, но из-за ограничений видеопамяти они не видны. Разработчики оправдали это тем, что «террористы уничтожили башни до начала сюжета». Через год все так и случилось.

Разработчики хотели показать настоящий мрачный киберпанк – у них получилось

В ранних документах Ion Storm, написанных за три года до релиза, философия амбициозной RPG описывалась так: «Ключевая особенность ролевых игр – свобода, позволяющая игрокам действовать так, как они посчитают нужным. Симуляция глубокого мира, позволяющая решать проблемы разными методами – лучший способ доказать это». 

Высокая интерактивность и сложность дизайна уровней в Deus Ex даже сегодня выглядят шикарно. Из документа многое вырезали, в том числе уровень на космической станции, но первоначальное видение геймдизайнера Уоррена Спектора оставалось неизменным на протяжении всего процесса: глубокая проработанная RPG в богато смоделированном мире. 

Спектор объяснял, почему все показано именно в сеттинге киберпанка: «Как и все на планете, я читал Тома Клэнси, смотрел в кино «Пассажира 57» и «Крепкого орешка» и ровно тогда я спросил себя: почему мы продолжаем делать игры про орков и эльфов, одиночек, выживших посреди космоса, про «Чужих» и вторжения пришельцев, и только ты (игрок) способен спасти этот мир».

Когда разрабатывали Deus Ex, шел четвертый сезон «Секретных материалов». Культовое шоу, очевидно, оказало влияние на сюжет игры с ее правительственными заговорами, закрытыми секретными организациями, людьми в черном и инопланетянами. Проектный документ подтверждает это, описывая историю как «порожденную ее темным, таинственным, заговорщическим тоном» и любой теорией заговора, которую вы можете придумать, начиная с «Зоны 51» и заканчивая Бильдербергской группой (Sports.ru – согласно одной из конспирологических теорий, этот закрытый клуб управляет миром), главными загадками и заговорами, в той или иной степени влияющими на ход мировой истории. Это мир, где паранойя, рожденная мифами про древние тайные общества, дергающие за ниточки мировых лидеров, полностью оправдана. 

Угадаешь игру по скриншоту? А если она вышла в 2007-м?

Уоррен Спектор задается вопросом: лучше ли жить свободно в мире хаоса или жить безопасно в упорядоченном мире чужого дизайна? Он перенес в игру свои политические и философские взгляды, описывая растущий разрыв между богатыми и бедными и как сильно государство может вмешиваться в жизнь граждан.

Название Deus Ex происходит от латинского выражения «deus ex machina», которое переводится как «бог из машины» – неожиданный поворот, разрешающий сложную проблему. Спектор намеренно убрал последнее слово, намекая на то, что в сюжете будут внезапные повороты. В его игре главный герой не должен «убить плохого парня», а выбрать дальнейший путь развития человечества – погрузить людей в каменный век или вернуть иллюзию идеального социума.

Моды улучшают графику нулевых и «убирают отстой»

Сейчас игра визуально кажется устаревшей и немного нескладной. Стоит ли считать ее из-за этого плохой? Нет. Вместо графики вам дают 30-50 часов невероятных путешествий по миру, историй, поворотов сюжета, городов, исследований – и все с головокружительным уровнем свободы. Да, это игра с квадратными персонажами (мы не про «Майнкрафт»), размытыми текстурами и малым количеством полигонов. Но, к счастью, есть моды, которые устранят большинство этих проблем. Для всех обладателей стимовской GOTY они бесплатны. 

Сравнение графики ремастера Crysis с оригиналом: вода круче, новое освещение – супер

Модификации исправляют ошибки и добавляют графон – не топовый, конечно, но вполне приятный глазу, но если вы хотите играть так, как задумывали разработчики, лучше их не ставить.

Популярный мод Shifter добавляет больше глубины и без того глубокому и проработанному миру. Его создатель хотел «убрать отстой» из базовой версии: он ввел систему для очков умений, которая полностью меняет игру. Враги станут жестче и умнее, но Дентона тоже не обидели – у него появится новое оружие, в том числе, огнемет и бомбы с напалмом. Если вы захотите пройти Deus Ex в первый раз, серьезно подумайте перед тем, как ставить моды. Они не помогут, когда вы захотите запустить игру в привычном разрешении.

Она действительно так популярна?

К концу 2000-х Deus Ex купили 138 тысяч человек – студия получила $5 млн прибыли. В следующем году продали еще 90 тысяч копий. К примеру, System Shock 2 зашел похуже – за год его купили всего 58 тысяч человек, но обе не сравнятся с Diablo II – за первые две недели ее купил миллион геймеров. Deus Ex потребовалось 9 лет, чтобы достичь такого результата – в 2009 Square Enix похвасталась первым миллионом.

***

Прямо сейчас легендарную RPG отдают за 20 рублей в Steam, но только на английском языке. Вместе с русификацией и бесплатным модом на улучшение графики эта глубокая и продуманная игра поможет убить время в ожидании очередного переноса Cyberpunk 2077. А если захочется максимального погружения в киберпанк конца 90-х – начала 00-х, то перед прохождением включите «Джонни Мнемоника» с Киану Ривзом.

7 моментов из игр, от которых невозможно не заплакать

В Ghost of Tsushima есть лисы-оборотни – как в Наруто. Их называют кицунэ

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья