10 мин.

Всю ночь играл в «Зайчика». 5-й эпизод – величие!

Absolute cinema.

На часах 00:30, за окном мрак, я запускаю «Зайчика» (Tiny Bunny) – впереди долгая ночь наедине с детскими страхами и воспоминаниями. Я мог бы разбить прохождение на несколько дней или выбрать для игры время посветлее… Было бы мне легче? Наверняка. Пожалел ли я о своем решении? Точно нет.

Спустя 9 часов прошел игру с первого и до последнего эпизода, изучил ее вдоль и поперек: мои руки обмякли, под глазами появились темные впадины от усталости, обостренный разум стонал и просил о помощи. При первой попытке мой Антон погиб еще в четвертом эпизоде, в 05:08 по минскому времени. Но это оказалось лишь подготовкой к тому, что ждало впереди.

Финальный эпизод – не просто продолжение игры, а искусство высшей пробы. Именно ради такого стоит жертвовать сном и рассудком.

📌 Инсайды о 5-м сезоне «Зайчика» и новая игра от Saikono Joker!

«Зайчик» – визуальная новелла от российских разработчиков. Шедевр уровня Стивена Кинга

Tiny Bunny выходит эпизодами с 2021 года. У игры «крайне положительные» отзывы в Steam,свыше 600 тысяч проданных копий и огромная фан-база. Но если вы видите эту игру впервые, без паники – сейчас все объясню.

«Зайчик» – не просто визуальная новелла, а хоррор-аттракцион, который умудряется быть куда страшнее многих классических ужастиков. Монохромный черно-белый стиль, узнаваемая эстетика конца 90-х и редкое умение работать не просто со скримерами, а с атмосферой первородного, липкого страха. Разработчики выбрали путь не шокировать, а медленно, методично подтачивать нервы игрока – шорохами, голосами, ощущением угрозы за каждым окном. Если играть в темноте и наушниках (как это делал я), порой кажется, что игра дышит тебе в затылок… А еще хоррор дарит непередаваемый опыт, где любое решение может обернуться чем-то куда более зловещим, чем кажется на первый взгляд.

Tiny Bunny основана на одноименном рассказе интернет-писателя Дмитрия Мордаса. Сюжет переносит нас в конец 90-х, в затерянный среди сибирских лесов поселок, куда приезжает 12-летний мальчишка Антон Петров. Его отец потерял работу в городе и, похоже, перешел дорогу бандитам – вот и скрывается с семьей в российской глубинке. На севере дела не ладятся: родители постоянно ссорятся, Антон и его сестричка Оля боятся, что мама и папа однажды разведутся.

Жизнь Антона разрушается еще сильнее, когда в округе начинают исчезать дети. Главный герой – эмпатичный малый, поэтому пытается самостоятельно расследовать пропажу детей. Чем глубже погружаетесь в сюжет, тем меньше остается сомнений: в этих места живет нечто страшное – и оно уже давно за вами наблюдает. 

А еще у Антоши творческая натура и подвижная психика – он принимает какие-то таблетки, поэтому история постоянно балансирует на грани реальности и жутких фантазий. Даже после прохождения первых четырех эпизодов вы не поймете: все происходит взаправду или вы наблюдаете плод болезненной фантазии бедного ребенка.

Именно благодаря тонкой грани между реальностью и мистикой «Зайчик» обязан стоять на одном уровне с произведениями Стивена Кинга. «Сияние», «Оно», «Мизери», «Кладбище домашних животных» – в каждом из романов писатель помещает читателя в миры, где в будничную жизнь героев очень медленно и тягуче просачивается ужас. Причем все развивается настолько естественно, что момент перехода сразу и не заметить. Все это работает и в Tiny Bunny.

Так вышло, что вся эстетика игры попала в меня – с первых и до последних минут я катался на эмоциональных качелях. Сюжет то поливал меня теплым душем из детской ностальгии, то включал напор ледяных воспоминаний из собственного прошлого.

У нас с Антоном много общего: я тоже жил в деревне, ходил в такую же школу, в классе над доской висели портреты писателей, учительница русской литературы была амбассадором строгости, а на переменах мы заполняли анкеты.

Я точно так же обожал рисовать, придумывал свой комикс, собирал бегемотиков из киндеров, смотрел мультики на видеокассетах и стрелял по уткам в «Денди».  

В 12 лет у меня тоже была влюбленность. Надеюсь, та девочка никогда не увидит этот текст и не узнает, что для меня она тоже пахла нежной ежевикой. 

Как и Антону, мне приходилось постоять за себя. В классе был тот самый агрессивный задира из неблагополучной семьи, который цеплялся и ко мне. Я терпел, пока тот не перегнул палку – в итоге вспыхнул и прямо на уроке вмазал ему в челюсть, когда учительница отвернулась.

