10 лет назад в CS добавили персональные стикеры. Мы изучили, как они изменили рынок
Фил Попов погрузился в экономику.
Сейчас в самом разгаре один из важнейших турниров по CS – IEM Cologne. Турнир, который проводят больше 11 лет можно смотреть на Okko, но для нас он примечателен не только этим – в 2015 году на нем произошло важное событие, которое изменило весь рынок профессионального CS: в игру добавили индивидуальные стикеры участников турнира. Часть выплат с них забирает Valve, а остальное разработчики отправляют киберспортсменам.

Стикеры оказали колоссальное влияние на игроков, поскольку после их выпуска доходы некоторых участников превышают годовые зарплаты. Кибер собрал данные из открытых источников и опросил киберспортсменов, чтобы показать, как изменился рынок и его экономика.

До стикеров команды играли за банку пива
На заре CS как киберспортивной дисциплины речи о полноценных контрактах не было. Команды играли за призовые на турнире, которые часто формировались из взносов самих участников. Иногда к этому добавлялись полноценные призы:
💬«Прежде всего, – как отмечал игрок в CS 1.6 Алексей «Lex» Колесников, – это были, конечно, дипломы, кубки и компьютерные девайсы. К одному из таких призов запросто мог прилагаться ящик пива. Присутствовали и нестандартные: например, сертификат на прыжок с парашютом или круиз по Москве-реке».
В те годы полноценные доходы не превышали $200–500. Легенда российского CS Дмитрий «Hooch» Богданов рассказывал, что его первая зарплата была $200.
С появлением крупных международных соревнований вроде серии WCG (World Cyber Games) рынок изменился – в киберспорт пришли выплаты от спонсоров. Например, на WCG 2002 (аналоге чемпионата мира) российская команда m19 забрала $40 тыс.
Однако даже тогда профессиональные контракты оставались скорее редкостью. Вот что про это рассказывал Hooch уже в 2016 году:
💬«Контракты в России появились достаточно поздно, то есть, когда я уже долгое время играл в профессиональном Counter-Strike. Потому что в течение какого-то периода киберспорт сначала не считался спортом, потом его все-таки признали, затем он снова перестал считаться. Да и тем более в России правовая система в этом плане была не очень сильно развита. Можно сказать, сейчас [в 2016] я подписал первый профессиональный контракт, который имеет легитимность, понимаешь? Все остальное – филькина грамота».
Тем не менее даже в старых контрактах уже начинали указывать стоимости выкупов игроков и фиксировались выплаты призовых. Вот, например, контракт Ceh9 в NAVI 2010.

По этому контракту игроки NAVI 2010 на пике развития версии CS 1.6 получали около $1000 в месяц.
Переход в CS:GO изначально не сильно изменил рынок зарплат. Средний уровень в топовых командах оставался в районе $1000 без учета призовых. Но многое зависело от стажа и результатов. Например, на старте карьеры в NAVI российский игрок Seized зарабатывал около $500.
💬«Во время тестового периода мне платили вроде $500. Первая зарплата была $800 или $1000 – где-то 30 тыс. в рублях получалось. У старых игроков зарплата составляла $1,5 тыс. Это был 2013 год.

После прихода Flamie у нас начался длинный период, во время которого мы выигрывали турниры или заходили в топ-4. В 2015 году у нас всех зарплата стала $3 тыс., но у других организаций она была уже $10 тыс. Это становилось уже нормой, но у нас очень долго были качели на эту тему, и вот в 2016 году нам сделали $8–10 тыс.» – рассказывал игрок.
Похожими цифрами делился бывший тиммейт Seized по NAVI – Иоанн «Edward» Сухарев:
💬 «В VP [2007–2009] зарплата была $1000, из которых мы скидывались по $200–300 на квартиру. Когда собрали состав NAVI [2010], зарплата была тоже $1000. А в CS:GO зарплата уже росла относительно тому, как развивалась сама сцена. В какой-то период зарплата была $3 тыс., потом $5 тыс., через какое-то время $7 тыс., максимально доходила до $15 тыс.»
Зарплаты и призовые поднялись после появления мейджоров
Рынок зарплат начал меняться с приходом турниров от Valve – мейджоров. Вместе с ними увеличились и призовые. Если в CS 1.6 выплаты с крупных чемпионатов варьировались от $40–100 тыс., то при переходе в CS:GO цифры поднялись до $100–250 тыс. на старте.
Но самое главное – в 2014 году в CS добавили внутриигровые стикеры. Первыми были наклейки с логотипами команд. Их разбивали на несколько капсул: в зависимости от стадии, с которой стартует команда. За каждую проданную капсулу все участники команды получали выплаты от Valve. Уже в 2015-м на мейджоре в Кельне по такой же системе добавили индивидуальные стикеры игроков. Киберспортсмены значительно увеличили доход – выручка со стикеров кратно превышала их зарплаты.

«В среднем в 2015–2017 года игроки получали по $10–20 тыс. со стикеров. За один [мейджор] нам что-то типа $15 тыс. выплатили. Но это мы „челленджерами“ были. „Легенды“ получали побольше – $35–50 тыс. Там же по-разному все», – рассказывал игрок команды Flipsid3 Егор «Markeloff» Маркелов.
Параллельно продолжали расти и призовые. В 2016-м на мейджоре впервые разыграли $1 млн, с того же момента средний призовой фонд соревнований значительно увеличился. Крупные чемпионаты начинались уже от $250 тыс.
После пандемии средние призовые снова поднялись. Мейджор с учетом дополнительной стадии дошел до $1,25 млн, остальные крупные турниры стартовали уже с $500 тыс.

