24cyber.ru
Блог

Попытки видеоигровой индустрии передать мир Лавкрафта

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

О “творце” всего древнего и ужасающего

Ненавистник всего современного, расист, журналист, писатель в чьих рассказах и повестях насчитывается более двухсот синонимов слова “ужасный”, «бесполое недоразумение», «болезненный юноша», «зацикленный на себе затворник» и просто “странный тип” в начале двадцатого столетия подарил человечеству неповторимый жанр ужасов и уникальную культурную основу для всех видов искусства.

Можно сказать, что Говард Филлипс Лавкрафт “нашел и досконально изучил” самый глубинный, многогранный и сильный страх – страх перед неизвестным. И даже без поиска прямых отсылок, заимствований и пересказа его произведений – с уверенностью можно говорить, что любая игра, которая пугает атмосферой, звуками, следами, записками, всем тем, что находится за экраном – это наследие Говарда Филлипса.

Вечное “зло”

При этом “лавкарфтовское зло”: космическое, древнее, неизведанное и практически непобедимое – это не зло в классическом его понимании. Древние боги, ми-го, гончие псы Тиндала, бьяки, шантаки и шогготы не противопоставляют себя человечеству, не ставят целью его уничтожение, они не антагонисты. Просто слабость сознания и узость восприятия людей делает их бессильными перед бестиарием Говарда Филлипса. Называть чудовищ Лавкрафта злыми это так же нелепо, как искать моральные принципы в поведении бактерий и вирусов.

О “жертвах”

Если же говорить о классическом герое повестей, то это, как правило, физически слабый человек, который занимается интеллектуальной деятельностью. Он живет обычной жизнью, но в какой-то момент происходит что-то необъяснимое и герой начинает это расследовать. Или же он не желает искать ответы, но со временем начинает замечать вокруг себя все больше странностей. И все приходит к тому, что он сталкивается с чем-то древним и ужасающим, чем-то, что лежит за гранью его понимания. Как итог, главный герой сходит с ума, старается забыть увиденное, совершает самоубийство или же пропадает “при загадочных обстоятельствах”.

Об играх

В играх же герои не всегда беспомощны. Человечество переживет то, что, по идее, не должно пережить. Порой разработчики берут отсылки и бестиарий, но не передают нужную атмосферу. А есть и игры, которые не задуманы, как лавкрафтовские, но “попадают в точку”.

Очевидно, есть проекты, которые в открытую стебутся над миром Говарда Филлипса наподобие Achtung! Cthulhu Tactics, Tesla vs. Lovecraft или Cthulhu Saves the World. Есть и те, которые просто берут элементы “лора” или чудовищ из рассказов, как, например, World of Warcraft, Darkest Dungeon и Sherlock Holmes: The Awakened. Но вместе с тем находятся примеры игр, передающих главное - атмосферу гнетущего и непостижимого космического ужаса.

1. Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Жанр: Survival horror/First-person Shooter

Год выхода: 2005 г.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth это, наверное, самая знаменитая игра по вселенной Лавкрафта, и даже спустя 15 лет она уверенно занимает топы соответствующих списков. Хотя и забавно, что самого Ктулху в игре почти нет. Вполне канонично, что главный герой – детектив, и что после столкновения с необъяснимым он начинает сходить с ума, попадая в психиатрическую больницу и в поисках ответов, со временем, окончательно “теряет себя”. Тайный орден, оккультные знания, жертвоприношения, многочисленные галлюцинации героя и угнетающая беспомощность – все это типичная “лавкравтовщина”. Хотя и есть некоторая странность в том, что в игре у Джека Уолтерса получается уничтожить “книжное” чудовище – шоггота. Игра глубоко погружает в происходящее, проходится на одном дыхании и пугает так, как должна: следами, звуками, атмосферой, тем, что находится за гранью понимания главного героя и экрана игрока.

2. Sunless Sea

Жанр: RPG/Roguelike

Год выхода: 2015 г.

Игра является продолжением текстовой RPG Fallen London. Игроку достается нелегкая доля капитана, плавающего по подземному морю. При этом можно сказать, что он обречен, ведь его смерть неминуема – цели и задачи игрок ставит сам, в игре нет “окончательной” победы. После гибели морехода на его место просто приходит новый и так до бесконечности. Исследование новых земель, выполнение квестов, истории от которых захватывает дух и неописуемые пейзажи – все это посреди гнетущей атмосферы мира, который пережил столкновение с древним, космическим и безумным ужасом.

Пусть игра и не пугает, но мир, который изменился до неузнаваемости она “рисует” очень детальным и объемным, хоть и не лишена багов и геймплейных проблем.