Поэтому в «Зайчике» я даже не колебался – втащил хулигану, не велся на поводу у фантазий и боролся за любовь. Правда, слишком смелое поведение завершило мое прохождения еще в 4-м эпизоде – Антона прирезал местный гопник Ромка. Трагичный финал, но как же красиво сделан – на примере этой сцены чувствуется величие сторителлинга: 

● Сперва вдалеке видишь хулигана с ножом.

● Понимаешь, что все будет хорошо, ведь впереди 5-й эпизод.

● Он бьет Антона ножом в живот! Шок – мои глаза округлились.

● Затем главный герой замечает, что ножик был из магазина приколов, ведь лезвие моментально спряталось под курткой. Я выдохнул.

● Через пару секунд понимаешь, что лезвие было настоящим – просто у пацана сработал болевой шок. Я снова в ужасе, но задним умом просчитываю, что лезвие могло пройти мимо важных органов. Успокаиваюсь.

● И в следующее мгновение Ромка валит меня на снег, прыгает сверху и наносит десяток резких ударов в такт моим кликам. 

Вот и сидишь ошарашенный, читая тоскливое послесловие, от которого сжимается сердце. Но это лишь один момент, а ведь такими неожиданными поворотами нашпигована чуть ли не каждая сцена. 

Пятый эпизод «Зайчика» – «absolute cinema»

После его прохождения считаю Tiny Bunny одной из величайших игр России. Новелла сделала на уровне мировых шедевров и заслуживает быть среди номинантов The Game Awards. 

Поэтому мое мнение о финале будет очень кратким – игра настолько великолепна в каждом аспекте, что я боюсь выдать даже малейший спойлер. Их там наберется на целый черный гараж – задумайтесь, в «Зайчике» целых 20 концовок! Раскрой я хоть что-то – и буду ничем не лучше Ромки, который тыкает в вас ножом.

Самые безопасные инсайды: в игре снова есть место для детской романтики, кому-то повезет увидеть Куплинова и Братишкина, появились новые прикольные мини-игры, где можно играть на гитаре и жарить котлеты. Балдеж!

Я лично слышал от создателя игры Антона Старцева (Saikono Joker), что в игре есть хороший финал: «Наш сценарист Женя Сокарев не хотел создавать позитивные концовки, но я его уговорил. Чтобы их открыть, придется попотеть. В игре каждый выбор на вес золота, поэтому на финал повлияют все решения, начиная с первого эпизода. Возможно, кому-то придется полностью перепройти игру, чтобы открыть светлую концовку».

Антон не преувеличил – на развязку влияет каждая мелочь, каждый мало-мальский выбор. Перепрошел игру несколько раз и открыл около 10 концовок – все оказались трагичными. Каждая из них – сценарный, кинематографический и аудиовизуальный шедевр. Впервые в жизни я так зачитывался диалогами и ни разу не заскучал. 

Настоятельно рекомендую раскрыть побольше финалов и не закрывать игру после титров – в конце поджидают важные послесловия и невероятные саундтреки, которые захочется слушать всю зиму. В каждом ответвлении история играет по-новому, персонажи раскрываются еще сильнее, вы узнаете факты, о которых даже не догадывались: 

● Какие таблетки принимает Антон?

● Можно ли спасти Катю?

● Что случится, если встречаться с Полиной?

● Почему дедушка Полины странный?

● Из-за чего Ромка стал негодяем?

● Как может сложиться судьба родителей и сестрички Оли?

● Как собака Жучка влияет на сюжет?

● Кто маньяк?

● Есть ли в игре тот самый хеппи-энд?

● В конце концов – кто все эти животные?

В итоге я под разными углами посмотрел на мистику в поселке, на пропажу детей и будто психолог копался в личности Антона, Полины, Ромки и Кати. Заново пересобирал общую картину в голове, а после узнавал новый факт – и бум, восприятие полностью менялось! 

Когда тащился утром спать, словил себя на фатальной мысли: «Порой обычная смерть – лучшее, что может произойти с человеком. Возможно, гибель Антона в 4-м эпизоде и была счастливой концовкой…». Наверняка это узнаю совсем скоро – меня ожидают нераскрытые финалы.

***

Месяц назад я пел оды Dispatch, но «Зайчик» выносит почти идеальный проект AdHoc Studio. Безусловно, визуально, геймплейно и по духу они совершенно разные, но вариативность и проработанность Tiny Bunny – эталон.

Дмитрий Мордас, команда Saikono и все причастные, спасибо за шедевр.