Рост выплат со стикеров и призовых на турнирах отразился и на зарплатах игроков. Медианные значения увеличились до $10 тыс., а в топовых клубах – в среднем от $20–30 тыс.
Вот что о зарплате в те времена говорил капитан NAVI Zeus:
💬«По моим ощущениям, у меня был год, когда я заработал $700 тыс. с зарплатой. В хороший год я мог зарабатывать от $50 тыс. до $70 тыс. в месяц. Это в NAVI. В Gambit у нас зарплата была поменьше, там были стикеры [в сезон победы на мейджоре], но суммы с них были меньше, чем сейчас [2020].
Самая большая зарплата в NAVI была больше $20 тыс. Для того времени это были хорошие деньги. Сейчас, безусловно, цифры выросли, хотя я знаю игроков, которые играют на тир-1 и зарабатывают сегодня меньше $20 тыс. в виде зарплаты. То есть такие игроки существуют, и их немало».
В 2021 году случилось еще одно важное изменение. Valve добавила в игру отдельную капсулу со стикерами для чемпионов мейджора. Соответственно, выплаты с нее шли напрямую только чемпионской пятерке.
Симпл рассказывал, что такие выплаты были в разы выше:
💬«Могу рассказать небольшую тайну о стикерах. Раньше игроки получали одну сумму, но сейчас мы получим в 15 раз больше. Потому что нам сделали личные капсулы победителей мейджора».
Другими деталями делилась сама Valve. К десятилетию выхода CS:GO компания рассказала, что клубы и игроки получили $70 млн за год с мейджоров в Стокгольме и Антверпене. В Швеции капсулы получили только игроки топ-16, а в Бельгии – топ-24. По грубым подсчетам на команду за один мейджор выходит от $1,5–1,75 млн со стикеров. В эту сумму входят выплаты за командные стикеры и за индивидуальные. Предположим, что они примерно равны, тогда получим $150–175 тыс. на игрока за один турнир.
Это же подтверждал в 2023 году H0bbit:
💬 «Сейчас зарплаты самые высокие у игроков в CS точно. Есть стикеры за попадание на мейджор. Сейчас за них выходят большие суммы. Когда я играл в 2017 и 2018 году с Adren, то там были совсем другие цифры. Когда я вернулся на топовый уровень, то ощутил огромную финансовую разницу. Скажу так, в 2017-м топ-10 команд мира получали от $10 до $12 тыс. Сейчас зарплаты больше, они подросли. За стикеры на PGL Major Krakow 2017 мы получили примерно по $120 тыс».
В последние годы выплаты со стикеров достигают $250 тыс. Зарплаты лучших игроков могут быть выше $45 тыс.
В том же 2023 году в Париже прошел последний мейджор на версии Global Offensive. Выплаты с него были рекордными за всю историю. Сказались два фактора: сам турнир и то, что стикеры продавались дольше, чем на всех остальных чемпионатах. Команды могли получить свыше $4 млн, а игроки – до $250 тыс. на человека.
Хоть следующий мейджор уже не был рекордным, выплаты не уменьшились. Об этом рассказывал руководитель Amkal – Герман «El classico» Попков:
💬«Это действительно очень хорошие деньги, особенно для команд, которые далеко продвигаются, играют в плей-офф и попадают в „легенды“, потому что эти капсулы самые ходовые, там есть супердорогие игроки, супердорогие автографы. Сейчас, например, золотой логотип NAVI очень дорогой, золотые росписи Donk и M0nesy тоже стоят сильно дорого. И все, кто находятся с ними [в капсуле], тоже хорошенько зарабатывают. Мы общались с нашими игроками, которые уже участвовали в мейджорах, с тем же Лехой Nickelback, он рассказал, что выходит порядка $200 тыс. или $250 тыс. на человека. Это очень большие суммы».

Уже сейчас зарплаты главных звезд сцены значительно изменились. В 2024 году появлялась информация, что лучший игрок мира Zywoo может зарабатывать около $100 тыс. в месяц. Однако точных подтверждений этому нет. Зато есть подтверждения, что его партнер по команде Ropz получал в прошлой команде около $45 тыс. в месяц. Это можно найти в открытых источниках.
В любом случае такие цифры касаются лучших 10–20 игроков мира. В среднем остальные участники профессиональной сцены находятся на уровне от $5–10 тыс. в месяц. Более подробной градацией зарплат делился авторитетный инсайдер Overdrive:
💬«Самая адекватная и правильная зарплатная практика у топ-организаций – это привязка к результату и индивидуальный подход. Что касается прогресса роста зарплаты, если очень приблизительно:
➢ топ-100 – $1 тыс.+;
➢ топ-70 – $1,5 тыс.+;
➢ топ-50 – $2 тыс.+;
➢ топ-40 – $2,5 тыс.+;
➢ топ-30 – $3 тыс.+;
➢ топ-20 – $5 тыс.+;
➢ топ-10 – $10 тыс.+.
Также для молодых игроков надо понимать, что зарплаты меньше $300 не может быть, если вам предлагают меньше, то в такую организацию идти нельзя».
Таким образом, в среднем игроки тир-1 уровня большую часть средств получают за счет стикеров. Один проход на мейджор способен покрыть примерно годовую зарплату топового игрока.
На арене в Кельне тащил хоккеист Панарин. Он вкладывался в киберспорт, но закрыл бизнес
Команды на мейджоре в Париже получили рекордную сумму! Почему это больше не повторится?
Как киберспорт увяз в деньгах Саудовской Аравии. И почему это плохо









