3. Sunless skies

Жанр: RPG

Год выхода: 2019 г.

После событий Sunless Sea прошло десять лет. Обитатели нового мира сумели достичь космических высот. В отличие от предшественника эта игра, хоть и медленно, но рассказывает конкретную историю и имеет полноценный сюжет. Мир значительно увеличился: различных мелочей, деталей и отсылок стало больше. А фирменная атмосфера плотной и беспросветной слабости перед окружающей реальностью сохранилась. По своей сути, это более объемная, целостная и законченная Sunless Sea. Да, игру можно назвать затянутой и монотонной, но и в этом можно найти некую каноничность. Ведь не стоит забивать, что отчасти и книги Говарда Лавкрафта это очень медленное чтиво, состоящее по большей части из избыточных и исчерпывающих описаний.

4. Bloodborne

Жанр: Action/RPG

Год выхода: 2015 г.

Очевидно, что эта игра не нуждается в представлении. Несмотря на то, что хоррором ее называть некорректно, и главного героя в ней тоже очень сложно назвать слабым и беспомощным, она все же раскрывает одну очень важную “лавкрафтовскую” тему. Ведь по своей сути – это история о том, как люди вышли на контакт с высшими силами, но не смогли постичь их даров в полной мере. А игрок сталкивается с результатом злоупотребления этими дарами. Все это идеально ложится на основные тезисы Говарда Филлипса. Bloodborne идеально передает настроение его миров: осушение чего-то за гранью восприятия героя, чего-то дикого, космического и безумного.

5. Penumbra

Жанр: Survival horror

Год выхода: 2007 г.

Наверное, именно эта игра целиком и полностью смогла передать классического “книжного Лафкрафта”. Она собирает в себе все частички ужасающего рассказа. Героя, который отправился непонятно куда, чтобы найти отца, от которого много лет ничего не слышно. Кромешную тьму непонятных пещер, которую приходится исследовать и видеть безумцев, переживших столкновение с чем-то необъятным и непостижимым. А также постепенное осознание героем того, что ему тоже придется с этим столкнуться. Идеально вписалась и подача истории в виде флешбэков. Разработчикам удалось главное – используя исключительно звук, и толком ничего не объясняя, они создали уникальную атмосферу страха.

6. Call Of Cthulhu: The Official Videogame

Жанр: Survival horror/RPG

Год выхода: 2018 г.

В игре рассказывается история частного детектива, в прошлом полицейского и ветерана Первой Мировой. Прошлое дает о себе знать – Эдвард Пирс страдает от депрессии и алкоголизма, но на его профессиональных навыках это не сказывается. Главный герой отправляется на остров Даркуотер рядом с Бостоном, чтобы расследовать мистическую гибель художницы Сары Хокинз и ее семьи.

Трупы китов, густой туман, готический особняк, столкновение с сектой и тайны местной психиатрической больницы – разработчики очень детально проработали пугающую атмосферу, которая постепенно сводит Эдварда с ума.

С другой стороны божеств в классическом понимании в игре нет. А мистика, по меркам Лавкрафта, очень банальна.

7. SOMA

Жанр: Survival horror

Год выхода: 2015 г.

На первый взгляд кажется, что SOMA – это история про закат человечества, про сочетаемость техники и органики, может быть, про ужас, который таит в себе искусственный интеллект. Но это не совсем так, игра просто, постепенно и вкрадчиво задает вопросы о смерти. Страшные вопросы. Задает, но не отвечает на них. Хоть историю и можно назвать приземленной, но, как завещал Говард – она играет с воображением игрока. И это именно то, как должен пугать “лавкрафтовский” рассказ. SOMA рисует глобальную картину мира, которая методично и постепенно “обрушивается” на сознание игрока. Игра создает атмосферу, которая подавляет волю и каждой деталью делает персонажа все беспомощнее перед равнодушной реальностью.

8. Moons of Madness

Жанр: First-person horror

Год выхода: 2019 г.

Moons of Madness можно назвать современным научно-фантастическим Лафкрафтом. Она очень близка к тому, чтобы передать соответствующую атмосферу, при этом она не прибегает к большому количеству прямых заимствований. В игре есть главный герой, Марс и сверхъестественные космические ужас и безумие. Постоянная паранойя, видения, беспросветное одиночество и неясность происходящего – все это сводит с ума вполне “лавкрафтовского” героя. Хоть и проблемы в игре задумывались совсем иные, нежели в рассказах Говарда Филлипса – Moons of Madness заслуживает внимания, как актуальная адаптация. Просто “секретность” заменила таинственность. Космос стал чуть более изученным, но не менее пугающим. Но человеческие проблемы и “сюжет” не изменились и остались теми же.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий